Дидактическое пособие «Чудесный теремок» для детей с 2–7 лет

Ирина Эдуардовна Полулях
Дидактическое пособие «Чудесный теремок» для детей с 2–7 лет

Игровое пособие

«Чудесный теремок»

в работе с детьми 2-7 лет

Музыкальный руководитель

г. Крымск, краснодарский край МБДОУ детский сад №14

Полулях И. Э

Работая музыкальным руководителем с детьми не только в общеразвивающих группах, но и в логопедических, я понимаю, что на своих занятиях кроме задач музыкального развития, мне необходимо решить ряд задач коррекционной направленности: формирование связной речи, развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, развитие детской эмоциональности, профилактика речевых нарушений. Речевые нарушения детей чаще всего сопровождаются отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно. В связи с этим мне, как музыкальному руководителю детей логопедической группы пришла идея создания игрового пособия «Чудесный теремок», помогающего в решении многих задач средствами театрализованной деятельности. Изначально данное пособие было запланировано использовать только с детьми с ОНР. Но уже на первом году обучения я увидела положительную динамику: дети стали более собранные, эмоциональные, уверенные в себе и поэтому было решено апробировать игровое пособие «Чудесный теремок» и в общеразвивающих группах.

Цель: организовать музыкально – театрализованную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку эмоциональное благополучие, выявление музыкальных и творческих способностей.

Задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

2. Развивать речь детей, расширять словарный запас, развивать артикуляцию, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Учить запоминать небольшие стихотворения, тексты с помощью взрослого.

3. Продолжать развивать двигательную активность детей в театрализованных играх с музыкальным и стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности: позу, движение, жест, мимику

4. Создавать эмоционально- положительный настрой в группе;

5. Снять эмоционально-мышечное напряжение;

6. Воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

7. Развивать наблюдательность и внимание;

8. Развивать речь детей, обогащать пассивный и активный словарь;

9. Развивать общую и мелкую моторику, игровые навыки, произвольность поведения,тактильную чувствительность и зрительную координацию,слуховое и зрительное восприятие.

Пособие «Чудесный теремок» раскрывает технологию работы с детьми дошкольного возраста с использованием средств кукольного театра. В пособие включено описание разработанных кукол, атрибутов, а также обоснование системы работы с детьми и игровой материал.

Игровое пособие «Чудесный теремок» сделано из толстого картона с открывающимися ставнями и дверью, и включает в себя следующие предметы:

- куклы на перчатке: «Пальчик-мальчик»;

- куклы- одевалочки: «Семья»

- куклы- весунки: «Стрекозы», «Мотылек», «Шмель», «Жучки», «Гусёнок», «Фея», «Башмачки»;

- куклы-прыгунки: «Бычок», «Зайка», «Пингвин», «Пёс», «Жираф», «Петушок», «Курочка», «Козлик», «Слонопатам», «Колобок»;

- «Веселые блинчики»;

- «Цветы»- большая напольная ростовая кукла;

- предметные и сюжетные картинки (скрипичный ключ, нотки, оркестр, музыкальные инструменты и т. д)

Куклы-прыгунки

Они называются так, потому что не могут ходить, они прыгают: то медленно, то быстро, то высоко, то низко- в соответствии с образом куклы. Эти куклы хороши в работе с младшими дошкольниками.

Освоение кукол – прыгунков.

1 этап –знакомство. Дети –зрители, а педагог-кукловод и рассказчик. Во время показа куклу надо подводить поближе к детям, чтобы они не боялись их и привыкали к ним.

На 2 этапе рекомендуется упражнение «Погуляй с моей игрушкой». Дети сидят по кругу. Одна подгруппа детей –зрители, другая –артисты, у них в руках куклы –прыгунки. Под музыку куклы –прыгунки гуляют по полянке, т. е. в центре круга. Когда музыка заканчивается, куклы –прыгунки подходят к зрителям, артисты передают свою куклу тому, к кому подошли, произнося при этом слова: «Погуляй с моей игрушкой!» Звучит весёлая музыка. Ребёнок получивший куклу, идёт с ней гулять на полянку. Игра продолжается.

