Папки-передвижки

Дифференциация звуков С — Ш в речи дошкольников с речевыми расстройствами различной степени тяжести.

Анжела Кошелева
Дифференциация звуков С — Ш в речи дошкольников с речевыми расстройствами различной степени тяжести.

Тема:

Дифференциация звуков С – Ш в речи дошкольников

с речевыми расстройствами различной степени тяжести.

Кошелева А. В., учитель – логопед

МДОУ «Детский сад №19 комбинированного вида» г. Железногорска

Цель: Сформировать различение звуков С – Ш в произношении и восприятии воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии.

Задачи:

1) Закрепление сущности артикуляции звуков С – Ш и их правильного произношения;

Публикация «Дифференциация звуков С — Ш в речи дошкольников с речевыми расстройствами различной степени тяжести,» размещена в разделах

2) Различение фонем С – Ш в слогах, в словах, во фразах, в текстах;

3)Развитие фонематического восприятия;

4)Закрепление понятий «согласный звук, согласный глухой/звонкий, согласный твердый/мягкий»;

5)Работа над деформированной фразой;

6)Развитие слухового внимания, логического мышления.

Материал:

-Шапочки с изображением звуков С – Ш;

- Контуры ступни правой и левой ноги на каждого ребенка;

- Символы звуков;

- Картинки для игры «Распутай слово»

(собака, сапоги, колесо, косынка, санитар, сарафан, самовар, самолет, волосы, ступеньки, скатерть, салфетка, скамейка; Дедушка, катушки, вешалка, лошадка, кувшинчик, подушка, шоколад, ошейник, сушилка и т. д.);

- Контур сапога и башмака на каждого ребенка;

- Картинки с изображением предметов, в названии которых есть фонемы С – Ш;

- Текст деформированных фраз;

- Д/ игра «Кто в домике живет?» (различение звуков С – Ш в названиях животных);

- Картинки – отгадки (лист, свитер, платье, мох, мыло);

- Фишки. (поощрения)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Мы подробно отвечаем,

Никуда мы не спешим.

Звуки верно различаем

И верно говорим.

Сегодня мы будем говорить о звуках С – Ш.

2. Д/игра «Оркестр»

Дети повторяют по две строчки с дирижированием ударного слога:

Са/ - са са – са/ со – со –со/

Сани Коса Колесо

Са/ - са са – са/ – са са – са – са/

Сами Посадка Колбаса

Шо/ - шо шо – шо/ ши – ши – ши/

Шорох Мешок Малыши

Ша/ - ша шу – шу/ ша – ша/

Шапка Дышу Хороша

3. Давайте скажем, что происходит с губами и языком, когда мы произносим звук -С-; звук -Ш-.

-С- (шапочка с изображением буквы С на ребенке) – ребенок: кончик языка упирается в нижние зубы, губы улыбаются, зубы «заборчиком», идет сильный «ветер» посередине языка;

-Ш-(шапочка с изображением буквы Ш на ребенке) – ребенок: широкий язык «чашечкой» поднят к нёбу но не прижат, посередине языка – желобок, губы округлены вперед, идет сильный «ветер» посередине языка.

4. Игра «Знакомство» (2 ребенка в шапочках с буквами С – Ш)

Диалог:

-С- Добрый день

-Ш- Добрый день

-С- Мое имя -С-

-Ш- А мое -Ш-

-С- Моя фамилия – Согласный

-Ш- И моя фамилия – Согласный

-С- Я глухой звук

-Ш- И я глухой звук

-С- Я – твердый звук, и у меня есть брат – мягкий звук. Его имя – Сь.

-Ш- И я твердый звук, но у меня нет брата.

5. Различение С – Ш в предложении.

Упражнение «Наоборот». (Заменить звук -С- на звук -Ш- и наоборот)

Разбежался мой народ

для игры «Наоборот»

(Мальчики становятся справа от стола, где отпечаток ступни правой ноги, а девочки – слева, где отпечаток ступни левой ноги)

Са – са – са --- ша – ша – ша

Со – со – со--- шо – шо – шо

Аш – аш – аш --- (и т. д.)

Сайка – шайка

Сутки – шутки

Стуки –

Скала –

Споры –

Марс –

Плюс –

Вас –

Мыс –

Стык –

Срам –

Сок –

Стиль –

Нас –

6. Составление схемы слов «сок, штык, шаль, соль.»

7. Игра «Распутай слово» (картинки на слова «босака, посаги, мосалет, мосавар, нисатар, лекосо, ловосы, спутеньки, расафан, стакерть, скороводка, коныска, сафлетка, смакейка, шалвека, шадлока, тушкаки, кошолад, душпока, шейоник, шилсука, шинкувчик»).

8. Составь предложения со словами:

Санитар, колесо, скатерть, вешалка, ошейник, скамейка.

9. Игра «Сапог - башмак».

На полу изображение сапога и башмака на каждого ребенка.

Встаньте на сапог, если услышите слово со звуком -С- (или предъявление картинки, – на башмак, если в слове будет звук -Ш- (или предъявление картинки).

(шапочка, салат, пушок, кусок, сумка, шумно, крысы, мыши, рубашка, басня, шторы, душ, песни, камыш, сыр, колбаска, вишня, часто, башня, шмель, машина, несут, дышит и т. д.)

10. Использование деформированного текста. Исправьте ошибки ученика в сочинении, если услышите ошибки.

- Положили в плошку каску, надевал пожарный кашку.

- Сочинял писатель башню, рисовал художник басню.

- Сладко спит в берлоге миска, на столе с салатом мишка.

- В поле землю я пасу, на лугах коров пашу.

- На лицо надета Машка, имя нашей кошки маска.

- Как нам хочется шуметь, спать спокойно, не суметь.

11. Динамическая пауза. /Действия по тексту/

Кошка, кошка, кошечка,

Полосата мордочка.

Кошка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает кошка хатку

И выходит на зарядку.

1,2,3,4,5 – кошка сильной хочет стать.

12. Игра «Кто в домике живет?»

(животные, в названии которых есть слово со звуком -Ш- «поселяются» в один домик, со звуком -С- в другой)

13. «Про что (кого) можно сказать?»

Широкий – /шарф, шкаф, поле, нос, стол, нож, свитер. /

Большая – /сумка, шапка, кошка, кровать, кукла, радость. /

Спелые – /яблоки, фрукты, овощи…/

Вкусное – /варенье, пирожное, мороженное, лакомство, блюдо, кушанье. /

Слабый – /мальчик, медвежонок, голос, дождь, характер. /

Пушистая – /шерсть, собачка, шапка, мордочка. /

Смешные – /стихи, песни, слова, мультфильмы, рисунки. /

Душистое – /мыло, варенье, дерево. /

14. «Скажи ласково»

Зима – зимушка Кума –

Стекло – Голубка –

Солнце – Камень –

Шуба – Бревно –

Хозяйка – Горе –

Штаны – Крыло –

Хлеб – Горло –

Сторона – Кол –

Голова – Трава –

Борода – Мать –

Батя –

15. Придумывание загадок о предметах.

- Угадай, какой предмет загадан (картинки на панно – «лист, свитер, платье, мох, мыло»).

Вариант: ребенок загадывает, все дети отгадывают, опираясь на картинки.

Вариант: педагог загадывает, дети отгадывают.

• Зеленый, желтый, красный, сухой, осенний;

• Пушистый, шерстяной, вязаный, теплый;

• Шелковое, нарядное, красивое, яркое, летнее;

• Душистое, ароматное, туалетное, розовое;

• Мягкий, пушистый, легкий, приятный, белый.

16. Игра – упражнение «Распутай предложение»:

- Пушок, у, белые, лапки.

- Пальма, у, широкие, листья.

- Лесник, из, вышел, лес.

- Гусь, вода, вышел, из, сухой.

- В, малыш, доска, кинуть, ручей.

- Хорошо, в, летом, роща.

- Саша, на, ушла, речка.

- Спит, стол, кошка, под.

- Тень, под, хорошо, дуб, сидеть.

- Висит, шкаф, светильник, над.

- Ребята, Саша, смеяться, над.

17. Итог занятия. Поощрение отличившихся и активных воспитанников.

Публикации по теме:

Упражнения на различение согласных звуков по признакам твердость-мягкость, глухость-звонкостьУпражнения на различение согласных звуков по признакам твердость-мягкость, глухость-звонкость На занятиях по формированию правильного звукопроизношения дошкольников необходимо научить четкому различению твердых и мягких, глухих и.

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация звуков С — Ш в речи дошкольников с речевыми расстройствами различной степени тяжести.
Опубликовано: 9 апреля 2014 в 16:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД