МААМ-картинки

Дидактическое пособие «Город Мастеров» для детей старшего возраста

юлия тофт
Дидактическое пособие «Город Мастеров» для детей старшего возраста

Аннотация

Авторы дидактического пособия : Тофт Ю. М., Звонкова Е. А., воспитатели МБДОУ д/с № 51

Предоставляем вашему вниманию дидактическое пособие «Город мастеров» по формированию интереса детей старшего дошкольного возраста к народным промыслам и росписям.

Предназначение методической разработки:данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Публикация «Дидактическое пособие „Город Мастеров“ для детей старшего возраста» размещена в разделах

Задача педагога – показать разнообразие разных видов декоративной росписи: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции.

Дошкольникам данные задания позволятразвить устойчивый интерес к истории и культуре нашего народа, творческие качества личности и эстетический вкус, позволят почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Практическая значимость: данного пособия заключается в приобщении старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами и росписями.

Игры в пособии позволят дошкольникам закрепить ранее полученные базовые знания о хохломской, гжельской, жостовской, семеновской, мезенской, гуслицкой росписи.

Дидактическое пособие можно использовать воспитателям при организации образовательной деятельности в разные режимные моменты, в самостоятельной детской деятельности, досугах,викторинах, в индивидуальной работе со старшими дошкольниками, а также в свободнойигровой деятельности родителям при домашнем обучении.

Пояснительная записка к дидактическому пособию «Город мастеров»

Актуальность.

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Необходимость использования данной работы существует, так как у детей не всегда есть возможность соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, интерактивная игра, дидактическое пособиеподчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Пособиереализуетпринципыразвивающего обучения и воспитания, соответствует требованиям ФГОС ДО.

Дидактическоепособие «Город мастеров» отличается – возможностьюизменятьдидактический материал, в зависимости от образовательной задачи ивариативностью-наличием разных сменяемых заданий в виде дидактических игр.

Цель: Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к народным промыслам и росписям; умение их различать и узнавать.

Задачи:

1. Способствовать развитию интереса детей к народным промыслам и росписям посредством использования дидактических игр.

2. Способствовать умению различать цветовые гаммы, характерные для различных росписей (Семеновская, гуслицкая, городецкая, мезенская, жостовская роспись, гжель, хохлома, полхов майдан).

3. Развивать внимание, логическое мышление дошкольников.

4. Вызвать положительные эмоции в ходе игровой деятельности.

5. Воспитывать любовь к декоративно- прикладному творчеству.

Ожидаемый результат:

• Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства (хохломские изделия, жостовские подносы, гжельская посуда, семеновская матрешка, промыслы родного края);

• Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

• Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;

Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.

• Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

• Выражать отношение к окружающему миру через народное искусство.

Новизна методической разработки

Новизна дидактического пособия «Город мастеров» для развития воспитанников заключается в том, что:дидактическое пособие направлено на развитие коммуникативных способностейдошкольников : желание вступатьконтактсокружающими,умениеобщаться,умениеслушать,эмоциональносопереживать, делиться впечатлениями, развиваются и совершенствуются зрительный и слуховой анализаторы.

Основные достоинства пособия :

• многофункционально, простое в изготовлении, удобно в использовании (его можно перенести, переставить);

• развивает умственные и творческие способности детей;

• ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается мелкая моторика рук, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру;

• вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление ранее полученных знаний;

• можно применять как в ДОУ, так и в семье;

• воспитанники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. Любой старший дошкольник способен аккуратно вырезать и приклеить картинку.

Список литературы

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие»,

2. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду», Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2010г. ;

3. Мир энциклопедий Аванта+ 2011г. «Самые красивые и знаменитые русские художественные промыслы»

4. Реформа модернизации системы образования. Приказ Министерства образования и науки от 17.11.2013г № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».

5. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М. : - ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 128 с.

6. Ермолаева Н. В. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство»Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2011г. ;

Интернет источники.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/12/27/igry-s-matreshkami

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/10/23/didakticheskoe-uprazhnenie-dorisuy-kartinku

https://promany.ru/rubriki/povtori-uzor.html

https://www.maam.ru/detskijsad/oznakomlenie-starshih-doshkolnikov-s-narodnymi-promyslami.html

https://www.ckofr.com/doshkolnoe-vospitanie/145

Содержание дидактической игры

При разработке данного пособия мы старались обратить внимание на разнообразие игровых заданий, чтобы при их выполнении дети задействовали естественные механизмы памяти мозга и старались контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; предоставляли дошкольникам возможность к проявлению самостоятельности и сотворчества, возможность активно взаимодействовать между собой.

Алгоритм использования дидактического пособия :

На первых этапах дети знакомятся с дидактическим пособием,заинтересовываются содержимым данного пособия,проговаривают и отрабатывают правила игр с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно организовывают дидактические игры.

Организация игры с пособием проводится по подгруппам 4–6 человек, или индивидуально 1–2 раза в неделю, в первой или второй половине дня. В эту игру дети могут играть и под руководством взрослого, и самостоятельно, и друг с другом.

Конструкция дидактического пособия «Город мастеров» состоит из:макета города, оформленного в виде книги с набором домов. К каждому дому прилагается конверт с дидактическойигрой.

Обложка пособия содержит информацию о названии игры с ярким изображениемгорода мастеров. На первой странице персонажДанила-мастер приглашает детейв путешествие по городу мастеров, и не просто в путешествие, а в путешествие по волшебным часам. Почему они волшебные, спросите вы? Потому что они,могут указать путь к искусным мастерам народных росписей, тогда,когда дети произнесут волшебные слова, и стрелки часов укажут номер дома (номер задания). А сказочная музыка будет сопровождать это необычное путешествие. На часиках имеется переход хода и приз. Переход хода указывает на то, что выбор задания будет зависеть от следующего игрока, чья очередь крутить стрелку часов. Приз – это предоставление выбора игры игроком (по желанию, который крутил стрелку.

Волшебные слова:

Стрелка весело крутись,

Не спеши, и не ленись!

В город нужно нам прийти-

Домик мастера найти.

Мы покрутим раз и два,

В этом домике игра!

Дидактическое пособие включает в себя серию игр:

1. Лото «Народные промыслы»

2. «Дорисуй узор»

3. «Составь узор»

4. «Каждой матрешке свой цветок», «Русский сувенир»

5. Домино «Яркие матрешки»

6. «Разрезные картинки»

Лото «Народные промыслы»

Цель : Знакомить детей с народным промыслами и их названиями;

Упражнять в правильном назывании предметов разных видов промыслов

Правила игры: В комплект игры входит 5 карт лото и 40 карточек с изображением предметов народных промыслов.

Каждому игроку достается по карте лото. Соответствующие им маленькие карточки с изображением народных промыслов переворачиваются на столе изображением вниз, перемешиваются, ставятся стопкой. Ведущий достает по одной карточке и предлагает детям угадать к какому виду росписи относится данная картинка с изображением. Также полезно спросить какие виды промыслов дети собрали - так лучше дифференцируются и запоминаются названия народных промыслов. В дальнейшем можно попросить собрать 2 карты лото, что является усложнением задания. В конце игры, взрослый подводит итог данному заданию. Игрок собравший карту лото первым получает три фишки, последующие игроки меньше на одну фишку.

«Дорисуй узор»

Цель: Способствовать развитию умения дорисовывать элементы узора по представлению;

Развивать чувства симметрии с последующим закрашиванием;

Развивать внимание и память детей.

Правила игры. наборы карточек. Каждая карточка –плоскостной силуэт народных промыслов. Изображение нарисовано так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания узора. Работу ребенок может выполнить, копируя узор или придумать свой. Когда изображения дорисованы, воспитатель собирает и предлагает детям отметить наиболее оригинальные и законченные. За один стол лучше давать карточки с изображением разных силуэтов. Фишки выдаются за оригинальность выполнения, аккуратность и симметричность. Высшая оценка 3 фишки.

«Составь узор»

Цель: Закреплять знания детей о декоративной росписи и их элементах (гуслицкой, мезенской).

Упражнять детей в составлении узора из отдельных элементов.

Правила игры: В игре используются тарелки. Элементы гуслицкой, мезенской росписи.

1 вариант – каждый игрок берет по тарелке и выкладывает на ней узор по образцу.

2 вариант – каждой игрок берет тарелку и выкладывает на ней узор выбирая для нее элементы гуслицкого или мезенского орнамента. За правильность выполнения игрок получает -2 фишки, за нахождение и исправление ошибки-1 фишку.

«Каждой матрёшке свой цветок»

Цель: Закреплять представления о русской матрешке;

Закреплять умение подбирать цветок к сарафанам семеновских и полхов-майданских матрешек;

Закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.

Правила игры: в игре используются матрешки в платках полхов майданских матрешек и семеновских. Необходимо подобрать узор на сарафане для матрешек, который будет соответствовать рисунку на платке. (желтый – семеновский, розовый – полхов майданский).Усложняется задание тем, что матрешки разного размера и рисунок должен подбираться соответствующий размеру матрешки.

За правильность выполнения точность – 2 фишки. За нахождение и исправление ошибки – 1 фишка.

«Русский сувенир»

Цель: Знакомить детей с хохломской, городецкой, гжельской и дымковской росписью;

Закреплять умения находить недостающий элемент узора на карточке;

Развивать внимание, логическое мышление и зрительное восприятие.

Правила игры: в игре 6 больших карт с изображением народного промысла (городец, гжель, дымка). На каждой большой карте есть 5 недостающих деталей (пробелов). К изображению нужно подобрать 5 соответствующих по контуру, размеру, цвету, виду росписи маленьких карточек. Ведущий раздает большие карты игрокам, а маленькие карточки показывает по очереди, называя номер 1-5. Игроки находят соответствующую цифру на карте, сравнивают, и если детали совпадают, закрывают карточкой пробел на большой карте. Правильность выполнения – 1 фишка.

Домино «Яркие матрешки»

Цель: Закреплять представления детей о матрёшке, о народных росписях (хохломской, городецкой, гжельской, дымковской, мезенской и семеновской);

Развивать умение сравнивать матрешки, находить сходство, играть в коллективе.

Правила игры: Игра домино - увлекательная настольная игра, в которой используются пластинки. Пластинка разделена на две части, в наборе их 28 штук. Игра рассчитана на 2-4 игроков. Пластинки перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 штук. Остальные в «резерве» на середине стола. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает одну карточку так, чтобы одна из картинок пластинки соответствовала с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока данной картинки нет, он берет из «резерва» и берет карточки пока не найдет нужную. Если пластинок в «резерве» нет, игрок пропускает ход. Если из игроков никто не может ходить, игра окончена. Выигрывает тот, у кого у первого использованы все пластинки. Первый выигравший получает максимальное количество фишек от 2-4

«Разрезные картинки»

Цель: Формировать у детей представления о целостном образе, действовать путем прикладывания.

Правила игры: разрезанные карточки раскладывают на столе хаотически и предъявляют ребенку. Количество частей и способ разрезания от более простого к сложному (разрез по прямой или по косой линиям). Картинку предлагают собрать после того, как найдены все части одного предмета народного промысла.

В качестве усложнения задания можно предложить детям собрать картинку «в паре» или на скорость

По завершению игры педагог с детьми закрепляет название росписи и предмета быта.

За правильность выполнения и скорость ребенок получает 2 фишки.

Все игры изготовлены из подручного и доступного материала.

Мы представили только часть дидактических игр, в которые можно играть с помощью пособия.

Дидактическое пособие «Город мастеров», часто бывает в центре внимания детей. Особенно ценным бывает его использование в индивидуальной работе с воспитанниками.

В заключительной части дается положительная оценка и отмечаются успехи в выполнении игровых действий дошкольников в виде поощрительных фишек.

Таким образом, дидактическое пособие «Город мастеров» является отличным средством для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Входецеленаправленногоприменениядидактического пособия

детей прослеживается положительная динамика в умении сравнивать общее и различное в орнаментальных мотивах различных видов народного творчества, на основе которых возможно развитие творческих способностей детей.

Пособие влияет на эмоциональное состояние детей через комплексное воздействие цвета, формы, композиционных построений узоров,повышая их активность как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Адвент-календарь для детей старшего дошкольного возрастаАдвент-календарь для детей старшего дошкольного возраста Детский сад – это не просто дошкольное образовательное учреждение, это настоящая, большая и дружная семья. Как и в любой семье, у нас.

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Праздники России»Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Праздники России» 1. Предисловие. Авторское дидактическое пособие «Праздники России» рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. В России много.

Дидактическое пособие «Азбука из фетра» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Азбука из фетра» для детей старшего дошкольного возраста Пока мои родители, совместно со своими детьми трудились над буквами, я в это время делала Азбуку из фетра. У меня дома нет швейной машинки,.

Лэпбук по ПДД «Пешеходный светофор» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаЛэпбук по ПДД «Пешеходный светофор» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Тематический лэпбук «Пешеходный светофор» Актуальность: С каждым годом в нашей стране растет число дорожно-транспортных происшествий.

Дидактическое пособие «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Развиваем речь». Подготовила воспитатель: Дорошенко Ирина Алексеевна. ст. Веселая. Актуальность: В настоящее время.

Дидактическое пособие «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ.

Дидактическое пособие «Весёлая клавиатура» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Весёлая клавиатура» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Весёлая клавиатура» для детей старшего дошкольного возраста Почему проводя музыкальные занятия, мы уделяем большое.

Дидактическое пособие «Весёлый счет» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Весёлый счет» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Весёлый счет" мы изготовили совместно с родителями для закрепления знаний детей о цифрах, формирования умения соотносить.

Дидактическое пособие «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста Подборка лексико-грамматических заданий на тему «Зимующие.

Наглядное дидактическое пособие  «Матрёшки» для детей старшего дошкольного возрастаНаглядное дидактическое пособие  «Матрёшки» для детей старшего дошкольного возраста Назначение: наглядное дидактическое пособие "Матрёшки", изготовлено для занятий по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Город Мастеров» для детей старшего возраста
Опубликовано: 30 мая 2022 в 07:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД