Татьяна Викторовна
Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Публикация «Дидактическое пособие „Попугайчики-звуковики“ по формированию навыков правильного звукопроизношения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Животные жарких стран. Игры, дидактические пособия
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Попугай, попугайчики
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2016
Назначение. Дидактическое пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Цель. Развивать навыки звукопроизношения, слуховое внимание, фонематический слух, мышление, обогащать словарный запас, овладевать грамматическими нормами речи, навыками звукового анализа и синтеза, а так же способствовать развитию связной речи.
Материал: втулки от туалетной бумаги, цветная бумага, цветные перья, пластиковые глазки, синельная проволока, клей, ножницы.
Описание способа изготовления.
1. Готовим выкройки:
Прямоугольники цветной бумаги 3,5Х16 см; 5,5х16 см; 4,5х5,5 см; глазки диаметром 2 см.
2. Обклеиваем втулки цветной бумагой.
3. Приклеиваем глазки.
4. Приклеиваем носики из поролона.
5. Приклеиваем перья.
6. Вставляем синельную проволоку (предварительно проткнув шилом отверстия).
Использование: дети в роли попугайчиков принимают участие в играх-упражнениях по развитию речи.
1. Упражнение «Запомни и назови в правильной последовательности».
Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрываются).
2. Упражнение «Где спрятался звук?» (сравнения звуков С—Ш разными способами).
а) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз;
б) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета:
свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш.
3. Упражнение «Телеграф». Дети запоминают четыре слова с оппозиционными звуками и называют их в правильной последовательности. Например: душ— тук— дуб— тушь.
4. Упражнение «Повтори слова»
Повторить слова, различающиеся одним звуком, и объяснить, чем они различаются (по звуковому составу и по смыслу: бочки — почки; в первом слове мы слышим звук Б, а во втором — П; бочки — это посуда, в них можно солить капусту, а почки распускаются весной на деревьях).
5. Упражнение «Замени звук». Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3); том – дом, почка-бочка.
6. Упражнение «Закончи слово» (демонстрируются картинки): Ш—Ж: у-ши, лу-жа, лы-жи, ме-шок.
7. Упражнение «Закончи предложение». Игра проводится с картинками и без них: Для ногтей нужен (лак). В реке живёт (рак).
8. Упражнение «Кто больше придумает слов?» (с использованием сюжетных картинок по временам года). Например, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег.
9. Упражнения «Доскажи словечко» с использованием популярных четверостиший.
Ра-ра-ра – начинается иг (ра).
Ры-ры-ры – у мальчика ша (ры).
Закончи фразы.
Спи, мышонок до утра,
Дам тебе я (комара).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко).
10. Подбери похожие слова. Предложить подобрать слова, близкие по звучанию.
Зайчик (мальчик, пальчик); (шина (машина); кошка (мошка, ножка).
Дидактическое пособие «Попугайчики – Звуковики» может успешно использоваться не только как форма обучения, но и в самостоятельной игровой деятельности.