Папки-передвижки

Дидактический материал «Волшебные мешочки»

Инна Мусиенко
Дидактический материал «Волшебные мешочки»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «Волшебные мешочки»

Введение.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Публикация «Дидактический материал „Волшебные мешочки“» размещена в разделах

Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.

Однако тактильно-двигательное восприятие имеет и свою специфику, поэтому в играх появляются новые задачи и условия. Если зрительное восприятие обычно происходит без помощи других органов чувств – осязания, слуха, то тактильно-двигательное восприятие у человека с нормальным зрением, как правило, сопровождается зрительным и в чистом изолированном виде встречается редко. В играх приходится специально создавать условия, чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие: закрыть глаза, поставить ширму, использовать «чудесный мешочек» и др.

Основная цель дидактического материала «Волшебные мешочки» – стимулирование тактильного восприятия и координации движений для того, чтобы ребенок мог владеть собственным телом, движениями и оценивать окружающие предметы в пространстве.

Задачи:

- развивать тактильную чувствительность;

- координацию движений, мелкую моторику;

- развивать внимание;

- развивать целостное восприятие объекта умение, соотносить одинаковые фигуры;

- формировать тактильное различение свойств предметов, осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции.

Теоретическая часть.

Развитие тактильно – двигательного восприятия требует внимания, специального обучения и у нормально развивающихся детей, а работа в этом плане с проблемными детьми приобретает особое, коррекционное значение. У ребёнка с отклонением в развитии нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, ребёнок неподвижно держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, что препятствует развитию зрительно - двигательной координации. Игры на развитие тактильно – двигательного восприятия должны помочь коррекции указанных дефектов.

Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Перечислим основные из них:

- ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др., обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

- нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);

- нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);

- определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Практическая часть.

Работу с дидактическим материалом «Волшебные мешочки» можно проводить в несколько этапов, разделив на ряд упражнений:

1. Упражнение по ознакомлению с содержимым мешочков и раскладывание предметов по парам.

(Материал : 2 мешочка, салфетка, корзинка, предметы (маленькие муляжи фруктов или овощей).

Педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Волшебные мешочки». Для работы нужно постелить салфетку. После этого педагог достает из мешочка предмет, ребенок называет, кладут на салфетку. И так каждый предмет, называя, выкладываем вряд (сверху вниз). Затем педагог берет другой мешочек, вынимает предмет, спрашивает ребенка: «Что это?» (Груша). «Есть ли у нас груша?» (Да). «Значит, кладем вместе (рядом)». И предлагает продолжить ребенку работать самостоятельно, который, таким образом, выкладывает парами фрукты. Далее педагог предлагает убрать в корзинку ряд фруктов, расположенный справа. А ряд слева – убрать в мешочек.

Таким образом, переходим к следующему упражнению.

2. Упражнение «Подбор пары на ощупь».

Педагог берет из корзинки любой фрукт (например, сливу) левой рукой, ощупывает его, а правой ищет в мешочке такой же. При этом свои действия озвучивает: «Нет, это не слива, и это не слива. Вот, наверное, слива». Вынимает, смотрит: «Слива. Одинаковые?» (Да). «Кладу вместе», обе сливы кладет на салфетку парой. Далее берет левой рукой из корзинки яблоко: «Теперь буду искать яблоко», ищет в мешочке яблоко, сопровождает словесно свои действия. Находит яблоко и кладет вместе – парой. Затем предлагает ребенку: «Теперь ищи ты». Ребенок продолжает подбирать пары на ощупь. Когда все пары подобраны, педагог просит ребенка убрать один ряд в корзинку, другой в мешочек.

Следующее упражнение можно провести в другой раз.

3. Упражнение «Подбор пары на основе зрительной опоры».

В этом случае, педагог вынимает из корзинки предмет и кладет его на салфетку, а затем ищет такой же предмет в мешочке. Далее предлагает ребенку продолжить подбирать пару таким способом.

4. Упражнение «Подбор пары на основе слуховой опоры».

Проводя это упражнение предметы должны быть разложены, как и в предыдущем этапе. С той разницей, что корзинка у педагога прикрыта салфеткой, чтобы ребенок не видел предметы. (Поэтому для проведения данного упражнения необходимо иметь две салфетки). Педагог называет предмет, который будет искать: «Сейчас я найду свеклу» (ищет в мешочке, сопровождает словесно свои действия. Вынимает свеклу из мешочка и из корзинки. Спрашивает ребенка: «Одинаковые?» (Да). «Кладу вместе, парой» (кладет предметы в верхней части салфетки). Следующие предметы находит таким же способом и выкладывает на салфетке, ниже предыдущей пары. Далее предлагает продолжить ребенку: «Теперь ищи ты. Что будешь искать?». Ребенок называет предмет, ищет его в мешочке, находит, затем смотрит в корзинку и выбирает такой же овощ. И так проводится упражнение, пока все предметы не будут распределены по парам.

5. Упражнение «Подбор пары двумя руками одновременно».

Педагог предлагает ребенку разложить предметы в два мешочка. «Смотри, как теперь я буду искать». Запускает обе руки в мешочки, называет предмет, который будет искать, сопровождает свои действия словами, находит оба предмета, вынимает их и спрашивает ребенка: «Одинаковые?» (Да). «Кладу вместе». Затем предлагает ребенку: «А теперь ты ищи. Что будешь искать?». Ребенок называет, ищет, достает оба предмета, если одинаковые, то кладет пару на салфетку, ниже предыдущей.

Одним из вариантов работы с волшебными мешочками является упражнение «Найди пару».

Материал : корзинка, 5 пар мешочков одинакового размера и цвета, но отличаются лишь тесьмой, которой завязаны: 5 мешочков – с голубой, 5 – с желтой тесьмой; предметы в каждом мешочке.

Педагог предлагает ребенку выложить из корзинки мешочки и разложить их по цвету тесьмы: слева ряд с голубой тесьмой, справа ряд с желтой тесьмой. Затем педагог берет мешочек с голубой тесьмой, ощупывает, дает ребенку ощупать и говорит: «Буду искать такой предмет» (в левой руке держит мешочек с голубой тесьмой, а правой ощупывает мешочки с желтой тесьмой, сопровождает словесно свои действия: «Не этот предмет…». Затем, найдя одинаковый предмет, дает оба мешочка ощупать ребенку. Спрашивает: «Такой же предмет?» (Да). «Кладу вместе». Далее педагог предлагает ребенку: «А теперь подбирай ты». После того, как ребенок подобрал все пары, педагог предлагает: «Проверим все мешочки». Достают из первой пары предметы, смотрят, сравнивают, кладут на мешочки и так проверяют все пары. В конце упражнения все предметы кладут обратно в мешочки.

Дидактическая часть.

«Волшебные мешочки» (Отражены в презентации)

Публикации по теме:

Дидактический материал.Дидактический материал. Развивающая дидактическая игра "Собери картинку". Предназначена для детей от 3 до 4 лет. Цель: • Развиваем мелкую моторику рук; • Учиться.

Дидактический материалДидактический материал Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своими методическими "наработками". Дидактическое пособие «Звукобуквенный пароходик» Задачи:.

Дидактический материал «Буквы из теста»Дидактический материал «Буквы из теста» Начну с того,что я сама люблю работать с тестом, мне нравится мять его в руках, придавать различные формы. Тесто словно впитывает тепло.

Дидактический материал «Коллекция тканей»Дидактический материал «Коллекция тканей» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей разработкой в рамках тематической недели:"Знакомство со свойствами материалов. Ткани". Для более.

Дидактический материал «Мойдодыр»Дидактический материал «Мойдодыр» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию многофункциональный дидактический материал. Многофункциональность данного.

Дидактический материал по ФЭМП для средней группы .

Дидактический материал «Волшебная лупа. Исследуем с лупой и размышляем»Дидактический материал «Волшебная лупа. Исследуем с лупой и размышляем» Дети очень любят рассматривать предметы через лупу, этот дидактический материал помогает ребятам исследовать и узнавать. Он разработан для.

Дидактический материал «Такие разные лоскутки»Дидактический материал «Такие разные лоскутки» Предлагаю Вашему вниманию дидактический материал сделанный своими руками. "ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЛОСКУТКИ" Материал представляет собой двусторонний.

Дидактический наглядный материал для занятий по математикеДидактический наглядный материал для занятий по математике В прошлом году у нас поменялся статус детского сада на ясли сад "Кроха". Теперь к нам приходят самые маленькие воспитанники, которым исполнилось.

Дидактический материал «Время года-сень!»Дидактический материал «Время года-сень!» Этот материал я собирала для самостоятельной деятельности детей, чтобы они быстрее запомнили сезонные изменения, связанные с приходом осени,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактический материал «Волшебные мешочки»
Опубликовано: 25 января 2017 в 22:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД