Лариса Семёнова
Дидактическое пособие «Каждый ребёнок имеет право…»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщая детей к миру взрослых, мы знакомим детей с понятиями «Закон», «юрист», «судья» и основным законодательным документом нашей страны – Конституцией Российской Федерации.
Рассказываем, что у детей есть права, охраняемые государством и записанные в документе, который называется Конвенция ООН о правах ребёнка. Это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.
Публикация «Дидактическое пособие „Каждый ребёнок имеет право…“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Права детей. Игры, дидактические пособия
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Для того, чтобы данные понятия были поняты и усвоены детьми дошкольного возраста, было разработано дидактическое пособие в виде папки-раскладушки «Каждый ребёнок имеет право…».
Цель: создание пособия для формирования основ правового сознания у дошкольников.
Задачи:
• познакомить детей с Конституцией РФ и Конвенцией ООН по правам ребёнка;
• учить детей соблюдать правила поведения в детском саду, дома и в общественных местах;
• продолжать формировать навыки коллективной деятельности;
• развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение;
• активизировать и обогатить словарь: Конституция, Конвенция, Декларация, Закон, права, обязанности, соблюдать, выполнять, поведение…;
• воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, быть общительным, помогать товарищам и взрослым.
Данное пособие состоит из 5 картонных листов (30х50см), подвижно соединённых между собой. Информация о правах размещается с двух сторон в виде некоторых статей из Конвенция ООН о правах ребёнка с иллюстрациями.
Как пользоваться данным пособием:
• Беседа с детьми о том, что нарисовано на картинках, попросите их объяснить смысл увиденного.
• Объяснить детям, что каждый человек имеет свои права и обязанности. Между правами и обязанностями существует тесная взаимосвязь.
• Чтение детям художественных произведений и беседа о том, какие права были нарушены или не нарушены у героев этих произведений.
• Создание «проблемной» ситуации, взяв за основу одно из положений Конвенции. Предложите детям верный вариант решения задачи. Сделайте выводы.
• Используйте рисунки для работы с родителями. С помощью анкеты выяснить, соблюдаются ли в семье права ребёнка.
• Использование рисунков в качестве дидактического пособия для игр.
В зависимости от уровня подготовки детей можно использовать два варианта заданий – по картинкам и с помощью вопросов воспитателя по ранее прочитанным детским произведениям:
• «Три поросёнка»
• «Золушка»
• «Колобок»
• «Айболит»
• «Гадкий утёнок»
• «Теремок»
• «Маша и медведь»…
Приблизительные варианты вопросов:
• Кто в сказке «Три поросенка» нарушает права поросят? Назовите это право? (права поросят нарушает волк) Ребёнок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом.
• Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»? (право поиграть, отдохнуть и веселиться)
• В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери? (каждый ребёнок имеет право на жизнь)
• Какое право выполняет Доктор Айболит? (каждый ребёнок имеет право на получение медицинской помощи)
• Какое право по отношению к гадкому утенку нарушили в сказке Г. Х. Андерсена? (право не подвергаться жестокому обращению)
• Какое право нарушил медведь в сказке «Теремок»? (право на неприкосновенность жилища)
Дети нуждаются в защите, потому что они маленькие, не имеют столько знаний, как взрослые люди. Данное пособие поможет детям с ориентироваться как себя вести, если происходит насилие по отношению к ним, куда они сами смогут обратиться с просьбой о помощи по телефону или прийти лично.
Литература:
1. Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду. 2002.№4.
2. Доронова Т. Н. Защита прав и достоинства ребёнка в дошкольном образовательном учреждении и семье//Дошкольное воспитание 2001. №8 -№12.
3. Козлова С. Мы имеем право. – М., 2010.
4. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М., 2006.
5. Мячина Л. К. Маленьким детям – большие права. – С. -П., 2007.
6. Права ребёнка. Нормативные правовые документы. М., 2007.
7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. - М., 2007.