МАРИНА ОВЧИННИКОВА
Дидактическое пособие «Радужный календарь»
Уже продолжительное время я веду углубленную работу по развитию у детей временных представлений. Считаю эту тему достаточно сложной для детского восприятия. Трудности связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм (нельзя увидеть, услышать, так и с особенностями детского мышления. Тем не менее, эта тема достаточно интересна, дает необыкновенный простор для фантазии. Её можно интегрировать практически во все образовательные области.
Цель:
Формирование представлений о днях недели, месяце у дошкольников старшего возраста в различных видах детской деятельности.
Задачи
Публикация «Дидактическое пособие „Радужный календарь“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Игры и дидактические пособия с радугой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2015
Образовательные:
- формировать представления о днях недели и их последовательности;
- закрепить количественные и порядковые числительные (в пределах 7);
- закрепить умение отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
- закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность и интерес к различным видам детской деятельности.
Развивающие:
- развивать умение согласовывать числительные с существительными, в роде и числе, падеже (1 января понедельник);
- обогащать словарный запас детей;
- устанавливать взаимосвязь между цветом и днем недели, количеством недель в месяце;
- развивать умение поддерживать беседу;
- развивать внимание, память, восприятие и мышление.
Достаточное количество наглядного материала делает усвоение содержания интересным и более полным. Хочу познакомить Вас с наглядным и дидактическим материалом, изготовленным мною. Брала его из различных источников, что-то переделывала, видоизменяла, дорабатывала. Вот что получилось в итоге.
Описание пособия.
Пособие «Радужный календарь»» представлено в виде отрывного календаря, дидактических игр, перекидного календаря, удобных в использовании, картотек стихотворений о днях недели, загадки и задачки про дни недели.
Перекидной календарь
Пособие изготовлено из ламинированных листов бумаги на пружине для перекидывания листов. Календарь может использоваться как в вертикальном, так и в горизонтальном положении в зависимости от вида деятельности.
Работа с календарем начинается с знакомства детей с днями недели, их последовательности. Знакомство происходит с помощью веселых стихотворений и подводкой соответствия дней недели цветам радуги. Затем в игровой форме происходит закрепление дней недели. После закрепления дней недели детям предлагается рассмотреть полный месяц, который складывается из недель и представляется в привычном нам виде на одном листе бумаги. Для удобства восприятия дни месяца раскрашены в уже знакомые детям цвета радуги, неделя выделена пластиковой полоской с квадратом, для выделения наступившего дня недели. Работа с месяцем ведется ежедневно, дети сначала с помощью воспитателя передвигают квадрат на соответствующий день недели месяца, обозначая речью какой сегодня месяц, день недели и число. Сверху развернутого календаря детям предлагаются сезонные картинки, для закрепления признаков времен года. Календарь дает возможность не только визуально увидеть весь месяц полностью, но и закрепить признаки времен года.
Отрывной календарь
Календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени.
Изготовлено в виде ламинированных отрывных листков цветов радуги, для раскладывания в отдельные коробочки с обозначением дня недели по счету.
При обозначении дня недели на перекидном календаре одновременно «отрывается» лист с отрывного календаря и укладывается в определенную коробочку, постепенно выкладывается неделя, в конце месяца можно сосчитать, например, сколько понедельников было в месяце и т. д. по дням недели (сколько дней в месяце, недель).
Дидактические игры
Дают возможность в игровой форме закрепить знание дней недели.
Изготовлено в виде: машинок и платьев на ламинированной бумаге цветов радуги; веселого паровозика с вагончиками; неделькой из ламинированных листков цветов радуги.
Игры можно использовать так же и как диагностический материал.
Работа с данным пособием позволяет систематизировать наглядный дидактический материал, имеющийся у воспитателя, и продуктивно использовать его на занятиях. Используется наглядность в виде интересных картинок, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей и закреплять знания о днях недели, месяцах, временах года, закрепить названия цветов, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.