На 3 этапе выступления детей с куклами. Под музыку ребёнок выводит куклу на сцену (она может танцевать, прыгать, кружиться, качаться из стороны в сторону и т. д.)

Когда музыка заканчивается, кукла кланяется и уходит.

После выступления дети передают свою куклу тем, кто был зрителями, а сами занимают их места.

Пальчиковые куклы и куклы на перчатке

Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, помогает в координации движений.

Освоение пальчиковых кукол.

На 1 этапе педагог показывает представление с использованием настольной ширмы. Это может быть сказка, соответствующая возрасту детей.

На 2 этапе рекомендуются упражнения, которые повторяются по 2-3 раза. Задача – научить ребёнка ровно держать указательный палец правой и левой руки. Кроме того, важно научить детей двигать указательным пальцем в соответствии с текстом.

На 3 этапе выступление с куклой на ширме по алгоритму: выход-выступление-поклон-уход. При этом уделяется внимание тому, чтобы:

• водить куклу, ровно держа пальчик;

•лицо куклы направлено в сторону движения,

•правильно выдерживать на ширме расстояние от куклы до её «земли»,

•под музыку разного характера водить кукол от одной кулисы до другой (при этом походка у всех кукол разная) .

Куклы-висунки.

Эти куклы способствуют развитию координации движений, помогают ребёнку научиться концентрировать внимание на одном предмете, развивают гибкость пальцев и кисти.

Освоение кукол-висунков.

На 1 этапе педагог знакомит детей с куклами-висунками. Она может потанцевать, подойти к каждому ребёнку, пообщаться с ним.

На 2 этапе рекомендуется упражнение с «Весёлыми башмачками».

«

Весёлые башмачки

» – это пособие для подготовки к вождению кукол -марионеток, а так же для развития координации движения рук». Весёлые башмачки» легко сделать самим: нужно взять небольшую палку- вагу, к обоим концам которой приделать тонкие верёвочки. К концам верёвок пришиваются мешочки с грузом в виде башмачков.

Последовательность выполнения упражнений:

1. Поочерёдно переставлять башмачки, держа вагу 2 руками.

2. Поочерёдно переставлять башмачки, держа вагу одной рукой.

3. Один башмачок обходит вокруг другого. Вагу держат двумя руками, руки перемещаются по ходу вращения ваги.

4. Один башмачок обходит полукругом другой и возвращается. Вагу держат одной рукой.

5. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат двумя руками.

6. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат одной рукой.

7. Вращение башмачков, т. е. обеими руками вращать вагу по часовой стрелке, затем обратно. Получается вертушка.

На 3 этапе проводится игра «Погуляй с моей игрушкой»

Куклы – одевалочки на резинке

Эти куклы называются так, потому что по центру у куклы прикреплена резинка, которая одевается либо на ладонь - ребенок двигает руками легко и плавно, то вверх, то вниз, то в одну сторону, то в другую, либо на пальцы рук – ребенок совершает шагающие движения пальцами рук и при этом нужно ровно держать спину, чтобы способствовать хорошей осанке.

Большая напольная ростовая кукла

Это куклы, которыми может управлять один ребенок или двое детей. Они способствуют развитию чувства партнерства и координации движений. Кукла – цветок сделана таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно управлять стебельком. Для этого к концу стебелька пришивается чехол с резинкой, в который ребенок может вставить ногу (чтобы цветок мог передвигаться). Можно вложить в чехол какой либо грузик - в этом случае цветок будет стоять на месте. К стебельку пришит листок так, чтобы в него ребенок мог вложить ладошку. К головке цветка пришита резинка, при помощи которой ребенок может ею управлять другой рукой. Куклы – цветы широко используются при обыгрывании различных сценок и сказочных историй. Ростовую куклу можно водить вдвоем. Первый ребенок управляет ногами и одной рукой, второй ребенок управляет головой и другой рукой куклы. Обучить детей водить больших напольных кукол несложно. Важно дать детям попробовать самостоятельно управлять куклами (с подсказками взрослого)

Веселые блинчики

Блинчики сделаны из поролона, имеют круглую форму и используются для обыгрывания эмоций на занятиях (закрываем лицо блинчиком, а затем открываем и показываем на лице, радость, грусть, удивление и т. п). Также с их помощью решаются некоторые математические задачи (сложить блинчик пополам и получить полукруг – «лягушку», перевернули – «лодочка», сложили полукруг пополам – «платочек»)

Предметные и сюжетные картинки (скрипичный ключ, нотки, оркестр, музыкальные инструменты и т. д)

Такие картинки используются для вхождения ребенка в сказку. «Мы построим с вами дом.

Поиграем дружно в нём.

Дети собираются - двери закрываются,

Окошко открываются – сказка начинается.

Тук –тук –тук, тук – тук – тук,

Кто живёт сегодня тут?» В окошке появляется картинка на которой изображены нотки на нотном стане. Педагог знакомит детей с нотами.

Предлагаю использовать игровое пособие «Чудесная теремок», представители которой, оживают в руках у детей и взрослых. Эти игрушки помогают детям освоить название всех пальцев, развивают у детей мелкую моторику, пластику рук, координацию движений, а также речь, память внимание, творческое воображение и фантазию. Маленькие, легкие, удобные по форме куколки – висунки, прыгунки, перчаточные игрушки можно использовать всюду (на занятии, в развлечениях и даже дома с родителями). И тогда время не будет проходить без пользы, а наполнится увлекательной и полезной игрой. Пособие можно использовать как в старшем возрасте, так и в младшем.

В раннем и младшем возрасте непосредственное эмоциональное общение со взрослыми очень важно. Игровое пособие «Чудесный теремок» позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями, поэтому общение с детьми должно происходить ласково, с улыбкой, нежным словом поощряя выполнение действий ребенком. Элементами игр являются специальные упражнения, направленные на развитие моторной ловкости, стимулирования сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, а также релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Занятия помогают существенно сократить адаптационный период к новым, для малышей условиям жизни в детском саду, служат профилактическим средством отклонений в эмоционально-волевой сфере дошкольников.

Используюя игровое пособие «Чудесный теремок» в своей педагогической деятельности мы достигли следующих результатов:

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А работа над собой – огромный труд. Поэтому, наша задача – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой.

Игра с поролоновыми «блинами»

1. Ой, блиночки мои,

Блины кругленькие

Я блинок свой сложу

И в лягушку превращу:

Ква – ква, ква – ква – ква,

Ты, лягушечка моя.

2. Я блинок переверну,

Блинчик в лодку превращу.

Плыви лодочка моя,

Плыви в дальние края:

Плюх – плюх, плюх – плюх,

Плыви в дальние края!

3. Я блинок ещё сложу

И в платочек превращу.

Буду весело плясать

И платочком махать:

Ух – ух, ух – ух, как нам весело плясать!

«Жмурки» с блинчиками

Вот как в «жмурки» мы играем,

И лицо мы закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Улыбнёмся мы вот так.

Вот как в «жмурки» мы играем,

И лицо мы закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы рассердимся вот так.

Вот как в «жмурки» мы играем,

И лицо мы закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Посмеёмся мы опять!

«Этот пальчик»

(самомассаж пальцев рук)

Этот пальчик наш большой,

Этот – указательный,

Есть и средний пальчик,

Рядом безымянный

И остался пальчик самый маленький –

Этот пальчик мизинчик.

«Семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья

«Божья коровка»

(пальчиковая игра)

Божья коровка, не лети на небо.

Твои детки здесь сидят, поиграть они хотят.

(У детей на руках перчатки с «божьими коровкам». Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях, они перебирают пальчиками- «бегают» по ногам вперёд, назад.)

Куклы - висунки

Цель: Развивать диалог и связную речь, обыгрывать гимнастику для глаз, проводить дыхательную гимнастику и массаж.

«Пчёлка»

Эй, пчела, где была?

Тут и там, тут и там.

Где летала?

По лугам. Тут и там, тут и там.

Что ребятам принесла?

Мёд! Ответила пчела.

«Стрекоза»

Вот летит стрекоза, как горошины глаза.

Вверх – вниз,

Назад – вперёд,

Как прозрачный самолёт!

«Жук»

Жук в рубашке полосатой Прилетел играть к ребятам.

