Ася Карамова
Дидактическое лото на развитие представлений о величине
▼ Скачать + Заказать документы
Лото (определение предмета по величине)
Цель: учить определять зрительно предметы, резко различающиеся по величине, соединять зрительный образ со словом.
Оборудование: карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); предметы расположены на карточках по-разному (например: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое дерево; маленький мяч, большой мяч и т. п., карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).
Ход игры
Публикация «Дидактическое лото на развитие представлений о величине» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Лото. Настольная игра своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Педагог раздает детям большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивая: «У кого, такая?» Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. После этого закрепляют результат словами: «Правильно, это большой дом». В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения игры каждому ребенку дают не одну, а 2-3 карточки.
«У кого большой мяч?»
Цель: обратить внимание на относительность величины предметов (один и тот же предмет может быть большим или маленьким в зависимости от того, с каким предметом его сравнивают); закреплять слова «большой», «маленький», «больше», «меньше».
Оборудование: мячи разной величины по количеству детей.
Ход игры
Дети сидят полукругом, а педагог за маленьким столом напротив. На столе под салфеткой лежат мячи. Педагог вызывает двоих и дает каждому по мячу. Спрашивает, у кого большой мяч, а у кого маленький. Дети отвечают, педагог подтверждает: «Верно, у Миллы мяч большой, а у Семёна маленький». Предлагает Семёну отвернуться, а в это время меняет у Миллы мяч на маленький, меньший, чем у Семёна. Не давая Семёну повернуться, спрашивает: «Какой у тебя мяч?» Семён отвечает: «Маленький» — и поворачивается. «Какой у Семёна мяч?» - спрашивает педагог. Дети отвечают: «Большой». Такие перемены производятся несколько раз. Затем педагог вызывает другую пару и так же меняет им мячи, начиная от самого большого до самого маленького, выкладывая их в ряд на столе. Спрашивает: «Где самый большой мяч?» Убирает его. И так, пока останутся два мяча. Затем те же действия производят в обратном порядке, от маленького к большому. Когда останется один мяч, педагог спрашивает: «Какой мяч остался — большой или маленький?» Дети говорят, что большой. Педагог выходит и приносит еще один мяч, больше того, что лежит на столе. Спрашивает, указывая на лежащий, на столе мяч, большой он или маленький. Оказывается, теперь он маленький. Дети встают в круги играют с большим мячом, передавая его друг другу.
«Зоопарк»
Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.
Оборудование: трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон, клетки для них из картона, наборное полотно.
Ход игры
Педагог рассказывает детям, что в зоопарк привезли новые клетки, надо помочь зверям правильно найти свое место. Ставит в наборное полотно две клетки - самую маленькую и чуть побольше - и достает два трафарета: зайца и лису. Кто-либо распределяет их по клеткам. Дети под руководством педагога отмечают, что заяц маленький, а лиса большая. Взрослый выставляет еще две клетки — для волка и тигра. Оказывается, что они больше лисы. Затем появляются клетки для лисы и слона.
Вариант игры. В наборное полотно располагают сразу все клетки вперемешку. Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине.
«Кто высокий?»
Цель: учить понимать относительность высоты предмета; показать, что один и тот же предмет может быть высоким, или низким в зависимости от того, с чем его сравнивают; обратить внимание, что слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже» относятся не только к предметам, но и к людям, определяют их рост.
Ход игры.
Педагог вызывает двоих детей: одного самого маленького по росту, другого повыше, ставит их рядом и просит ребят сказать, кто из стоящих детей высокий. Переспрашивает: «Коля высокий или низкий?» Затем говорит: «Правильно, Коля высокий, выше Тани». Сажает Таню и вызывает ребенка, который выше Коли. Ставит их рядом, сново спрашивает: «Коля высокий или низкий? Правильно, теперь можно сказать, что Коля низкий, а Саша высокий, Коля ниже Саши, а Саша выше Коли». Педагог вызывает других детей, таких, чтобы высокий в одной паре оказывался низким в другой, затем переставляет их в обратном порядке. Тот, кто был ниже в предыдущей паре, должен быть выше в следующей. Потом педагог объясняет, что он сравнивал детей по росту: одни выше ростом, другие ниже. Предлагает всем построиться по росту. Помогает детям правильно определить свое место. - Построившись в шеренгу, дети маркируют по комнате.