Юлия Дюбина
Дидактическое пособие «Кубики здоровья» для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактического пособия «Кубики здоровья» для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Наблюдения показали, что у большинства дошкольников имеются проблемы со здоровьем, а очень многих можно отнести к категории часто болеющих, что является следствием снижения двигательной активности у детей.
Публикация «Дидактическое пособие „Кубики здоровья“ для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2024
Для сохранения и укрепления здоровья детей в своей работе использую здоровье сберегающие технологии. Так как я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА, особое внимание уделяю физкультурно-оздоровительным технологиям. Для этого я изготовила дидактическое пособие «Кубики здоровья».
Цель моей работы:
-совершенствовать комплексную систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
-формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
-создать условия для самостоятельной деятельности детей при использовании дидактического пособия «Кубики здоровья» для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки;
-воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Проанализировала условия необходимые для решения поставленных задач. В группе имеется физкультурный центр, который оснащен как традиционными пособиями (массажные дорожки, мячи, обручи, палки, скакалки, массажеры, так и нестандартным оборудованием (платочки, ленточки, ловишки, пробки, шишки, полотно для метания, следы, ладошки, ходули, дидактическими пособиями, изготовленными своими руками и совместно с родителями: «Кубики здоровья», «Пирамида здоровья», лэпбук «Я и моё тело», имеются маски для подвижных игр. В умывальной комнате на полу расположены следы и ладошки для выполнения профилактических упражнений. В приёмной размещено оборудование, закрепленное на потолке для метания, лазания. Всё оборудование создано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей, способствует развитию двигательной активности. Необычное оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание самостоятельно заниматься физкультурой, улучшает эмоциональное состояние.
В оздоровительной работе опираюсь на методическую литературу: О. В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников», Е. А. Бабенкова, О. М. Федоровская «Игры, которые лечат», Н. Г. Коновалова «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста», Н. Г. Коновалова «Профилактика нарушения осанки у детей», С. В. Силантьева «Подвижные игры на каждый день для укрепления здоровья детей».
В нашей группе оздоровительная работа ведется как в совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной детской деятельности. В самостоятельной деятельности дети активно используют пособие «Кубики здоровья». Кубики изготовлены из картона, небольшого размера. На каждой стороне кубика приклеена фотография с изображением определенного физического упражнения. Дети бросают кубик и определяют, какое упражнение они будут выполнять. Дальше самостоятельно подбирают оборудование для выполнения определенного упражнения. Упражнения выполняют как индивидуально, так и в парах и подгруппой.
Предлагаю несколько упражнений и игр из пособия «Кубики здоровья»
1. Упражнение «Ловишки»
Цель: развитие ловкости, смекалки, быстроты реакции, равновесия.
Ловишка представляет собой обрезанную пластиковую бутылку и капсула от киндер сюрприза привязанная на веревочке.
Ход упражнения: нужно подбросить капсулу и поймать ее бутылкой. Побеждает тот, кто поймает капсулу наибольшее количество раз.
2. Упражнение «Пишем ножками»
Цель: профилактика и коррекция плоскостопия, укрепление мышц свода стоп.
Для выполнения упражнения понадобятся фломастеры и бумага.
Ход упражнения:
Мы умеем рисовать ручками и ножками
Ножки будут выполнять замыслы художников.
Дети зажимают фломастер пальцами одной ноги и рисуют на бумаге изображение какой-либо геометрической фигуры. Повторяют то же с другой ногой.
3. Упражнение «Силачи»
Цель: укрепление мышц свода стоп.
Для выполнения упражнения понадобятся платочки
Ход упражнения:
Мы платочки в ножки взяли
И немного помахали.
На полу разложены платочки, ребенку нужно захватить платочек пальцами ног, помахать и положить. То же проделать другой нагой. Выигрывает тот, кто не уронит платочек ни разу.
4. Упражнение «Червячки и шишки»
Цель: укрепление мышц свода стоп.
Для выполнения понадобятся веревочки и шишки.
Ход упражнения:
Пальчиками ножек собираем мы,
Червячков для ежиков,
Шишечки для белочек –
Смелые ведь мы!
Веревочки и шишки разбросаны в обруче. По сигналу воспитателя дети собирают веревочки и шишки, чередуя правую и левую ноги. Затем дети считают набранные предметы. Побеждает тот, кто больше наберет.
5. Упражнение «Совушки»
Цель: самомассаж стоп.
Для выполнения упражнения понадобятся канат, гимнастическая палка или обруч.
Ход упражнения: детям переступают по канату приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают канат.
6. Упражнение «Солнышко лучистое»
Цель: укрепление мышц спины, развитие моторики и координации движений.
Солнышко представляет собой обруч, на нем прикреплены ленты 1,5 метра, на конце ленты прикреплена палочка.
Ход упражнения: дети садятся на пол, возле конца ленты, берут палочку и начинают наматывать ленту на палочку руками, одновременно продвигаясь вперед к обручу способом «ходьба на ягодицах».
7. Упражнение «Липучки»
Цель: развитие ловкости, глазомера и мышц верхнего плечевого пояса.
Липучка представляет собой обруч, на котором намотан скотч липкой стороной наружу.
Ход упражнения: дети по очереди метают в «липучку» легкие пластмассовые мячи любым способом, стараясь попасть в вращающуюся цель.
8. Игра «Дети королевы»
Цель игры: развитие правильной осанки и динамического равновесия.
Для игры понадобятся мешочки с наполнителем.
Ход игры: ребенку предлагается побыть принцессой (принцем). Для этого надо уметь красиво ходить с короной на голове. Берут мешочек, кладут его на голову и просят его ходить по комнате, держа спину прямо, подбородок вперед, голову ровно. Корона не должна падать. Нельзя поддерживать ее руками! Ребенок смотрит на пол, не наклоняя головы.
Усложнение: если у ребенка хорошо получается это упражнение, можно предложить ребенку поворачиваться, разговаривать, выполнять другие задания с короной на голове.
9. Игра «Мышки и сыр»
Цель: развитие ловкости, глазомера и мышц верхнего плечевого пояса.
Для игры понадобится полотно с отверстиями, мячики.
Пособие представляет собой желтое полотно с отверстиями различного размера.
Ход игры:
Если ребята с мячиками не играют,
Бедные мячики лежат и скучают.
Дети представляют себя мышками и пытаются попасть в отверстия мячами разного размера. Большим мячом – способ двумя руками снизу, средний мяч – двумя руками из-за головы и малый мяч – одной от плеча. У каждой «мышки» по 3 попытки. Кто больше раз попал в цель, тот и победил.
10. Игра «Собери игрушки»
Цель: снятие нагрузки с позвоночника, укрепление мышц плечевого пояса.
Для игры понадобится корзинки и игрушки из киндер-сюрпризов.
Ход игры: посередине комнаты кладут какие-нибудь препятствия. На одной стороне от препятствий стоит ребенок, а на другой рассыпают игрушки из киндер-сюрпризов. Детей просят доползти и собрать игрушки. Он встает на четвереньки и ползет до препятствия. Переползает через него, переставляя сначала руки, затем ноги. Встает на ножки, собирает игрушки и несет их обратно преодолевая препятствия уже не на четвереньках, а обычной ходьбой.
11. Игра «Чудо-юдо»
Цель: развитие равновесия.
Для игры понадобится следы четырех цветов.
Ход игры: следы раскладываются по всей группе. Игроки прыгают между следами с ноги на ногу и произносят:
Чудо-юдо здесь ходило
И повсюду наследило.
Разноцветные следы –
Ты попробуй их найди!
Воспитатель называет: «Синий!» Ребенок ищет синий след и встает на него одной ногой, пытаясь удерживать равновесие. Затем называет другой цвет и т. д.
Усложнение: воспитатель дает команду «Синий – левая!» Ребенок встает на синий след для левой ноги соответствующей ногой.
12. Упражнение "Ходули"
13. Упражнение "Собираем урожай"
14. Дорожка здоровья
В результате использования пособия «Кубики здоровья» дети самостоятельно организуют физкультурно-оздоровительную деятельность для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.