На цветок лиловый сел-

Песню звонкую запел:

«Ж – ж – ж…»

Куклы – прыгунки

«

Корова

»

Я – корова, я – корова,

Я – весёлая корова.

К кому близко подойду,

Тот мне громко скажем –

«Му-у-у!»

«Бычок»

Ой, бычок, мой бычок,

Золотистый бочок.

Он идёт, топочит,

Бодается, мычит…

«Му-у-у!»

«

Курочка»

Курочка – рябушечка на речку пошла.

Влево пошла – вправо пошла,

Речки не нашла.

Пошла вперёд – там речка течёт.

Принесла водицы цыплятам напиться.

Стихи – диалоги

Стихи читают взрослый и ребёнок, либо дети (для этого нужно выучить весь текст стихотворения наизусть)

Стихи-диалоги способствуют развитию речевой активности ребёнка, способности выразительно читать стихи, умение владеть своим голосом, тренирует память.

Упражнение «Бабочка»

Куклу – бабочку одевают на кисть руки, делают плавные взмахи, развивая кисти рук, укрепляя мышцы пальцев и локтевых суставов. При управлении куклой – бабочкой ребёнок двигается легко, мягко переступая на носках.

Бабочка: Полечу я высоко,

Буду видеть далеко.

Полечу пониже –

Я цветы увижу!

Мотылёк: Летел мотылёк,

Порхал мотылёк.

Присел отдохнуть

На красный цветок.

Стрекоза: Мы летаем, веселимся.

Над полянкой всё кружимся.

Любим петь и танцевать,

Легко крыльями порхать.

Жучки: Мы подружки – мы жучки

Любим тоже мы цветы

Мы их опыляем,

Пыльцу собираем!

Упражнение «

Цветочки

»

(дети 5 - 7 лет)

Куклы – цветы – напольная (ростовая) кукла, широко используется при обыгрывании сценок и сказочных историй.

Цветок: Наши алые цветочки,

Наши синие цветочки,

Наши жёлтые цветочки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепесток колышет.

Наши чудные цветочки

Закрывают лепесточки.

Вечер наступает,

Цветочки засыпают.

«Чудесный Теремок»

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок не высок, не высок:

Ставенки резные,

Двери расписные,

Стены, крыша, окна, пол,

Из картона сделан он.

«Перчаточки»

Вдруг по полю перчаточки бегут,

На себе они куколки несут.

Теремочек увидали

И тихонечко позвали:

-«Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в не высоком живёт?»

Теремок им говорит:

-«А, что вы умеете делать?

-С пальцами мы поиграем,

Назовём их, посчитаем,

Помассируем и спляшем,

В кулак сожмём и всем помашем!

-Заходите и живите

И ребяток веселите»

«

Прыгунки»

Вдруг по полю, полю куклы

Прыгают и скачут.

Увидали теремок

Меж собой судачат :

-«Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в не высоком живёт?

-Мы - куклы на перчатке, а вы кто?

-А, мы, куклы - прыгунки

Красивые и мягкие.

Любим прыгать и скакать,

Детям ручки развивать!

Заходите и живите,

И ребяток веселите.

«Висунки»

Вдруг над полем запорхали

Жуки, стрекозы, мотыльки,

Фея бабочек и пчёлы,

В общем – куклы-висунки.

Увидали теремок,

Запищали, кто как мог:

- «В теремочек нас пустите

И с собой играть возьмите.

Будем мы висеть, летать,

Детским глазкам помогать.

И жужжать, трещать, звенеть,

Чтобы звонко звук пропеть»

Заходите и живите,

И ребяток веселите.

Топ, топ по тропинке

Зашагали башмачки,

Теремочек увидали,

Поспешили висунки.

И корова не отстала,

И в припрыжку, и в прискок

К теремочку подбежала,

И запели кто как мог:

-Я корова, я корова, я весёлая корова.

К кому близко подойду,

Тот мне громко скажет:

«М-у-у-у!»

Заходите и живите,

И ребяток веселите.

«Куклы-одевалочки»

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Куклы дружно там живут,

В гости всех к себе зовут.

К ним куклы - одевалочки

Спешат со всех сторон,

На пальчик их оденешь

И даже на ладонь.

Научат они девочек

Как «бабочки» летать

И вверх, и вниз, и в сторону

Рукою, словно крыльями,

Так плавненько махать.

Вам куклы-одевалочки

Расскажут не тая:

От внучка до дедушки - большая есть семья!

Заходите и живите,

И ребяток веселите!

«Весёлые блинчики»

Куклы весело живут:

Пироги, блины пекут.

В гости деток зазывают

И блинами угощают.

А в руках у детворы

Оживают те блины.

«Ой блиночки, мои,

Блины кругленькие.

Я блинок свой сложу

И в лягушку превращу:

Ква, ква, ква, ква

Ты, лягушечка моя.

Я блинок переверну,

Его в лодку превращу

Плыви лодочка моя,

Плыви в дальние края:

Буль, буль, буль, буль,

Плыви лодочка моя.

Я блинок ещё сложу

И в платочек превращу.

Буду весело плясать

И платочком махать:

Ух – ух, ух – ух, как нам весело плясать (стихи Полулях И. Э.)

Публикации по теме:

Развивающая игра «Чудесный теремок»Развивающая игра «Чудесный теремок» МДДОУ «Детский сад №2 «Ивушка» Науменко Е. С Развивающая многофункциональная игры своими руками: «Чудесный теремок» 2015.

Развивающая доска с замочками «Чудо-теремок»Развивающая доска с замочками «Чудо-теремок» Материалы для изготовления пособия: Шит ДСП, оконные петли, запор-щеколда, запор-крючок, запор-вертушка, замки с ключами разного размера,.

Дидактическое пособие «Цветные катушечки» для детей 2–3 летДидактическое пособие «Цветные катушечки» для детей 2–3 лет Дидактическое пособие «Цветные катушечки» для детей 2-3 лет Алгоритм изготовления пособия. Для изготовления пособия использовала пустые.

Дидактическое пособие «Паровозик Неделька» для детей 4–6 лет.Дидактическое пособие «Паровозик Неделька» для детей 4–6 лет. Дидактическое пособие «Паровозик Неделька» для детей 4-6 лет. Задачи : -познакомить детей с названиями, последовательностью дней недели,.

Дидактическое пособие по конструированию «Архитектор» для детей с 4 летДидактическое пособие по конструированию «Архитектор» для детей с 4 лет В дидактическом пособии по конструированию «АРХИТЕКТОР» используются цветные деревянные геометрические фигуры из математических наборов,.

Дидактическое пособие по развитию мелкой моторики рук «Чудесный цветочек»Дидактическое пособие по развитию мелкой моторики рук «Чудесный цветочек» Цель:стимуляция сенсорно-моторного развития детей, развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Описание:.

Дидактическое вариативное пособие «Чудесный домик»Дидактическое вариативное пособие «Чудесный домик» Это пособие широко используем в коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития в образовательных областях: «Познание»,.

Многофункциональное дидактическое пособие «Теремок» своими рукамиМногофункциональное дидактическое пособие «Теремок» своими руками Для эффективной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста было создано дидактическое панно «Теремок». Оно многофункциональное,.

Дидактическое пособие «Сумка-счет» для детей 4–5 летДидактическое пособие «Сумка-счет» для детей 4–5 лет Сумка-счет используется для обучения счету от 1 до 10 детей средней возрастной группы (4-5 лет). Данное наглядное пособие интересно при.

Конспект занятия с использованием электронного пособия «Русский лес — чудесный лес» Пояснительная записка к электронному пособию «Русский лес – чудесный лес» Актуальность. В современных условиях проблема экологического.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Чудесный теремок» для детей с 2–7 лет
Опубликовано: 30 января 2016 в 16:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Фотоотчет о региональном сетевом проекте «Где родился, там и пригодился» для детей...
С осени 2018-2019 учебного года мои воспитанники группы "Солнышко" принимали участие в сетевом проекте "Где родился, там и пригодился". Наша команда...
Фотоотчет «Светлая Пасха» с детьми старшей группы
Фотоотчёт «Светлая Пасха» Звонко капают капели Возле нашего окна. Птицы весело запели, В гости Пасха к нам пришла. К. Фофанов На этой неделе...
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения ребёнка в младшей группе
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения ребёнка в младшей группе В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно...