Зинаида Николаевна Дедкова
Дидактическое пособие по экологическому развитию дошкольников «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие представлено в виде игрового развивающего коврика и носит обучающий, развивающий и воспитательный характер. Оно направлено, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытие потенциальных возможностей детей. Дидактическое пособие «Времена года» многофункционально, легкое в изготовлении и удобное в применении, а главное вызывает интерес у детей. Его можно применять как в организованной, так и в свободной, самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Дидактическое пособие по экологическому развитию дошкольников „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2018
Основная цель:
Уточнение и расширение представлений дошкольников о временах года, сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, а также развитие связной речи.
Задачи:
- формировать представление детей о чередовании времен года; - закреплять у детей знания о названиях месяцев; - развивать сенсорное восприятие; - стимулировать творческую активность детей; - обогащать словарный запас, развивать речь, логическое мышление; - воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.
Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Вариативность использования:
пособие может быть использовано как подгруппой детей, так и индивидуально.
Для изготовления данного пособия взяли за основу коврик, поле которого состоит из двух полос «земля – небо» и меняется в зависимости от времени года.
Коврик, как маленький городок времени, по которому путешествуют наши герои: девочка – Минуточка, Квакуша и Лёва.
Друзья катаются по Солнечному городу на волшебной машинке. Колёса у этой машины непростые, их нужно менять каждый день, потому что цифры на них обозначают число сегодняшнего дня. Запасные колесики с цифрами хранятся в самой машинке, в специальном кармашке на молнии. Замок на дверце машины можно легко открыть и покатать на ней всех гостей Солнечного города.
В городке всего семь домиков, и каждый из них обозначает текущий день недели. Домики отличаются друг от друга разным оформлением, пришиты к ковру в виде кармашков, поэтому в каждом из них могут прятаться задания, загадки, книжки – малышки и прочие сюрпризы дня. Машинки едут по дороге - ленте и останавливаются по очереди у каждого домика, прикрепляясь на липучку.
На небе этого городка светит яркое солнышко. У солнца двенадцать лучиков – месяцев, а в центре крепится время года.
Например, сейчас «зима», а таблички «весна», «лето» и «осень», пока спрятаны на чердаке домика - Четверга. По небу солнечного городка плывут три облачка. Они подсказывают названия трех месяцев зимы – декабрь, январь и февраль. Остальные девять месяцев спрятались в печную трубу домика - Пятницы.
Девочка на облачке всегда подскажет малышам текущий месяц, а сюрпризы в кармашках повысят интерес к теме и вызовут у детей радость.
В пособии используются различные виды крепления деталей: пуговицы, кнопки, крючки, липучки, закручивающиеся крышки. Практически каждая деталь отсоединяется от основного фона. Пособие изготовлено педагогами и родителями группы, что вызывает у детей чувство гордости и воспитывает уважение к труду взрослых.
Приложение
1. Игровой коврик – развивайка.
2. Меняющееся поле в зависимости от времени года.
3. Машинка с колесиками и цифрами – число дня.
4. Таблички с указанием времени и месяцев года.
5. Девочка-Минуточка и её друзья.
6. Дорога по Солнечному городу с домиками –дни недели.
Пособие так же включает в себя: предметные картинки из фетра на липучке и примерные варианты заданий:
«Какое время года?»
«Что изменилось?»
«Чего не стало?»
«Нелепицы»
Взрослый составляет из деталей игры различные нелепые картинки, а ребенок говорит, что неправильно, и исправляет картинку на коврике (например: летом идет снег, зимой цветут деревья и т. д.).
«Кто что делает?»
Взрослый начинает, а ребенок продолжает и наоборот:
«Солнышко – светит, сияет, а еще…»
«Снег – идет, тает…»
«Что где? Кто где?»
Идем гулять в лес. Что растет в лесу? Что растет на дереве? И т. п.
Загадки
Отгадайте время года:
Дел у меня немало,
я белым одеялом
Всю землю укрываю,
в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня.
Ответ (зима).
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза — угольки, руки — сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
(Снежная баба)
Без рук, без ног, а рисовать умеет.
(Мороз)
Зимой и летом одним цветом.
(Елка)
Кручу, урчу,
знать никого не хочу.
(Вьюга)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла.
Ответ (весна)
Жаркая стоит погода.
Рано солнышко встает.
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо, Землянику поспевай,
Не ленись, да собирай.
Ответ (лето).
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Облака)
Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает, взглядом согревает.
(Солнце)
Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются.
(Дождь)
По небесам оравою
бредут мешки дырявые.
И бывает иногда: из мешков
течет вода. Спрячемся
получше от дырявой. (тучи)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответ (осенью).
Без рук, без ног, а ворота отворяет.
(Ветер)
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
(Гриб)
Летом вырастают,
а осенью опадают. (Листья)