Дидактическое пособие «Агуша» по развитию речи

Ольга Гаврилова
Дидактическое пособие «Агуша» по развитию речи

Речевое развитие старших дошкольников – один из главных компонентов готовности к школьному обучению. Практика показывает, что дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. А ученики с богатым словарем, наоборот, активнее в умственной работе на уроках, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, лучше решают арифметические задачи.

Поэтому перед воспитателями дошкольного учреждения возникает проблема – как активизировать речевую деятельность детей. Одним из методов решения данной проблемы может стать дидактическое пособие, которое обеспечит повышение звуковой культуры речи у дошкольников. Представляю вашему вниманию игровое дидактическое пособие: «Агуша».

Дидактическое пособие «Агуша» по развитию речи

Всем известно, что развитие речи ребенка начинается с грудного возраста.С первых дней жизни малыш упражняет свой голосовой аппарат: он кричит, плачет, произносит различные звуки.И первое гуление малыша: «АГУ». Отсюда и название данного пособия: «Агуша».

Цель пособия: формирование устной речи и навыков речевого общения дошкольников.

Это дидактическое пособие способствует:

- развитию словарного запаса и связной речи детей;

- воспитанию звуковой культуры речи,

- совершенствованию грамматического строя речи;

- развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движения рук.

Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и будет способствовать развитию познавательного интереса дошкольников.

Методика использования дидактического пособия «Агуша»

Дидактическое пособие представляет собой сшитую ярко оформленную коробку, в виде забавной малышки Агуши. Внутри этой коробки находятся листы с заданиями для расположения предметных картинок и фигурок животных, карточек с буквами и слоговыми схемами.

Все инструкции к выполнению заданий находятся в отдельной папке: в «Картотеке упражнений и игр по работе с дидактическим пособием «Агуша».

Также у педагогов есть возможность самостоятельно придумывать интересные упражнения по развитию речи, опираясь на имеющийся дидактический материал.При этом важно соблюдать одно главное условие: весь процесс игры должен вестись от лица самой Агуши, в ходе которого дети будут учиться вести диалог с героем.

Пособиеможет быть использовано:

- в совместной деятельности детей,

- в ходе режимных моментов,

- индивидуально и подгруппами.

Варианты заданий:

Игра 1. «Где живёт Агуша

Цель:учить употреблять предлоги: за, под, перед, на, в, над.

Задание: расставить предметы мебели для гостевой, ванной комнаты и спальни по инструкции взрослого (самой Агуши).

- расположи лампу за столом;

- поставь на стол цветок;

- часы висят над диваном и т. д.

Игра 2.

«Как одеть Агушу

Цель: учить детей составлять рассказ.

Задание: ребятам нужно одеть Агушу, в соответствии с предложенным педагогом местом для выхода, например, в музей или в бассейн. Все свои действия необходимо комментировать и объяснять выбор одежды. Затем составить рассказ от лица Агуши о её времяпрепровождении.

Игра 3. «Кому отправляет посылку Агуша

Цель: закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.

Задание: отправить посылку жильцу, ориентируясь в пространстве.

- найди хозяина посылки, квартира которого находится слева от квартиры кабана, но справа от квартиры медведя;

- найди, на каком этаже живет жираф, если мы знаем, что над ним сверху живет собака, снизу лев, а слева слон;

- расскажи, кто соседи у обезьяны сверху, снизу, справа и слева.

Второй вариант использования данного поля –это игра: «Куда Агуша заселяет жильцов

Цель: закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.

Задание: заселить зверей по квартирам.

- засели курицу, зайца, кота, волка на 4 этаже так, чтобы заяц жил слева от кота, но справа от курицы.

- рассели на первом этаже диких животных, на втором - домашних, на третьем – птиц.

Игра 4. «С чем играет Агуша

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении личных местоимений.

В ряд выставляются фигурки животных: льва, паука, мыши и других.Напротив них располагаются предметы: сумка, бутылочка, самокат и других.

Задание: составить предложения,заменяя название животного личным местоимением: он или она.

Например: Лев (он) стоит напротив сумки.

Паук (он) стоит напротив бутылочки.

Собака (она) стоит напротив самоката.

Игра 5. «Чем кормит обезьян Агуша

Цель: учить склонять личные местоимения, учить различать женский и мужской род.

Задание: составить предложения с использованием личных местоимений,отвечая на вопрос: «С чем есть банан у обезьянки?».

Ребенок берет банан и определяет род имени существительного на банане.Например: банан с машиной (она). Машина – слово женского рода, значит, она достается девочке обезьянке.

Ребенок проговаривает предложение:

У неё есть банан с машиной.

Банан с картинкой слона (он). Слон – слово мужского рода, значит, он достается мальчику обезьянке.

У него есть банан со слоном.

Затем можно перечислить бананы, с какими предметами есть у обеих обезьянок.

У них есть бананы с машиной и со слоном.

Игра 6. «Агуша делит слова на слоги»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Задание: педагог размещает слоговые схемы в окна с правой стороны и предлагает ребёнку поселить жильцов с левой стороны в соответствии со схемой. Затем нужно назвать, кто изображен на картинке. Посчитать количество слогов в каждом слове. И собрать все картинки с одинаковым количеством слогов в слове.

Игра 7. «Агуша учится читать слоги»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять заданный звук в составе слова.

Задание: педагог показывает предметную картинку. Дошкольник должен определить на какую букву начинается данное слово, затем выложить карточку с этой буквой вверх на крону дерева. После этого ребенок выбирает любые буквы так, чтобы получились слоги. И крепит карточки с этими буквами в свободные окошки на дереве. Затем читает слоги.

Игра 8. «Яблочко – любимый фрукт Агуши»

Цель: учить определять место буквы в слове (в начале, в середине или в конце слова)

Задание: (яблоки находятся над пустыми окошками). Ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного и карточка с любой буквой. Педагог просит определить ребенка место буквы в слове. Ребенок проговаривает данное слово, определяет местонахождение данной буквы и опускает яблочко в нужное окно.

Игра 9. «Краб – любимая игрушка Агуши»

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употребление порядковых числительных.

Задание: педагог поочередно прикрепляет прищепки с предметами к клешням крабика,задавая вопросы:

- прищепку, с каким предметом я прикрепила первой?

- второй? – третьей? – последней?

Дети должны давать развернутые ответы на вопросы.

Игра 10. «Украшения Агуши – бусы»

Цель: развитие грамматического строя речи, развитие мелкой моторики рук.Задание: всевозможные варианты раскладывания бусин по количеству и по цвету.

Например, посчитать и отложить в первом ряду 5 бусинок, во 2 ряду - 3 бусинки, затем посчитать, сколько бусинок в двух рядах. Ребенок должен подробно комментировать свои действия и дать развернутый ответ на вопрос.

Таким образом, вашему вниманию была представлена лишь малая часть вариантов использования дидактического пособия «Агуша». В дальнейшем планирую продолжать его наполнять новыми листами с играми и упражнениями, так как разработанное дидактическое пособие способствует развитию речевой активности дошкольников. В результате его регулярного использования происходит закрепление полученных речевых умений, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, памяти и логического мышления детей.

Прикреплённые файлы:

agu_e0enc.pptx | 17299,43 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию речи «Повар»Дидактическое пособие по развитию речи «Повар» Авторское дидактическое пособие «Повар». Многолетний опыт работы с детьми логопатами показал, что образование относительных прилагательных.

Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию «Цветик-восьмицветик»Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию «Цветик-восьмицветик» Хочу поделиться с вами своим дидактическим пособием "Цветик-восьмицветик". Актуальность пособия: Сенсомоторное развитие дошкольника- это.

Дидактическое пособие по развитию речи «Гномики-словечки»Дидактическое пособие по развитию речи «Гномики-словечки» В дошкольном возрасте складывается особый вид деятельности, направленный на познание мира – речемыслительный. Развитие речемыслительной.

Автор публикации:
Дидактическое пособие «Агуша» по развитию речи
Опубликовано: 26 марта 2020 в 07:27
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 апреля. День рождения пожарной лестницы

Весело и с пользой провести время дома с ребёнком можно, устроив игры и творчество на тему пожарной безопасности. Тема эта для детей интересная и одновременно важная. Простор для фантазии она...

8 апреля. День космической ракеты на МААМ

Что такое космос, кто такие космонавты, как совершить космическое путешествие — эти и другие вопросы задают дети взрослым. Тема таинственного и неизведанного космоса, о котором все говорят, но который...

Рекомендации для родителей «Сидим дома. Чем занять детей в условиях самоизоляции?»
Перед многими родителями первое время в самом начале этой непривычной для всех ситуации – режим самоизоляции, стоял вопрос, а чем же занять дома, в...
Конспект НОД по предметному миру «Водный транспорт» (старший возраст)
Образовательные области : «Физическое развитие», «Познавательное развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Виды...
Патриотическое воспитание в детском саду
В рамках конкурса Патриотических центров, проходящих в нашем детском саду, я изготовила «Макет Русской избы» для воспитания у детей интереса, уважения к...