Анна Егорова
Дидактическое пособие «Генеалогическое древо семьи» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Семья — это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека.
Публикация «Дидактическое пособие „Генеалогическое древо семьи“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Семейная история – это родословная. Но в форме формального, «сухого» сбора фактов, дат и имен своих родственников генеалогия не представляет интереса для дошкольного воспитания. За всем этим важно раскрыть ребенку духовные качества близких, помочь узнать и увидеть, чем они живут, как чувствуют, думают, поступают. Погружая ребенка в историю своей семьи, помогая ему узнать и понять всех ее членов, мы тем самым помогаем ему узнать и понять самого себя. Дошкольная генеалогия, учитывая возрастные психологические особенности детей, ограничивается только тремя коленами: ребенок, мама и пана, бабушки и дедушки. Но работа даже в этих рамках очень значима для семьи и ребенка.
Цель
• Уточнение представлений детей о самих себе, о членах семьи, родственных отношениях.
Задачи
• Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо».
• Развивать потребность узнавать историю своей семьи.
• Учить детей составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
• Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях.
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Описание дидактического пособия
Пособие выполнено из распечатанного на принтере изображения генеалогического древа, заламинировано.
Изображения членов семьи стилизованы, либо используются фотографии членов семьи.
Ребенок, с помощью данного пособия, может воссоздать древо своей семьи, в зависимости от состава его собственной семьи.
Сначала выясняем, где находятся корни у дерева, и кто является «корнями» генеалогического древа. Дошкольник называет имена прабабушек и прадедушек.
Предварительно обговорив, что более старшие члены семьи располагаются ближе к корням дерева, снизу кроны, а самые младшие сверху. Ребенок подбирает карточки с лицами членов семьи, которые есть в его семье, прикрепляет к дереву. При этом ребенок называет родственные отношения с членом семьи и называет свое имя.
Далее вспоминают родственников и их имена до самой верхушки древа, то есть до себя.
Варианты игры
• Вспомнить, какие обязанности есть у каждого из членов семьи.
• Рассказать про любимые увлечения своих родственников.
• Побуждать детей рассказывать о профессиях членов своей семьи.
• Рассказать, что ребенок любит делать вместе с каждым членом семьи.
• Предложить ребёнку расширить семейное древо другими родственниками, которых он знает.
• «Хорошо-плохо». Помочь маме - хорошо. Почему? Ссориться с братом - плохо. Почему?
Результат работы
• Дети знакомы с понятиями «генеалогия», «генеалогическое древо».
• Дошкольники умеют составлять родословную своей семьи. Знакомы с основами для дальнейшего изучения истории поколений.
• У детей есть представления о родственных отношениях и взаимосвязях.
• Дошкольники испытывают уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.