Алла Голудина
Дидактическое пособие «Волшебный коврик»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Волшебный коврик»
Воспитатель: Голудина А. А.
«Сделать серьёзным занятие для ребёнка занимательным
- вот задача первоначального обучения»
К. Д. Ушинский
Актуальность. Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её надо удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Благодаря использованию дидактических игр и пособий процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Публикация «Дидактическое пособие „Волшебный коврик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развивающий коврик своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2017
В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр и пособий, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.
Особое внимание в ДОУ уделяю дидактическим играм и пособиям, способствующих речевому развитию (пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли, осуществляющих познавательное развитие. Дети-дошкольники постигают первоначальные навыки счёта, письма, чтения.
Таким образом, дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Посредством дидактических игр и пособий можно достичь желаемого результата.
Дидактическое пособие «Волшебный коврик» создан для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование познавательных и речевых способностей ребёнка.
Задачи:
- образовательные
1. Учить решать задачи.
2. Закреплять умение рассказывать по картинкам с последовательно развивающимся действием.
3. Упражнять в умении составлять рассказы по картинкам.
4. Расширять знания детей, о цифрах, звуках, буквах, сказках, здоровых продуктах.
5. Совершенствовать слуховое восприятие детей путём упражнений на различение звуков.
6. Закрепить умение увеличивать и уменьшать числа в пределах первого десятка на несколько единиц.
7. Закреплять умение вести диалог, отвечать на вопросы.
- развивающие
1. Развивать память, воображение, речь, мышление.
2. Развивать навыки учебной деятельности.
- воспитательные
1. Воспитывать у детей удовольствие от работы на занятиях.
2. Развивать интерес к самостоятельной игровой деятельности.
3. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать другу.
Материал: Для пособия «Волшебный коврик» была взята мишень для дартса на тканевой основе с вкраплением магнитной крошки, на неё прикреплена двухсторонним скотчем фетовая ткань. Получилась небольшая лёгкая переносная доска магнитно-фланелеграфная.
Руководство: Пособие используется на тематических занятиях и в самостоятельной деятельности детей. К пособию прилагаются дидактические игры покупные (магнитные цифры, буквы, аппликации) и изготовленные самостоятельно (заламенированные цветные картинки, с прикреплённой самоклеющейся лентой-липучкой).
Вывод: Задача педагога для детей старшего дошкольного возраста – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.
Игра «Магазин»
Цель: Учить определять и выбирать полезные для здоровья продукты. Формировать здоровый образ жизни.
Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются продукты питания. Предложить детям сходить в магазин и выбрать полезные продукты. Рассказать почему, он выбрал именно эти.
Игра «Посчитай»
Цель: Научить детей числовому счёту.
Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются фрукты. Предложить детям посчитать сколько фруктов выложено. Найти цифру с таким же количеством фруктов.
Игра «На грядке»
Цель: Закрепить с детьми счёт до 10. Зрительное внимание.
Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются грядки с овощами. Ребёнку предлагается внимательно посмотреть и посчитать, сколько на грядке овощей. Например: выросло на первой грядке 1- свекла, на второй грядке 8 – редисок, на 3 грядке – 6 помидоров и т. д.
Игра «Реши задачку»
Цель: Учить детей решать задачи. Развивать мышление.
Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются бабочки. Предлагается детям решить задачу. Например: Летало 8 бабочек, улетело 2, сколько осталось.
Игра «Что сначала, что потом»
Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Ход игры: На «Волшебном коврике» располагается в разнобой эпизоды из сказки. Педагог предлагает, вспомнить сказку, и последовательно по картинкам рассказать.
Игра «Расскажи сказку»
Цель: Учить детей рассказывать последовательно сказку. Развивать мышление, речевую активность.
Ход игры: На «Волшебном коврике» детям предлагается самостоятельно выкладывать эпизоды из сказки, рассказывая её последовательно, при этом необходимо назвать название сказки и автора.
Игра «Сочини сказку»
Цель: Учить составлять небольшой рассказ. Развивать речь.
Ход игры: Детям раздают разные картинки, предлагают выбрать некоторые из них, выложить на «Волшебный коврик». По выбранным картинкам придумать небольшой рассказ.
Игра «Реши пример»
Цель: Совершенствовать вычислительные умения. Развивать мышление.
Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются примеры на сложение и вычитание. Предлагают детям решить пример.
Игра «Больше, меньше или равно»
Цель: Учить детей сравнению. Развивать мышление.
Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются цифры. Предлагают детям сравнить цифры, выложить необходимый знак.
Игра «Сравни»
Цель: Учить самостоятельно называть признаки и качества, понимать значение слов «форма», «размер», «цвет». Развивать речь.
Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются грядки с овощами. Детям предлагают выбрать один из овощей, назвать его и описать, какой он. Например: «Это морковь, оранжевого цвета, овальной формы».
Игра «Посчитай-сколько…»
Цель: Учить соотносить количество с числом. Развивать внимание.
Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются карточки с рисунками. Дети должны посмотреть на рисунок и быстро сосчитать сколько на нём (например, мячиков, соотнести ответ с цифрой.
Игра «Назови звук»
Цель: Закрепить правильное произношение звука. Развивать речь.
Ход игры: На «Волшебном коврике» выкладываются картинки-предметы. Педагог предлагает найти картинку с определённым звуком. Ребёнок находит и произносит название предмета, и определяет, где находится звук.
Игра «Выложи слоги»
Цель: Учить, самостоятельно выкладывать и произносить слоги. Развивать слоговую речь.
Ход игры: На «Волшебном коврике» ребёнку предлагают выложить слоги и произнести их.
Игра «Расскажи о животном»
Цель: Учить детей описательному рассказу. Развивать память, речь.
Ход игры: На «Волшебном коврике» располагается животное. Предлагается ребё нку назвать:
- К какой группе относится животное?
- Где живёт?
- Части тела. Чем оно покрыто?
- Чем питается?
- Повадки животного. Как оно передвигается?
- Как кричит?
- Детёныши животного.
- Какую пользу оно приносит?
Игра «Двенадцать месяцев»
Цель: Закрепить с детьми месяцы времени года. Развивать речевую активность.
Ход игры: На «Волшебном коврике» располагается плакат с временем года. Детям предлагается расположить 12 месяцев на плакате, проговаривая признаки года.
Игра «Признаки времени года»
Цель: Учить детей закреплять признаки года. Развивать память, речь.
Ход игры: На «Волшебном коврике» располагается сезонное дерево. Детям предлагается определить сезон времени года и расположить по признакам картинки в соответствии сезона. Обосновать свой ответ.
Вывод. Таким образом, используя пособие «Волшебный коврик», мы добиваемся того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребёнка. Игровое пособие можно использовать и в других возрастных группах, только необходимо будет подобрать дидактические игры с соответствием возраста.
Литература:
1. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 159с. : ил.
2. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники М. А. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
3. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чё тко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М. : Вентана-Граф, 2007. - 304с.
4. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М. : ВАКО, 2007. – 288 с.
5. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М. : ВАКО, 2007. – 208 с.