Эллина Батова
Конспект занятия «Дифференциация акустически близких звуков [С]-[З]»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организационный момент
У вас на столах лежит солнце, облако и тучка. Покажите карточку, которая соответствует вашему настроению (солнце –хорошее, облако- спокойное, тучка-плохое)
Сегодня нам предстоит проделать большую работу. Но как известно, продуктивнее и лучше всего работа получается, когда у человека хорошее настроение. И чтобы у вас поднялось настроение, и вы настроились на занятие, я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик.
(видеозапись «Дружба начинается с улыбки»).
II. Актуализация знаний по теме «весна».
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация акустически близких звуков [С]-[З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-Какой сейчас месяц? Какое время года? Назовите мне весенние месяцы? Какой месяц отличается от других и почему? Как называют три этапа весны? Какие признаки весны вы знаете? (Солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; снег чернеет и тает; звенит капель.)
Сядет тот, кто назовет первый звук в слове
II. Закрепление знаний о характеристике звуков «З-С»
1. Игра «У кого хороший слух» (слайд 1)
- Логопед показывает картинку и называет её. (Замок, зима, снеговик, заяц, синица)
- Какие звуки чаще всего слышим?
- Кто догадался, над какой темой будем продолжать работать? (слайд 2)
- Что вы знаете об этих звуках?
2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.
- Сейчас охарактеризуем звуки нашего занятия :
[З]- согласный, звонкий, твердый, его символ – синий звуковичок с колокольчиком;
[З']- согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый звуковичок с колокольчиком;
[С] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий звуковичок с помпончиком;
[С'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый звуковичок с помпончиком.
Звуки [З - С] схожи по артикуляции, отличаются участием голоса, звук [з] – звонкий, звук [с] – глухой.
Что мы сейчас делали?
3. Различение звуков [З]- [С], [З']- [С'] на слух.
- Прослушайте слоги, определите, какой звук нашего занятия есть в них, и поднимите соответствующий символ.
Слоги:АС, ЗИ, ЗЮ, СЕ, СА, АЗИ, ЗО, СЫ, СЯ, ИЗ, ОСЕ, ЗУ, ЗЮ, СО, СЁ.
Слова: зима, весна, сосулька, весенний, листочки, ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, самовар, тазик.
- Что мы сейчас делали?
4. Игра с мячом "НАОБОРОТ"
Будем различать звуки З,Зь и С, СЬ в слогах:
ЗА – СА СО - Си - Зю - СУ -
Будем воспроизводить слоговую цепочку наоборот, так чтобы гласная была впереди:
СУ – УЗ ЗЫ - СА - СО - ЗА -
МОЛОДЦЫ!
- Что мы сейчас делали? Почему согласный звук становится мягким?
5. Замени букву З буквой С и наоборот. Запиши новые слова. (слайд 9)
Что мы сейчас делали? Чем отличается З-С, ЗЬ-СЬ
Физ. Минутка
Наши первые цветки раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши нежные цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
6. Соедините подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика цветными линиями. Подчеркните З одной чертой, а букву С двумя чертами. (работа на карточках)
МОРОЗНЫЙ ЗЕБРА
ВЕСЕЛЫЙ ЗАБОРЫ
ИНТЕРЕСНАЯ СМЕХ
ЗВОНКАЯ ИГРА
ПОЛОСАТАЯ ПЕСНЯ
ВЫСОКИЕ ВОЗДУХ
- Что мы сейчас делали? Покажите своё настроение в конце занятия (солнышко, облако или тучка)
8. Итог занятия