Папки-передвижки

Дидактическое пособие «Весёлая обезьянка» (1 фото)

Ирина Ломанова
Дидактическое пособие «Весёлая обезьянка»

Весёлая обезьянка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Дидактическое пособие «Весёлая обезьянка»

Автор: Ломанова Ирина Николаевна

Учитель-логопед I кв. категории

г. Стрежевой 2015

Публикация «Дидактическое пособие „Весёлая обезьянка“» размещена в разделах

Пояснительная запискаПравильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе с нарушениями звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет.

Актуальность: Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многих мышц.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Мной разработаны комплексы упражнений, вырабатывающие правильные артикуляционные уклады для свистящих, шипящих, сонорных звуков.

В целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною изготовлена и апробирована демонстрационная игрушка «Весёлая обезьянка» это яркая, интересная игрушка, она сразу привлекает внимание детей. Дети с удовольствием выполняют артикуляционные упражнения.

Обезьянка легко одевается на руку логопеда, пальцы просовываются в язык обезьянки, логопед легко манипулирует игрушкой.

Проведение артикуляционной гимнастики с использованием демонстрационной игрушки «Весёлая обезьянка».

Цель:

- выработка качественных, полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка);

- профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.

Задачи:

- развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;

- вырабатывать четкие артикуляционные позиции губ и языка;

- совершенствовать пластику движений;

- вырабатывать правильное речевое дыхание;

- развивать эмоциональную сферу ребенка.

Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, мной была изготовлена демонстрационная игрушка «Весёлая обезьянка», которую я использую в работе по коррекции артикуляторных расстройств.

Она является занимательным персонажем в сюжете занятий и создает благоприятный эмоциональный фон. «Весёлая обезьянка» - это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова обезьянки сшита таким образом, что можно вложить руку с тыльной стороны головы в язык, сделанные в виде красных мешочков, один язык с округленным концом, а другой язык с острым концом. Приложение 1.

Логопед, манипулируя этим языком, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. Приложение 2. При этом он дает возможность детям ощупывать язык обезьянки, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции.

В целом работа с этой замечательной демонстрационной игрушкой повышает заинтересованность детей. Также обезьянку можно использовать как поощрение, а именно предложить провести артикуляционную гимнастику вместе с обезьянкой наиболее старательному ребенку.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [C], [СЬ]; [З], [ЗЬ], [Ц]1. "Улыбка" – «Хоботок»

2. «Лопаточка».

нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

3. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя».

4. «Киска сердится» - Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

5. «Трубочка» - открыть рот, свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

6. «Чистим нижние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

7. «Катушка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

8. «Загоним мяч в ворота» - мяч (кусочек ваты). Ворота – бва кубика или карандаша. Ребенок складывает язык трубочкой и дует на мяч, пытаясь забить мяч в ворота.

9. «Посчитай нижние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Ш], [Ж]; [Щ], [Ч]1. «Улыбка» - «хоботок».

2. «Лопаточка» - широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать 5-7 с.

3. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя».

4. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

5. «Бублик» - выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет до 5.

6. «Лошадка» улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык не должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не должен подворачиваться внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

7. «Фокус» -положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

8. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

10. «Грибок» - улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

11. «Гармошка» - положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Л], [ЛЬ] 1. «Улыбка» - «Хоботок».

2. «Лопаточка».

3. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя».

4. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

5. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

6. «Пароход» - приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находится в глубине рта.

7. «Индюк» приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп упражнений постепенно увеличивать, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

8. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9. «Чистим верхние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.

10. «Посчитай верхние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Р], [РЬ] 1. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

2. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

3. «Чистим верхние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.

4. «Посчитай верхние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

5. «Лошадка» улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык не должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не должен подворачиваться внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

6. «Грибок» - улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

7. «Гармошка» - положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

8. «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «Д-Д-Д». Язык упирается в верхние зубы при произношении этого звука, рот не должен закрываться.

9. «Моторчик» - во время длительного произнесения звука д-д-д (упр. «Барабанщик) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Таким образом:

• Артикуляционная гимнастика с помощью демонстрационной игрушки «Весёлая обезьянка» призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.

• Способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает переключаемость движений органов артикуляционного аппарата.

• Логопед должен правильно подобрать артикуляционные упражнения с учётом формы речевого нарушения и конкретно нарушенного звука.

Список используемой литературы:1. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. – Ярославль «Академия развития», 1997;

2. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург «Литур», 1999;

3. Смирнова И. А., Артемова Т. В., Иванова В. М., Оганджанянц Т. Н. Использование дидактической куклы в логопедической работе. – Ж. «Дефектология», №3, 1994;

4. Е. А. Лапп, Н. Г. Фролова «Современный логопедический урок», -Волгоград, Изд. «Учитель», 2011;

5. Журнал «Дошкольная педагогика» №6(71) /август/2011;

6. А. И. Дербина, Л. Е. Кыласова «Логопедическая группа игровые занятия с детьми 5-7 лет», -Волгоград, Изд. «Учитель», 2012

Дидактическое пособие «Весёлая обезьянка»
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Слон»Дидактическое пособие «Слон» С этой игрушкой можно играть по разному. 1. Сухой бассейн. (Чудесный мешочек) В непосредственно образовательной деятельности: Дети вытаскивают.

Дидактическое пособие «Гусеница»Дидактическое пособие «Гусеница» Вряд ли наша гусеница С кем-то в красоте сравнится Как фотомодель стройна, Веселья, яркости полна. Ей ума не занимать, Предложит в игры.

Дидактическое пособие «Цветок»Дидактическое пособие «Цветок» Цель: развитие тактильных ощущений, тонкой моторики; различение основных цветов; расширение словарного запаса. Данное пособие будет интересно.

Дидактическое пособие «Фланелеграф»Дидактическое пособие «Фланелеграф» Назначение: развитие познавательной и эмоциональной сфер, пространственного восприятия. Основное назначение фланелеграфа - проведение различных.

Дидактическое пособие «Капитошки»Дидактическое пособие «Капитошки» Известный факт, что речевое развитие находится в прямой зависимости от развития тонких движений пальцев рук. Именно поэтому развивая мелкую.

Дидактическое пособие «Пирамидка»Дидактическое пособие «Пирамидка» Дидактическое пособие "Пирамидка" Цель: обучение последовательному одеванию, развитие восприятия цвета и величины; развитие речи,глазомера,.

Дидактическое пособие «Поросенок»Дидактическое пособие «Поросенок» Цель: развитие мелкой моторики, формирование умения соотносить число с количеством. Оборудование: поросенок, сделанный из пластиковой.

Дидактическое пособие «Круглый год»Дидактическое пособие «Круглый год» Выполнила: учитель-логопед МБДОУ ДС № 38 «Золотой петушок» Голубева Татьяна Валерьевна Помещение моего логопедического кабинета весьма.

Дидактическое пособие «Алфавит»Дидактическое пособие «Алфавит» Представляю вашему вниманию дидактическое пособие "Алфавит",которое позволит с интересом изучать нашим детям буквы русского алфавита. Эту.

Вытынанки «Символ 2016 года — весёлая обезьянка»Вытынанки «Символ 2016 года — весёлая обезьянка» Вот и уходит осень. Стучится в дверь снежная, морозная зима, а с ней и самый любимый, самый весёлый праздник Новый год. Каждый год мы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Весёлая обезьянка»
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 09:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД