Лучший педагог года

Дифференциация звуков [л] и [р].

Анастасия Кужелева
Дифференциация звуков [л] и [р].

Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [л], [р];

- упражнять в правильном произношении и различении звуков [л], [р] изолированно, в слогах, словах, предложении и в тексте;

-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; языкового анализа и синтеза;

- обобщить представления о весне и типичных весенних явлениях в природе;

- активизировать словарь по теме "Весна".

Публикация «Дифференциация звуков [л] и [р],» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематический слух, мелкую моторику;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- создать положительные эмоции;

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать инициативность, самостоятельность.

Лексический материал: слова и предложения со звуками [л] - [р].

Оборудование: настенное зеркало, салфетки, картинки грача, ласточки, картина с изображением весны, картинки с весенними явлениями в природе, картинки цветов: ромашка и ландыш, сюжетные картинки по теме «Наступила весна», план анализа артикуляции звука, схема характеристики звука, звуковые символы, буквы Р и Л, мяч, игра «Четвёртые лишний».

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе, чтение стихов о весне, разучивание дыхательного упражнения «Цветочек», разучивание физической минутки «Весна».

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, добрый день. У меня есть для вас сюрприз. А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из отрывка мультфильма, который я вам покажу. Пожалуйста, посмотрите внимательно.

Логопед: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: Да! О весне.

Логопед: Правильно, ребята! Молодцы!

2. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Чтобы чётко отвечать – надо язычок размять. Ребята, выполним весёлую гимнастику для язычка. В порядке очерёдности берёте по одной карточке, переворачиваете её и выполняете упражнение для язычка.

Логопед: Денис, бери карточку. Как называется упражнение?

Ребё нок: Упражнение называется «Заборчик».

Логопед: Молодец! Выполняем под счёт. Вы выполняете, я считаю- 5 секунд.

-«Лопатка» - 5 секунд.

-«Парус»- 5 раз.

-«Лошадка»- 5 раз.

-«Грибок»- 5 раз.

-«Барабан»- 5-7 раз.

Логопед: Ребята, вы хорошо выполнили упражнения! Старались. Молодцы!

Дыхательное упражнение «Цветочек» :

Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их.

Подснежники цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит – лепестки колышет.

К цветку носик приближаем –

Аромат цветов вдыхаем.

Логопед: Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон.

(Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

Логопед: Молодцы, ребята!

3. Объявление темы занятия:

(Логопед вывешивает картину «Весна»)

Логопед: Ребята, посмотрите на картину и скажите, без чего не бывает весны?

Дети: Не бывает весны без солнышка, без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц.

Логопед: Молодцы, ребята! Все рады весне, ждут её с нетерпением, потому что к нам в гости прилетают птицы. А какие именно я вам загадаю, попробуйте отгадать загадки.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник тёплых дней.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Дети: Грач.

Логопед: Молодцы, ребята! Конечно это грач. Вот он, посмотрите, грач прилетел к нам в гости.

Логопед: Послушайте другую загадку.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Дети: Ласточка.

Логопед: Догадались! Молодцы! Ласточка тоже прилетела к нам в гости.

Логопед: Какой звук слышится в начале слова «ласточка».

Дети: В начале слова «ласточка» слышится звук [л].

Логопед: Какой звук слышится в середине слова «грач».

Дети: В середине слова «грач» слышится звук [р].

Логопед: Молодцы, ребята! Сегодня Ласточка и Грач помогут нам закрепить звуки [р] и [л].

4. Проговаривание изолированно звуков :

Логопед: Ребята, грач и ласточка придумали для вас задание «Весенние цветы» и предлагают вам обвести их по контуру пальчиком и длительно произнести звук [л] или звук [р].

Денис, у тебя какой цветок?

Ребё нок: У меня ландыш.

Логопед: Какой первый звук в слове ландыш?

Ребё нок: В слове ландыш первый звук [л].

Логопед: Правильно. Какой звук будешь произносить?

Ребё нок: Звук [л].

Логопед: Молодец!

Лавр, у тебя какой цветок?

Ребё нок: У меня ромашка.

Логопед: Какой первый звук в слове ромашка?

Ребё нок: В слове ромашка первый звук [р].

Логопед: Правильно. Какой звук будешь произносить?

Ребё нок: Звук [р].

Логопед: Молодец! Приступаем к работе.

(Дети выполняют задание)

Логопед: А теперь поменяемся картинками и продолжим.

(Дети поменялись картинками и выполняют задание)

Логопед: Молодцы, ребята!

5. Анализ артикуляции звуков [л] и [р] :

Логопед: Ребята, в названиях птиц, которые прилетели к нам в гости, есть два похожих звука. Но сейчас мы нюхали подснежники и при выдохе звуки поменялись. Теперь их зовут: Глач и Расточка. Вы догадались, какие звуки поменялись?

Дети: Звук[л] поменялся со звуком [р].

Логопед: Правильно, ребята. Чтобы нам их больше не путать, расскажем, как образуются эти звуки. Ты, Денис, расскажешь про звук [р]. А Лавр расскажет про звук [л]. Посмотрите на схему.

(Логопед кладёт схему для анализа звуков, дети по очереди отвечают, можно показывать пальчиком по схеме, логопед добивается полного ответа)

Денис: Когда я говорю звук [р] мои губы улыбаются.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мои губы тоже улыбаются.

Логопед: Молодцы! Дальше смотрим на схему.

Денис: Когда я говорю звук [р] мои зубы открыты.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мои зубы тоже открыты.

Денис: Когда я говорю звук [р] мой язык широкий, за верхними зубами бьётся о бугорки.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мой язык тоже широкий, за верхними зубами упирается в бугорки.

Логопед: Правильно! Дальше смотрим на схему.

Денис: Когда я говорю звук [р] воздушная струя долгая и сильная.

Лавр: Когда я говорю звук [л] воздушная струя долгая и слабая.

Денис: Когда я говорю звук [р] мой голос звонкий, работает.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мой голос тоже работает.

(Логопед переворачивает схему)

6. Характеристика звуков :

Логопед: Денис, звук [р] какой?

Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Лавр, звук [л] какой?

Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Молодцы, ребята!

7. Связь звуков с буквами :

Логопед: Ребята, у меня есть буквы: л и р. Как вы думаете, кому какая буква подходит?

Дети: Грачу – буква р. Ласточке – буква л.

Логопед: Молодцы! Справились.

8. Развитие фонематического слуха:

Логопед: Ребята, у меня на разносе картинки с весенними явлениями в природе. Расскажем птицам, что их может ожидать в природе, когда они прилетают к нам весной.

Лавр, ты выберешь весенние явления в природе со звуком [л]. И покажешь их ласточке.

А ты, Денис, выберешь весенние явления в природе со звуком [р]. И покажешь их грачу.

Я буду вам их называть, а вы слушайте и распределяйте. Гроза, лужи, радуга, ледоход, ручьи, половодье, капель, реки.

Логопед: Молодцы, ребята! Справились с заданием.

9. Дифференциация звуков [л] и [р] в слогах :

Логопед: Ребята, вставайте со стульчиков, поиграем в игру «Непослушные звуки». Я вам буду говорить слоги, а вы заменяете звук [л] на звук [р] и наоборот.

Логопед: Денис, РА.

Ребё нок: ЛА.

Логопед: Лавр, ОЛ.

Ребё нок: ОР.

Логопед: Денис, УР.

Ребё нок: УЛ.

Логопед: Лавр, ПРО.

Ребё нок: ПЛО.

Логопед: Денис, ПЛУ.

Ребё нок: ПРУ.

Логопед: Лавр, АЛ.

Ребё нок: АР.

Логопед: Хорошо. Молодцы!

10. Дифференциация звуков [л] и [р] в словах :

Игра «Четвёртый лишний» с картинками – признаки весны.

Логопед: Ребята, грач и ласточка приготовили нам задачу. На картинках 4 признака весны. Но одна картинка лишняя, назовите слова, скажите какая картинка лишняя и объясните почему.

1 картинка: ручей, радуга, реки, ледоход.

2 картинка: гроза, лужи, ледоход, половодье.

Ребё нок: Ручей, радуга, реки, ледоход.

Лишняя картинка – ледоход, потому что в этом слове слышится звук [л]. А в других словах слышится звук [р].

Логопед: Молодец! Правильно. Следующая картинка.

Ребё нок: Гроза, лужи, ледоход, половодье.

Лишняя картинка – гроза, потому что в этом слове слышится звук [р]. А в других словах слышится звук [л].

Логопед: Правильно. Молодцы, ребята! Вы всё правильно выполнили.

11. Дифференциация звуков [л] и [р] в предложении:

Игра «Путаница».

Логопед: Ребята, грач раскрасил картинки, но получилась путаница. Давайте покажем нашим птицам, как нужно правильно раскрашивать.

(Логопед добивается полного ответа)

Дети: Радуга не зелёная, а разноцветная.

Логопед: Правильно.

Дети: Лужи не оранжевые, а серые.

Логопед: Молодец!

Дети: Ручьи не жёлтые, а синие.

Логопед: Хорошо.

Дети: Вода в реке не красная, а синяя.

Логопед: Молодцы, ребята! Справились с заданием.

12. Дифференциация звуков [л] и [р] в тексте :

Логопед: Ребята, послушайте рассказ «Здравствуй весна!». Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

Здравствуй весна!

Наступила весна. Побежали звонкие ручьи. Прилетели перелётные птицы. Ребята повешали скворечники на дерево.

Логопед: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начинаю предложение, вы смотрите на картинку и заканчиваете его. Лавр, начнём с тебя.

(Логопед выкладывает на стол картинки по очереди)

Логопед: Наступила …

Ребё нок: … весна.

Логопед: Побежали …

Ребё нок: …звонкие ручьи.

Логопед: Прилетели …

Ребё нок: …перелётные птицы.

Логопед: Ребята…

Ребё нок: … повешали скворечники на дерево.

Логопед: Молодцы! Ребята, поиграем в игру «День и ночь». Когда я скажу «день» – ваши глазки открыты и смотрят на картинку. Когда я скажу «ночь» – вы глаза закрываете, я картинку переворачиваю, скажу «день» – вы глаза открываете и догадываетесь, какая картинка перевернулась. Вот сейчас день и вы смотрите на картинки, постарайтесь запомнить.

Логопед: Ночь.

(Логопед переворачивает картинку).

Логопед: День. Кто хочет ответить? Денис начнём с тебя.

Ребё нок: Побежали звонкие ручьи.

Логопед: Молодец! Ночь.

(Логопед переворачивает другую картинку).

Логопед: День. Лавр твоя очередь.

Ребё нок: Наступила весна. И т. д.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

13. Закрепление артикуляции звуков [л] и [р] :

Логопед: Ребята, повторим, как образуются звуки [л] и [р]. Ты, Денис, расскажешь про звук [р]. А Лавр расскажет про звук [л].

Денис: Когда я говорю звук [р] мои губы улыбаются.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мои губы тоже улыбаются.

Денис: Когда я говорю звук [р] мои зубы открыты.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мои зубы тоже открыты.

Денис: Когда я говорю звук [р] мой язык широкий, за верхними зубами бьётся о бугорки.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мой язык тоже широкий, за верхними зубами упирается в бугорки.

Логопед: Хорошо! Дальше.

Денис: Когда я говорю звук [р] воздушная струя долгая и сильная.

Лавр: Когда я говорю звук [л] воздушная струя долгая и слабая.

Денис: Когда я говорю звук [р] мой голос звонкий, работает.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мой голос тоже работает.

Логопед: Денис, звук [р] какой?

Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Лавр, звук [л] какой?

Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Молодцы! Хорошо усвоили материал.

14. Итог:

Ребята, какие звуки мы закрепляли?

Какие слова вам запомнились?

Какая игра вам понравилась?

(Логопед добивается полного ответа)

Публикации по теме:

Автоматизация произношения и дифференциация звуков. Звук [с] 1. Назови,что нарисовано на картинках,выделяя голосом нужные слоги: на картинках нарисованы санки,оса,коса,сапог,самовар. 2. Назови,что нарисовано.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.

Дифференциация звуков [Р — Рь] Дифференциация звуков [Р-Р']. Успешное обучение ребёнка в школе, его высокая самооценка и уверенность в своих силах часто зависит не только.

Фронтальное занятие: Дифференциация звуков «с-ш». .

НОД «Дифференциация звуков [ж]-[ш]» Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда Тема: Дифференциация звуков «ж-ш». Цель: 1. Различение.

Индивидуальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ш]-[с]» «Дифференциация звуков [Ш] -[С]» Цель: Учить дифференцировать звуки [Ш] -[С] Задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном.

Конспект подгруппового занятия «Дифференциация звуков [ж]-[ш]» Конспект подгруппового занятия Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного.

Занятие в старшей группе «Дифференциация звуков [х]-[х’]» Тема: Дифференциация звуков Х-Хь. Цель занятия: Дифференциация звуков Х и Хь. Задачи: 1. Учить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении.

Занятие по обучению грамоте «Дифференциация звуков [с]-[с’]» Тема: Звуки С, С*. Цель: Закрепить навыки различения и произношения звуков (с, (с*) в слогах, словах, фразах, развивать фонематическое.

Занятие по обучению грамоте Дифференциация звуков [к]-[г] Тема: Различение звуков К-Г. Образовательные области: «Речевая», «Социально-коммуникативная»; «Познавательная»; «Физическая». Цель: Различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация звуков [л] и [р].
Опубликовано: 13 июля 2015 в 12:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД