Лучший педагог года

Дидактическое пособие «Дружная семейка» в работе учителя-логопеда (4 фото)

Татьяна Петрова
Дидактическое пособие «Дружная семейка» в работе учителя-логопеда

Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Давно известно, что игра - это основной вид деятельности ребёнка-дошкольника. Работая семь лет учителем - логопедом, я создала ни одну дидактическую игру или пособие, которые по сей день помогают вызывать эмоциональную заинтересованность и повысить речевую активность детей на занятиях. Играя, у детей формируется положительное отношение к обучению и усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу. Играть в логопедические игры всегда весело и интересно. В результате, поставленные педагогом задачи, решаются гораздо быстрее.

Публикация «Дидактическое пособие „Дружная семейка“ в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Дружная семейка». Оно представляет собой панно, состоящее из 5-ти частей –титульной и 4-х (двусторонних) игровых, где главными персонажами является семейство медвежат.

Цель данного пособия :

- повышение эффективности логопедического воздействия, формирование у детей 5 – 7 лет интереса к занятиям, создание положительной их мотивации, развитие речевой активности.

Задачи:

- расширять и активизировать пассивный, активный словари;

- совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения);

- закреплять знания детей о звуках: гласных, согласных (твердых, мягких, звонких, глухих);

- автоматизировать произношение уже поставленных звуков;

- совершенствовать слоговую структуру слова;

- определять местонахождение звука в слове (в начале, середине или конце слова);

- придумывать слова, соответствующие схеме;

- закреплять умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;

- закреплять навыки чтения и звукобуквенного анализа;

- совершенствовать навыки звукового, слогового анализа слов;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать фонематические представления (дифференциация звуков в словах);

- развивать диалогическую и связную речь, навыки общения, речевого слуха, общие речевые навыки, познавательную активность;

- развивать представление об окружающем;

- развивать память, внимание, наглядно-образное и логическое мышление

- развивать артикуляционную, мелкую моторику, координацию;

- воспитывать умение самостоятельно выполнять предложенные упражнения.

- формировать умение работать как индивидуально, так и в подгруппе;

- формировать навыки взаимопонимания, сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Содержание дидактического пособия :

Представленное авторское дидактическое пособие изготовлено из экологически чистых материалов:

- безопасное,

- практичное,

- лёгкое и мобильное в использовании,

- многофункциональное,

- эстетичное.

Состоит из:

- демонстрационного панно-ширмы,

- картотеки с подбором предметных и сюжетных картинок,

- кармашков с фишками для выкладывания схемы к слову.

Практическая значимость:

Данное дидактическое пособие уникально тем, что имеет яркие, красочные ламинированные страницы с персонажами к предлагаемым играм, съемные детали и кармашки. Это позволяет использовать его еще и в любой тематической неделе. Пособие можно дополнять и видоизменять, что ни в коей мере не «перегрузит» пособие, а лишь сделает его более функциональным, что позволит учителю - логопеду систематизировать наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Все игры, представленные ниже и входящие в одно дидактическое пособие «Дружная семейка» можно использовать как с группой детей, так и с подгруппой и индивидуально в процессе НОД и в рамках проекта, тематических досугов.

Варианты игр и упражнений дидактического пособия :

1. Д/и «Кто? Что?»

Задачи: систематизировать знания о предметах, объектах, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы, объекты.

Описание: учитель-логопед показывает ребенку (детям) картинки с изображением объекта или предмета (ягода, лягушка, рыба, корзина, самовар, собака и т. п.). Ребенок ставит к ним вопросы: если объект живой, спрашивают «Кто это?», а если объект неживой – «Что это?» за правильный ответ – фишка.

2. Д/и «Слово или звук»

Задача: систематизировать знания о понятиях «слово, звук».

Описание: учитель-логопед произносит – «ваза, п, к, утка…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.

3. Д/и «Посели в окошко»

Задача: закреплять умение детей определять количество слогов в названии предметной картинки.

Описание: ребенок рассматривает изображение предмета или объекта на картинке, делит хлопками полученное слово на слоги и вставляет картинку в кармашек к соответствующему окошку.

4. Д/и «Какой? Какая? Какое?»

Задачи: правильно согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе; учить детей слушать партнера, дополнять его высказывания (если в подгруппе, группе);

Описание: ребёнку предлагается подобрать несколько слов, о том, какой? (какая? какое) предмет. Например: яблоко (какое) – красное, круглое, вкусное, жесткое и т. д.

5. Д/и «Он мой», «Она моя», «Оно мое», «Они мои»

Задачи: формировать умения согласовывать местоимения с существительными.

Описание: ребёнку предлагается подобрать предметы или объекты (картинки, к которым подходят слова «Он мой, она моя, оно мое, они мои», объяснить свой выбор.

6. Д/и «Сколько слов услышал?»

Задача: развивать слуховое восприятие, память.

Описание: педагог произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили.

7. Д/и «Отгадай слово»

Задача: формировать умение обозначать словом предмет по описанию.

Описание: Педагог загадывает слово. Например: домашнее животное, которое сторожит дом. Дети отгадывают – собака. За правильный ответ – фишка.

8. Д/и «Назови действие»

Задача: развивать представления о словах – действиях.

Описание: ребёнок выполняет действия по заданию педагога (рисуй, хлопай, печатай букву, читай) и называет их. Педагог говорит, что это слова, обозначающие действия и спрашивает «Что ещё можно делать?». Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка.

9. Д/и «Отвечай быстро»

Задача: упражнять в определении предмета по его признакам.

Описание: педагог показывает детям картинки. После того, как дети внимательно их рассмотрят, убирает и называет признаки (коричневая, плетеная, пустая, легкая. Дети отгадывают предмет - корзина, педагог выставляет картинку).

10. Д/и «Длинное – короткое слово»

Задача: упражнять в подборе и различении длинных и коротких слов.

Описание: учитель-логопед произносит слова (дым, слон, цапля, береза, собака, дети должны сосчитать из скольки звуков состоит слово и выбрать правильную картинку из ряда других, после чего подбирают слова самостоятельно.

11. Д/и «Скажи ласково»

Задача: формировать понятие об уменьшительно - ласкательной форме слова.

Описание: учитель – логопед предлагает детям назвать предметы, объекты ласково (дом – домик, слон – слоник).

12. Д/и «Подбери похожее слово»

Задача: упражнять в подборе созвучных слов, рифм.

Описание: учитель-логопед предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову (книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.).

13. Д/и «Кто ушёл вперёд»

Задача: упражнять в дифференциации длинных и коротких слов.

Описание: опираясь на предметные картинки, дети произносят слова по слогам и шагают вперёд. Кто ушёл дальше, у того самое длинное слово.

14. Д/и «Слова – родственники»

Задача: развивать представления о родственных словах.

Описание: учитель – логопед предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме (весне, лете и т. д.). Вопросы к детям: Как можно назвать зиму? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое «зимовье»? Мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть «зим». Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово «зима». Дети подбирают слова – «родственники» к словам –лес, сыр и т. п.

15. Д/ и «Составь предложение»

Задачи: формировать понятие «предложение», упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке, по схеме.

Описание: учитель-логопед предлагает внимательно рассмотреть сюжетную картинку, ответить на наводящие вопросы взрослого полным предложением и самостоятельно составить предложение.

16. Д/и «Пропой звук»

Задача: формировать понятие «гласный звук», «согласный звук».

Описание: детям предлагается пропеть звуки – а о у и ы э г к х. Педагог задаёт вопрос «Что получилось? Какие звуки вы пропели? Какие нет? Почему?» звуки, которые можно петь, называют «гласные». Те звуки, которые нельзя пропеть – согласные.

17. Д/и «Назови звук или слово»

Задача: закрепить понятия «звук», «слово».

Описание:Учитель – логопед просит ребенка повторить за ним любой звук, слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п.

18. Д/и «Кто в окошечке живёт?»

Задача: формировать представление о звуковом составе слова.

Описание: учитель-логопед рассказывает «В первом окошке жил – были звуки к, о, т, а рядом с ним в другом домике – звуки с, л, о,н. Однажды первое окошко со звуками к, о, т сломалось от сильного ветра и развалилось, и второе окошечко со звуками с, л, о, н пригласило его к себе. Захотели они жить вместе к, о, т и с, л, о, н. Если звуки соединить, какие слова получатся? Дети читают (кот, слон и т. д.)

