Людмила Маляева
Дидактическое многофункциональное пособие «Жизнь зимой в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Информация об авторской работе.
1. Автор: воспитатель ГБОУ СОШ №16 СПДС № 21 «Красная Шапочка» Маляева Людмила Васильевна.
2. Название авторской работы: дидактическое многофункциональное панно «Жизнь зимой в лесу».
II. Паспорт игры:
Публикация «Дидактическое многофункциональное пособие „Жизнь зимой в лесу“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Зима
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2013
1. Цель пособия : уточнить знания детей о жизни диких животных и птиц зимой, развивать все компоненты устной речи; способствовать развитию психических процессов дошкольников. Воспитывать любознательность и интерес к миру животных и птиц, желание защищать и оберегать их.
2. Рекомендуемый возраст детей: 4-6 лет.
3. Игровые задания и правила игры: дидактическое многофункциональное панно «Жизнь зимой в лесу» позволяет решать задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация».
Панно изготовляется из тонкого пенопласта, размером 60*45см., на котором, с помощью красок и аппликации изображены деревья, кустарники, снежный покров, а так же птицы и дикие животные, обитающие в средней полосе.
На одном из деревьев размещается дупло, где прячется белка со своими зимними запасами. Под другим деревом - берлога, где спит медведь. Под кустом - сугроб, под которым прячется ёж, а под елкой – лисья нора.
Дупло с белкой прикрыто крышечкой, раскрашенной под кору дерева; берлога прикрыта тоже крышечкой, разрисованной под сугроб и корягу; лисья нора так же прикрыта крышечкой. На всех крышечках имеются ручки, за которые они открываются.
В глубине леса стоит лось. Перед елкой бежит мышка, за которой гонится лиса.
На переднем плане изображен волк, который гонится за зайцем.
На ветке березы сидит дятел и долбит кору. На суку сидит сова. На других деревьях различные птицы: тетерев, снегири, вороны, сороки. Некоторые птицы изображены в полете.
Панно можно повесить, поставить или положить. При этом панно должно хорошо освещаться и должен быть свободный подход к нему.
Сюжетное панно можно использовать для занятий с детьми от 3-х до 7-ми лет. Предполагаются различные виды игр (сенсорные, словесные, математические, цели которых постепенно усложняются.
Панно позволяет решать задачи образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация».
Так же сюжетное панно привлекает детей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.
Игра «Кто, где зимует».
Цель: закрепить знания детей о жилище диких животных.
Ход: педагог называет животных, дети называют и показывают их жилище. За правильные ответы дети получают фишки.
Игра «Эрудиты».
Цель: расширять словарь по теме: «Зимующие птицы», закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога, соответствующего ситуации; закрепить обобщающее понятие.
Ход: педагог задаё т вопросы:
- Почему птиц называют зимующими?
-Чем питаются зимующие птицы?
- Почему зимующим птицам трудно зимой?
- Кто помогает птицам зимой?
- Как называется большая группа птиц? (стая).
Дети отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ получают фишки.
Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.
Игра «Узнаю птичку (животное)».
Цель: закрепить названия зимующих птиц (животных, активизировать словарь по теме «Дикие животные» и «Зимующие птицы».
Ход: педагог задет вопрос:
- Кого из животных и птиц мы видим в лесу?
Дети называют птиц и животных.
Игра «Один - много, много - один».
Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа именительного падежа; закрепление количественного счета.
Ход: I вариант.
Педагог называет животное или птицу в единственном числе, бросает мяч ребенку, он ловит и проговаривает то же слово во множественном числе.
II вариант.
Педагог называет животное или птицу во множественном числе, бросает мяч ребенку, он ловит и проговаривает то же слово в единственном числе.
Игра «Кто, чем питается?».
Цель: упражнять в усвоении творительного падежа единственного и множественного числа существительных.
Ход: педагог называет на панно животное, дети называют и рассказывают, чем оно питается.
Игра «Кто, как передвигается?».
Цель: упражнять в образовании слов- действий.
Ход: педагог называет какое- либо животное и передает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и проговаривает. Как передвигается это животное.
Игра «Прятки».
Цель: упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «за», «под», «около», «между».
Ход: педагог рассказывает, что звери умеют играть и резвиться. Дети подбирают глаголы, характеризующие действие животного.
( Пример: зайчик спрятался за кустик, лиса выглядывает из-за сугроба.)
Игра «Узнай по описанию».
Цель: развивать логическую память и воображение.
Ход: Педагог подбирает ряд имен прилагательных, характеризующих животное или птицу. Дети называют то или иное животное (птицу).
Игра «Длинный или короткий».
Цель: учить составлять сложные предложения союзом «а», используя прилагательные- антонимы.
Ход: Педагог проговаривает простое предложение, а дети составляют сложное предложение, используя союз «а».
Пример: «У лисы длинный хвост, а у зайца (короткий)».
Игра «Скажи наоборот».
Цель: формировать умение образовывать слова- антонимы.
Ход: Педагог называет слово, а дети противоположное.
Пример: «Медведь – большой, а заяц… (маленький»).
Игра «У Кого, кто?».
Цель: формировать умение составлять предложения с предлогом «у»; закрепить название детенышей».
Ход: I вариант.
Педагог называет животное, а дети детенышей.
Пример:
-«У лисы кто?»
- «У лисы - лисёнок».
II вариант.
Педагог называет детенышей, а дети животное.
Пример:
-«Волчонок у кого?
- «Волчонок у волка».
Игра «Чего не стало».
Цель: упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.
Ход: Педагог называет животное или птицу в единственном числе, а дети называет то же животное или птицу во множественном числе.
Пример: «Ворона. Нет одной. Кого (вороны). Нет много, кого? (ворон)».
Игра «Прогулка в лес».
Цель: усвоение категории винительного падежа.
Ход: педагог задает вопрос:
- «Кого я вижу?» (на панно).
Дети отвечают:
- «Я вижу волка»,
-«Я вижу медведя»,
-«Я вижу лису».
Игра «Кто как голос подаёт».
Цель: упражнять в образовании звукоподражательных глаголов.
Ход: I вариант.
Педагог, бросая мяч, называет животное или птицу. Ребенок ловит мяч и проговаривает, как подает голос та или иная птица или животное.
Пример: «Как кричит ворона? Ворона - каркает. А как кричит лиса? – лиса лает».
II вариант.
Педагог, бросая мяч, произносит звукоподражательный глагол. Ребенок ловит мяч и называет птицу или животное, которая издает такой звук.
Игра «Сосчитай животных (птиц)».
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными вроде и падеже; закрепление количественного счета.
Ход: педагог называет птицу или животное. Дети считают, и в конце подсчёта подводит итог.
Пример: «Одна сорока, две сороки, три сороки …и т. д.».
Игра «Назови ласково».
Цель: упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Ход: педагог называет птицу или животное. Дети произносят это слово в уменьшительно- ласкательном значении.
Пример: «Лиса, а ласково? (лисонька)».
Игра «Что вверху, что внизу?».
Цель: учить составлять предложения с однородными членами, используя слова «вверху», «внизу».
Ход: педагог спрашивает:
- «Кто находиться вверху? (на ветках)».
- «Вверху, на ветках сидят птицы».
- «Кто находится внизу? (на снегу)».
- «Внизу, на снегу стоят волк, бежит заяц».