Получи документы

Дифференциация звуков [с]-[ш]. Артикуляционные упражнения

Екатерина Сулейманова
Дифференциация звуков [с]-[ш]. Артикуляционные упражнения

Дифференциация звуков [с]-[ш].

Правильная артикуляция звука [с]. Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута, Боковые края языка прижаты к нижним коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Публикация «Дифференциация звуков [с]-[ш], Артикуляционные упражнения» размещена в разделах

Правильная артикуляция звука [ш]. Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает «чашечку».

Отличия звуков [с]-[ш].

с ш

Губы в улыбке Губы округлены

Язык внизу Язык наверху

Воздух холодный Воздух теплый

Характеристика звука [с]- согласный, твердый, глухой.

Характеристика звука [ш]- согласный, всегда твердый, глухой.

Игра «Насос- ветер».

Спойте песенку змеи-шшшшшшшшшш

Спойте песенку ветра- ссссссссссссссссс.

Произносите звуки чередуя с –ш- с- ш- с- ш….

Игра «Палочки».

1. Взрослый произносит звуки [с]-[ш], ребенок рисует палочки.

- звук [ш]- потому, что язык наверху,

- звук [с]- потому, что язык внизу.

2. Прочитайте по палочкам:

Игра «Договори словечко».

Взрослый произносит начало слово, ребенок договаривает последний звук [с] или [ш],

Каранда….(ш, фини…. (ш, глобу….(с, ланды…. (ш, какту….(с, анана….(с, малы (ш, шала (ш, пару….(с, абрико (с….

Игра «Повтори за мной».

• СА- ша, со- шо, ша- са, шо- со, су- шу, сы- шы, шу- су, шы- сы…

• Са- ша- са, са- са- ша. Ша- са- са

Со- шо- со со- шо- шо шо- шо- со

Су- су- шу шу- су- су су- шу- су

Сы- ши- ши ши- сы- ши ши- ши- сы

• Са- со- шу

Шо- шу- са

Сы- ша- со

Ша- са- шу

Су- сы- шу

Со- шу- ша

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит взрослый.

Наша Маша хороша- ша- са- ша.

Укусила в нос оса- са- ша- са.

Наши ушки хороши- ши- сы- ши.

У осы усы, усы- сы- ши- сы.

Бегает лиса- са- ша- са.

Ягоды в лесу- су- шу- су.

Дали колесо -со- шо- со.

Нет карандаша- ша- са- ша.

Гулять нам хорошо- шо- со- шо.

Сижу и не шуршу- шу- су- шу.

Любят песни малыши- ши- сы- ши.

Игра «Повтори за мной».

• Ас- аш, ос- ош, аш- ас, ош- ос, ус- уш, ыс- ыш, уш- ус, ыш- ыс…

• ас- аш- ас, ас- ас- аш. ас- аш- аш

ос- ош- ос ос- ош- ош ош- ош- ос

ус- ус- уш уш- ус- ус ус- уш- ус

ыс- ыш- ыш шы- сы- шы шы- шы- сы

• ас- ос- уш

ош- уш- ас

ыс- аш- ос

аш- ас- ус

ус- ыс- уш

ос- уш- аш

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит взрослый.

Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш

У нас большой шалаш- аш- ас- аш

Вокруг такая тишь- аш- ос- иш

Над кустами много ос- ос- ош- ос

Над вишней много ос- ош- ош- ос

Свет в окне погас- ас- аш- ас

Вот стоит матрос- ос- ош- ос.

На елке много бус- ус- уш- ус.

Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.

Игра «Замени звук».

Замените в словах звук [с] на [ш] и наоборот. Ребенок повторяет оба слова.

Сутки- шутки споры- шторы

Суметь- шуметь сытый- шитый

Спит- шипит усы- уши

Усат- ушат мишка- миска

Басня- башня маска- Машка

Маша- масса каска- кашка

Ириска- Иришка просить- прошить

Нас- ваш ваш- вас

Слова.

Следите за правильным произношением.

Саша, сушу, суша, сошел, сушить, шелест, шоссе, сушка, скошу, стишок, шесток, спешить, смешная, спешка, шанс, сшить, сушенный, сынишка, душистый, пушистый, машинист, сушки, спешу, смешу, слышу, слишком, соловушка, сушеный, стеклышко, смешно, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, послушный, шахматист, пастушок, пустышка, старушка, солнышко, послушный, распушил, шествие, расшумелся, путешествие.

Словосочетания.

Следите за правильным произношением.

Сосновая шишка.

Сонная кошка.

Сонина шуба.

Яшины санки.

Душистый куст.

Пышное тесто.

Душистое сено.

Шелковая косынка.

Пушистая кошка.

Высокая башня.

Сухие штанишки.

Бабушкин сундук.

Мышиный писк.

Квашеная капуста.

Косолапый мишка.

Острый шип.

Смешная шутка.

Шахматная доска.

Сытый мишка.

Вишневый сок.

Смешная маска.

Пустой мешок.

Школьная доска.

Смешные потешки.

Игра «Жадина».

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например: мой стишок, моя суша…

Соловушка, насмешка, шоссе, сынишка, машинист.

Чистоговорки.

Ребенок повторят чистоговорку полностью.

Наша Маша хороша- ша- са- ша.

Укусила в нос оса- са- ша- са.

Наши ушки хороши- ши- сы- ши.

У осы усы, усы- сы- ши- сы.

Бегает лиса- са- ша- са.

Ягоды в лесу- су- шу- су.

Дали колесо -со- шо- со.

Нет карандаша- ша- са- ша.

Гулять нам хорошо- шо- со- шо.

Сижу и не шуршу- шу- су- шу.

Любят песни малыши- ши- сы- ши.

Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш

У нас большой шалаш- аш- ас- аш

Вокруг такая тишь- аш- ос- иш

Над кустами много ос- ос- ош- ос

Над вишней много ос- ош- ош- ос

Свет в окне погас- ас- аш- ас

Вот стоит матрос- ос- ош- ос.

На елке много бус- ус- уш- ус.

Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.

Предложения.

У Миши- санки.

Наш дедушка- машинист.

Наш насос шумит.

У Наташи сын- Саша.

Саша спешит к бабушке.

Посуда стоит в шкафу.

В саду кукует кукушка.

Соня пишет без ошибок.

Мишка ест из миски.

У кошки пушистая шуба.

На высокой сосне- шишки.

На окошке стоит кактус.

Стас насыпал пшено в мешок.

У высокой сосны- пушистые ветви.

Даша стоит под высоким мостом.

Кошка ест большую, вкусную сосиску.

Соня и Саша едут в путешествие.

На сонного мишку упала сосновая шишка.

Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

На лесной опушке стоит сосновая избушка.

Игра «Путаница».

Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее, говорит полным ответом.

Суп ест Наташу.

Стакан моет Мишу.

Ананасовый сок пьет дедушку.

Пуховые подушки сушат Соню.

Миска ест из мишки.

Кокос отнес сына бабушке.

Стадо пасет пастушка Сашку.

Выставка спешит на Сашу.

Окошко сидит на пушистой кошке.

Скороговорки.

• У Сони- шишки,

А у Саши- штанишки.

• Скушай Саша шесть сушек.

• Надо суметь, тут не шуметь.

• Шапкой Саша шишку сшиб.

• Шишки на сосне,

Шашки на столе.

• Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

• У кошки- шесть котят,

У мышки –шесть мышат.

Стихи. (выучить).

• Любит сушки наша Даша,

Сушки- это вам не каша.

• Саша сегодня в гости спешит,

Снова он шутками всех насмешит.

• Семь пушистых котят

Есть суп сегодня не хотят,

А наша Наташа, дает им кашу,

Вот смешная Наташа.

Текст.

Собака Пушок.

У Саши была собака Пушок. Ушел Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож. Пушок- шалун.

Публикации по теме:

Артикуляционные упражнения. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА 1. "Мячик". Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]» Цели занятия: - развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г; - развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г, - развивать фонематический.

Фронтальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т]»Фронтальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т]» Цель: - дифференциация звуков в слогах, словах, фразах; - развивать фонематический слух и артикуляторную моторику; - развивать речедвигательные.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков [С]-[С’]»Фронтальное занятие «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Цель: - закрепить слуховой и моторный образ звука [С]; - дифференцировать звуки в слогах, словах, фразах; - развивать фонематическое восприятие.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» План-конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях. Цели • уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]» .

Конспект занятия «Дифференциация звуков [л], [л’]» Конспект занятия «Дифференциация звуков [л - ль]» Цели: закрепление навыка различия звуков (л, ль) в слогах, словах, фразах. Анализ и синтез.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в словах» Грамматическая тема: Дифференциация звуков Ш и С в словах. Лексическая тема: «Одежда» Цель: Учить дифференцировать Ш-С в словах, словосочетаниях,.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-Ж. Задачи: 1. Образовательные: помочь педагогам систематизировать работу по звуковой культуре речи. 2. Развивающие: развивать педагогическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация звуков [с]-[ш]. Артикуляционные упражнения
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 10:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД