Неля Бесперстова
Совместная образовательная деятельность логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [З] — [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 9
Московского района Санкт-Петербурга
Бесперстова Неля Михайловна
Тема: «Дифференциация звуков [З] - [Ж]»
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Закрепление правильного произношения звуков [З] и [Ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, скороговорках и поговорках.
Публикация «Совместная образовательная деятельность логопеда с детьми старшего дошкольного возраста „Дифференциация звуков [З] — [Ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
2. Развитие фонематического слуха: упражнять в дифференциации звуков [З] и [Ж] на слух и в произношении.
3. Формирование умения правильного употребления личных окончаний глаголов.
4. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование:
1. Ноутбук, презентация по данной теме.
или
2. Предметные картинки (комар, жук, паровозик «З», паровозик «Ж», стрекоза, ножницы, заяц, жираф, ежик, зонт, забор, жаба, журавль, змея, коза, обезьяна, береза, пиджак, ваза, зубр)
3. Зеркало.
Ход занятия:
(Слайд 2)
Задание 1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [З] и [Ж].
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий язычок наверху и образует «чашечку»;
- теплая воздушная струя идет по центру язычка;
- горлышко «работает».
Символ звука: жук жужжит – ЖЖЖЖЖ…
Затем показывает и объясняет ребенку артикуляцию звука [З]:
- губы в улыбке;
- зубки сближены;
- широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
- холодный воздух идет по центру язычка;
- горлышко «работает».
Символ звука: комарик звенит – ЗЗЗЗЗЗЗ…
Обратить внимание на положение язычка и характер воздушной струи.
(Слайд 3)
Задание 2. Фонетическое упражнение «Звуковая дорожка».
Чередование длительного произнесения звуков на плавном выдохе.
Комарик летит и звенит: ЗЗЗЗЗЗ…
Жук летит и жужжит: ЖЖЖЖЖ…
(Слайд 4)
Задание 3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
за – жа зо – жо зу – жу зы – жи
жа – за жо – зо жу – зу жи – зы
Повторить за взрослым серию слогов:
за – за – жа жа – за – за за – жа – за
жа – за – жа за – жа – жа жа – жа – за
(Слайд 5)
Задание 4. Дидактическая игра «Живое и неживое».
Взрослый предлагает ребенку четко произнести, что изображено и назвать живое это или неживое. Затем картинки раскладываются на две стопки:
стрекоза, ножницы, заяц, жираф, зонт, ежик, забор, лягушка.
(Слайд 6)
Задание 5. Дидактическая игра «Паровозики».
Взрослый демонстрирует картинки с изображением двух паровозиков. Машинист первого паровозика – комарик (ЗЗЗЗЗЗЗ, а второго – жук (ЖЖЖЖЖ).
- Помоги пассажирам занять свои места!
Ребенок проговаривает слово, определяет, какой звук встречается [З] или [Ж] и указывает, в каком вагоне поедет пассажир:
заяц, ежик, журавль, змея, коза, жираф, обезьяна, жаба.
Задание 6. Подвижная игра «Комары и жуки».
По команде взрослого: «Летят комары (жуки)», - ребенок «летает» по комнате, издавая соответствующий звук [З] или [Ж].
(Слайды 7 - 8)
Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Сказать, что изображено на картинках, четко проговаривая звуки, назвать лишний предмет, объяснить почему:
зонт – береза – пиджак – ваза
жираф – жук – жаба – зубр
(Слайд 9)
Задание 8. Отгадать загадки и назвать, какой звук встретился в отгадке:
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета. (Заяц)
На черный платок просыпано просо.
Пришел петушок, а склевать-то не просто. (Звезды)
Листья падают с осин, мчится в небе острый клин. (Журавль)
Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык)
Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица. (Жук)
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
Свернешь – клин, развернешь – блин. (Зонт)
(Слайд 10)
Задание 9. Дидактическое упражнение «Расскажи про себя и своих друзей».
Взрослый предлагает ребенку составить предложения:
Зажигать огонь Вязать узор
Я зажигаю огонь. Я вяжу узор.
Ты зажигаешь огонь. Ты вяжешь узор.
Он зажигает огонь. Он вяжет узор.
Мы зажигаем огонь. Мы вяжем узор.
Вы зажигаете огонь. Вы вяжете узор.
Они зажигают огонь. Они вяжут узор.
(Слайд 11)
Задание 10. Дидактическое упражнение «Отгадай слово».
В названиях картинок определить первый звук, сказать, какое слово было задумано:
Забор, Абажур, Мороженое, Облако, Кукуруза – ЗАМОК.
- Раздели слова на слоги (части).
- Какое самое длинное слово?
- В каких словах два слога?
(Слайд 12)
Задание 11. Дидактическое упражнение «Лесенка».
- «Спустись» по ступенькам, четко проговаривая звуки [З] и [Ж] в предложениях:
Захар заряжает ружье.
Женя заслужил награду.
Пес лежал и лизал лапу.
Залежи руды у нас большие.
Женя вырезает бумажные кружева.
Жеребенок забежал во двор и заржал.
(Слайд 13)
Задание 12. Выучи потешки:
Жаба с ежиком дружила,
Ежику жилетку сшила.
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошки не стучи!
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын – жираф!
(Слайд 14)
Задание 13. Пословицы и поговорки.
Взрослый просит ребенка произнести четко пословицы и объяснить их значение:
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Уговор дороже денег
Жизнь прожить – не поле перейти.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Дружба – дружбой, а служба – службой.
Список литературы:
• Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2015.
• Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
• Курицына Э. М., Тараева Л. А. Игры на развитие речи. – М. : РОСМЭН.
• Светлова И. Е. Домашний логопед. – М. : Эксмо, 2017.
• Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. -сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2012.
• Лопухина И. С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. – М. : Аквариум, 1995.
• Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.