19. Д/и «Догадайся сам»

Задача: формировать навыки звукового анализа, определение начального и конечного звука в слове.

Описание: учитель-логопед предлагает детям внимательно рассмотреть предметные картинки, определить количество слогов в названии картинки, назвать начальный и конечный звуки в слове. Если ответ верный, слово ложится в корзину, неверный – в ведро.

20. Д/ и «Подбери слово»

Задача: упражнять в подборе слов на заданный звук.

Описание: учитель-логопед предлагает ребенку достать с кармашкев картинки, в названии которых 2 слога и т. д.

За правильный ответ – фишка.

21. Д/и «Придумай предложение»

Задачи: закрепить понятия «слово» и «предложение», упражнять в умении расширять предложения.

Описание: дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Учитель-логопед задаёт вопросы : Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д.

22. Д/и «Подбери слово по смыслу»

Задачи: упражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении.

Описание: взрослый начинает предложение, дети подбирают слово по смыслу: «Медвежата живут в густом, темном… (лесу)» и т. д.

23. Д/и «Живые звуки»

Задача: упражнять в звуковом анализе слов.

Описание: дети назначаются звуками. У них фишки, соответствующего цвета. По команде взрослого дети строятся в слово. Остальные «читают» это слово. Можно соревноваться командами.

24. Д/и «Сосчитай слоги, поставь ударение»

Задачи: формировать понятие «слог», упражнять в делении слов на слоги, упражнять в постановке ударения.

Описание: учитель-логопед называет двусложные и трехсложные слова, с опорой на картинки (звезда, солнце, рыба, лягушка, яблоко) и просит детей разделить слова на слоги и поставить ударение.

25. Д/и «Составь предложение»

Задача: упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам («Жизнь медведей по временам года»).

Описание: ребенку предлагается внимательно рассмотреть сюжетные картинки и составить по ним предложения.

26. Д/и «Составь из слов предложение»

Задачи: развивать диалогическую и связную речь, навыки общения, речевого слуха, общие речевые навыки, познавательную активность.

Описание: учитель-логопед называет слова, ребенок должен составить предложение с опорой на сюжетные картинки «Жизнь медведей в разные времена года». Например: лежат, листьями, медведи, осенними, под и т. д.

27. Д/и «Составь связный рассказ с опорой на сюжетные картинки»

Задачи: формировать у детей умение рассматривать сюжетную картину, замечая и описывая все детали; совершенствовать навыки детей в составлении описательного рассказа по картине; расширять и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»; развивать внимание, память; воспитывать интерес к поведению животных в дикой природе.

Описание: учитель-логопед предлагает ребенку составить связный рассказ с опорой на сюжетные картинки «Жизнь медведей в разные времена года» (сюжетную картинку ребенок может выбрать сам).

28. Д/и «Рассмотрим картину»

Задачи: формировать у детей умение рассматривать сюжетную картину; расширять и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»; развивать связную, грамматически правильно оформленную речь; развивать внимание, память; воспитывать интерес к поведению животных в дикой природе.

Описание: учитель-логопед задает по картине вопросы, ребенок должен ответить на них полным предложением. Например: Какое время года изображено на картине? Какая на картине погода (пасмурная, солнечная? Кого видишь на картине? Что видишь на картине? Где находится медведь? Что нашел медведь? Что делает медведица? Что делает первый медвежонок? Что делает второй медвежонок? Что делает третий медвежонок? Чем занят четвертый медвежонок? Что медведь увидел в лесу? Зачем медвежонок полез на дерево? Какие медвежата? Какая медведица?

29. Д/и «Кто быстрее»

Задачи: формировать умение детей самостоятельно находить длинные и короткие слова. Закрепить знания о том, что в разных словах разное количество звуков.

Описание: детям предлагается прочитать слова и по обе стороны стола распределить длинные и короткие слова.

Если кто-то называет слово неправильно, то выбывает из игры.

30. Д/и «Про четверых медвежат»

Задачи: активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение произносить все звуки родного языка; продолжать формировать умение детей самостоятельно находить слова с разной длительностью звучания, с заданными звуками, находящимися в любой части слова.

Описание: педагог предлагает детям послушать рассказ про четверых медвежат и просит помочь им в поисках нужных слов.

«Однажды утром медвежата отправились в лес. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Аркаша и Проша взяли с собой то, что в названии имеет звук [р] (вёдра, а Мишаня и Гришаня взяли с собой то, что в названии имеет звук [у] (удочки). Ласково пригревало солнышко. Медвежата шли-шли и вышли на тропинку. Видят - из-под кустов кто-то выползает, а название его короткое, мало звуков, и среди них есть звук [у]. Кто же это? (уж). Поздоровались с ним, пошли дальше. Вскоре подошли к речке, стали рыбу ловить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук [c] (сом). Затем стала попадаться рыба по-мельче, в названии ее также слышится звук [c] Кто отгадал? (Сазан).

31. Д/и «Чей рассказ интереснее?»

Задачи: формирование у детей умение составлять рассказы из двух-трех предложений, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

Описание: учитель - логопед предлагает детям придумать небольшие рассказы, в которых большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. (Можно каждому ребенку предложить составить рассказ, большая часть слов в котором начинаются на первый звук главных персонажей дидактического пособия - медвежат). Например: Медвежонок Мишаня ел малину под маленьким кустом.

32. Д/и «Составь рассказ по предметным картинкам»

Задачи: увлечь детей составлять предложения или маленький рассказ по предметным картинкам; упражнять в правильном подборе слов; развивать правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления.

Описание: в игре участвует от 2-х до 4-х детей. Игра напоминает карточную игру. Учитель – логопед перемешивает карточки, а затем по очереди раздаёт игрокам по одной. Дети должны составить по ним предложение или маленький рассказ, в зависимости от количества этих карточек. Игра может начинаться с двух карточек, если дети справляются с заданием, то карточки прибавляются до трех, четырёх, пяти, шести штук. Со временем дети могут сами выбирать ведущего.

Игра получается очень забавной, даже иногда смешной, но самое главное - она детям очень нравится. (и другие д/игры).

Дидактическое пособие «Дружная семейка» в работе учителя-логопеда

Заключение.

Основываясь на опыте использования дидактических игр и пособий можно сказать, что систематическое их использование оказывает большое влияние на развитие речи, подтверждает наличие у детей устойчивой мотивации к активной речевой деятельности. Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность, становится более эффективной. Используя в своей работе авторское дидактическое пособие «Дружная семейка» повышается эффективность логопедического воздействия. Дети с тяжелыми нарушениями речи с большим интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, продолжаю совершенствовать данное пособие.

Список литературы:

1. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва «Просвещение» 1983г.

2. Т. Б. Уварова «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками» Москва «Сфера» 2009г.

3. Фотографии из архива учителя – логопеда Т. В. Петровой (СП «Детский сад «Колосок» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица).

Фото «Дружная семейка»
Дидактическое пособие  в работе учителя-логопеда - фото
Фото №1 Игра это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире
Публикации по теме:

«Лэпбук» в работе учителя-логопеда В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, мне как учителю – логопеду приходится.

Шарики Марблс и их применение в работе учителя-логопеда АЛЬМАНАХ ШАРИКИКИ МАРБЛС И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА учитель-логопед Аникина Ольга Яковлевна МБДОУ «ЛУКОМОРЬЕ» Цель: - рассмотрение.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ «Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ» Аннотация: В данной работе рассматривается.

Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда Муниципальное образовательное учреждение г. Мурманска № 34 Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Использование кругов Луллия в.

Использование мнемотаблицы в работе учителя-логопедаИспользование мнемотаблицы в работе учителя-логопеда Развитие устной связной речи – одна из основных задач обучения и развития дошкольника. Для достижения положительных результатов в данном.

Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР» Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР» Инновационный.

Проектная деятельность в работе учителя-логопедаПроектная деятельность в работе учителя-логопеда резентация на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда» Учитель-логопед Морозова М. В. МБДОУ д/с №16 Кропоткин Наши современные.

Проектный метод в работе учителя-логопеда Проектная работа «Делаем вместе и говорим» Позвольте представить вам опыт проектной деятельности «Делаем вместе и говорим». (слайд 1).

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ Работа по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в наше время особо актуальна. Большинство воспитанников детских садов имеют II группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Дружная семейка» в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 6 марта 2019 в 21:46
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД