Дидактическое пособие «Вязаная сказка» для развития мелкой моторики рук

Ольга Ангалышева
Дидактическое пособие «Вязаная сказка» для развития мелкой моторики рук

Дидактическое пособие «Вязаная сказка» для развития мелкой моторики рук

Дидактическое пособие «Вязаная сказка»

для развития мелкой моторики рук.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так-же словарный запас детей. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное - для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать, специально у нас все под рукой: пуговицы, шнурки, ленточки, застёжки, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Я заметила, что уровень развития мелкой моторики у моих воспитанников остаётся низким, поэтому меня сразу заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы, потому что с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это - основные условия успешного обучения.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое, много другого нестандартного оборудования.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и др. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев, игры с использованием нестандартного оборудования направлены на решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Цель дидактического пособия: Создать условия для развития

мелкой моторики и движений пальцев рук; развивать двигательные и познавательные способности детей; развивать мелкую моторику, ручную умелость через выполнение предметно­практических действий.

Упражнять детей в закреплении понятий «большая - маленькая туча или дерево», учить пристегивать и отстегивать пуговицы, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук, учить заплетать косички, завязывать бантики и шнурки. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. Учить детей придумывать сюжет сказки самим.

Значимость работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Оборудование: Вязаные картинки тучи, деревья, листочки,

солнышко, ёжик, цветы, рюкзачок, пуговицы, шнурки, картон, ткань для изготовления панно.

Сказка: В одном волшебном лесу живёт ёжик Колючка. Он очень любит гулять по лесу и собирать грибы. Однажды когда он опять пошёл за грибами, подул сильный ветер и сорвал листочки и растрепал солнышку лучики. Ёжик помог солнышку и дереву, проверил, не потерялись ли грибочки из рюкзачка. Вылез ужик погреться на солнышке, и распустились цветочки. В небе появилась радуга, на которой всегда ждут ёжика подарки от друзей.

Описание игры «Ураган» - дуя на дерево и раскачивая его, воспитатель или ребенок отстегивает от него листочки. «Ой! Ветер сорвал листочек, он упал на землю». Предлагают ребенку побыть ветром - подуть, покачать дерево, затем пристегнуть листочки.

1. Игра «Вдевание шнурка в дырочки».

Цель: Научить ребёнка вдевать шнурок в фигуру с дырочками.

2. Игра «Солнышко».

Цель: научить детей заплетать косички и завязывать бантики и шнурочки.

3. Игра «Радуга».

Цель: закрепление знаний цветов спектра по порядку.

Формирование активного словаря ребенка.

Содержание: Воспитатель предлагает рассмотреть радугу. Как хочется ёжику такие же цветные иголочки. Поможем разыскать все краски для ёжика и поставить их по порядку. Закрепить в конце их порядок знаменитой считалкой: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

4. Игра «Собери букет».

Цель: Закрепить в активном словаре название цвета. Развивать умение классифицировать по цвету и цветовым оттенкам.

Содержание: Воспитатель предлагает собрать букет.

5. Игра «Еж колючий, но не злой!».

Цель: формировать умение группировать разнообразные предметы по цвету.

Содержание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько предметов (листочки зеленые, грибы, назвать цвет и прикрепить их к спинке ежа или на травку.

6. Игра «Помоги ежику собрать урожай».

Цель: формировать умение выбирать предметы определенного цвета по словесной инструкции. Развивать мелкую моторику рук, формировать элементарные математические представления.

Содержание: Воспитатель предлагает детям прикрепить на спинку ежика несколько листочков. Разнообразить: три красных яблочка, два желтых и только одно попалось зеленое. Аналогично поиграть с листочками и грибами.

7. Игра «Разноцветные грибочки для ежика».

Цель: формировать умение подбирать однородные предметы по форме и размеру, но разные по цвету.

Содержание: Воспитатель знакомит детей с разновидностями грибов, обращает внимание на их окраску.

8. Игра «К ёжику в гости».

Цель: закрепить умение группировать предметы по цвету.

Содержание: Воспитатель объявляет, что у знакомого Ежика сегодня день рождения! Детям необходимо прийти к ежу с подарком. Обогащать опыт детей при действии с предметами разной формы, но одинакового цвета (мы пришли с подарками красного цвета, аналогично: принесли подарки желтого цвета.) Побуждать детей рассказывать о предмете и цвете предмета.

9. Игра «Собери яблочки».

Цель: развивать умение подбирать предметы одинаковой формы, но разные по цвету.

Содержание: обратить внимание детей, что у одного того же предмета может быть одинаковая форма, но разный цвет.

Для примера выберем яблоко: дети определяют форму предмета: круглая, цвет: красный. Но яблоки могут быть и желтые, и зеленые, а форма их такая же круглая. Чтобы у детей не возникало стереотипов, что яблоко только круглое и красное, необходимо познакомить их с разнообразием мира. Аналогично можно показать это на примере огурца: овальной формы, но цвет может быть разный (салатово - зеленый, зеленый, коричневый, тёмно­ - зеленый).

10. Игра «Больше или меньше?».

Цель: развивать логическое мышление, внимание; умение подбирать предметы, ориентируясь на цвет.

Содержание: в корзинке находятся 3 яблока красных и 1 зеленое (геометрическая фигура-круг) спросить детей: Каких яблок больше - меньше? Как сделать так, чтобы их было поровну. Использовать для игры разные предметы: и фрукты, и овощи, и ягоды - применять игру с целью формирования элементарных математических представлений, с усложнением заданий для детей старшего дошкольного возраста. Использовать сюрпризные моменты: Кукла Катя любит клубнику, а Мишутка малину: кому и сколько достанется ягоды? Посчитайте, ориентируясь на цвет и его оттенки.

Публикации по теме:

Оформление уголка для развития мелкой моторики в логопедической группеОформление уголка для развития мелкой моторики в логопедической группе Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Развитие мелкой моторики с использованием массажного мячикаРазвитие мелкой моторики с использованием массажного мячика Для развития мелкой моторики мы активно используем массажный мячик. Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Вязаная сказка» для развития мелкой моторики рук
Опубликовано: 14 марта 2015 в 01:17
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Осенины

Именины красавицы Осени — тема очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы всей семьей отметить народный праздник Осенины и зарядиться атмосферой осеннего...

24 сентября. Всемирный день моря

Экологический праздник ООН Международный день моря отмечается с 1978 года, в один из дней последней недели сентября. Он привлекает внимание мировой общественности к недопущению загрязнения морских вод,...

Детский мастер-класс по конструированию игрушки из бумаги «Мышка»
Детский мастер-класс по конструированию игрушки из бумаги «Мышка» Цель: изготовление игрушки из бумаги «Мышка». Задачи: Обучающие: учить создавать...
Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить новые ощущения,...
Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»
Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии с Законом РФ...