Галина Логинова
Дискуссия как форма работы с родителями. Конспект родительского собрания
Дискуссия
«Дискуссия» - обсуждение темы, вопроса, проблемы. Способ высказать свое мнение и ознакомиться с мнением других людей.
Цель использования:
Нахождение решения к возникшей проблеме. Родители приходят к нему в процессе дискуссии, находя консенсус и понимая, что обе точки зрения по данному вопросу имеют право на существование.
Какие задачи работы с родителями позволяет решить :
Публикация «Дискуссия как форма работы с родителями, Конспект родительского собрания» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Прояснить мнение, позиции, установки и ценности участников
• Помочь родителям высказать свою точку зрения на проблему и сделать определенные выводы
• Помочь осознать свою роль в воспитании детей
• Стимулировать формирование коммуникативной культуры родителей
• Формировать умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств
Требования проведения /оформления :
1. Истина не принадлежит никому.
2. Обсуждая одну тему, не переходите на другую.
3. Дискуссия не предусматривает чьей-то победы.
4. Реплики и замечания не должны превращаться в доклад.
5. Абсолютно каждый имеет право на свою точку зрения.
6. Время на аргументацию 3 минуты. Если не получается за это время высказать аргументы, то с ними что-то не так.
7. Исключается критика персоналий. Критикуются и обсуждаются идеи.
Пример использования: Мы использовали данную форму работы на родительском собрании. Родителям заранее было объявлено о дискуссии, теме «Польза или вред гаджетов и интернета». Одна группа родителей говорила о пользе, другая о вреде. И предлагаю вашему вниманию конспект дискуссии «Игра - дело серьезное»
Дискуссия
«Игра - дело серьезное»
(конспект по работе с родителями)
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
- Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
- Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.
Цель дискуссии : продолжать устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями, формировать понятие, что через игровые действия у детей развиваются: сенсорные эталоны, умения понимать и принимать правила игры, действовать в соответствии с правилами, развитие саморегуляции.
Задачи:
1. Повышение компетентности родителей в вопросе развития игровых умений дошкольников посредством развития сюжета игры.
2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
3. Обогащение семейных отношений опытом диалогического эмоционального общения.
4. Совершенствовать качество работы детского сада в работе с семьями воспитанников.
Оборудование и материалы: ноутбук с презентацией " Семья",памятки для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы»; книги на тему о семье.
Ход круглого стола:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому что, играя, ребенок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребенка, это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Эти простые истины нам, взрослым, напоминает известный педагог А. С. Макаренко.
Давайте наш разговор на тему «Игра – дело серьёзное» продолжим в виде дискуссии, откровенного диалога.
1. Что нужно ребенку для полноценной игры? (ответы родителей)
Конечно же, это среда, в которой разворачивается игровая деятельность. Она должна быть безопасной, экологичной и экономичной, т. е. не допускающей пресыщения ею. К примеру, большое обилие игрушек не является плюсом. Всегда необходимо оставлять для ребёнка возможность что-то желать, о чем-то мечтать. Или найти то, чем можно заменить недостающую игрушку. А может быть и сделать её своими руками.
Оборудование для игровой деятельности ребенка может быть следующим:
- поролоновые подушки разных размеров, форм и цветов, которые в детской деятельности могут выполнять самые разнообразные функции.
- атрибуты для костюмирования ( взрослая одежда: юбки, шляпы, сарафаны, фартуки и проч.);
- игрушки, отражающие быт взрослых (посудка, инструменты, парикмахерская, больница)
- атрибуты для развивающих, подвижных и других видов игр (лото, разрезные картинки, электронные, настольно-печатные игры разной тематики
- кроме того, как у девочек, так и у мальчиков в игровом арсенале должны быть куклы. Ведь именно кукла является прообразом человека, и игры с нею формируют у ребенка определенные человеческие качества: у мальчиков – мужественность, заботливое отношение к девочкам, «отцовские чувства»; у девочек – «материнские» чувства и бытовые качества (аккуратность, хозяйственность и проч.). Наблюдая за играми своих детей в куклы, вы имеете возможность увидеть то, что волнует вашего ребенка в сложившихся семейных отношениях, свои воспитательные воздействия, применяемые к ребенку. Да и сами эти отношения в детских играх высвечиваются, как на экране телевизора, и могут показать отцу или матери, что конкретно в них надо изменить.
2. «Нужно ли руководить играми детей?».
Вопрос родителям : Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка, играть вместе с ребенком и принимать на равных участие в его игре?».
Если вы видите, что ваш ребёнок затеял сюжетную игру, но сюжет очень примитивный, некоторые игрушки используются не по назначению, что вы будете делать? (ответы родителей)
Вспомните свое детство и расскажите ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями.
Тактично, но не навязчиво предложите свою помощь в создании игровой среды: «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?», «Может быть, тебе понадобится кастрюля для приготовления супа?».
Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.
Получив согласие ребенка, поинтересуйтесь своей ролью («А кем буду я?») и безоговорочно, с благодарностью принимайте её.
Стимулируйте речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог. Например: «Кукла Катя, ты забыла сказать мишке волшебное слово за то, что он тебя угостил конфеткой. Ты не знаешь волшебных слов? Сейчас мы тебе подскажем!», «Куколка очень хочет поиграть с остальными, но не знает, как попроситься в игру. Давай её научим?». Проговорив всё это в игровой ситуации, ребёнку будет проще применить это в реальных ситуациях со сверстниками.
Проанализируйте, пожалуйста, такую ситуацию: «Мама с дочкой играют в больницу. Обнаруживают, что у куклы температура. Игрушечного градусника нет. Что делать в данной игровой ситуации?» (ответы родителей). Учите детей использовать в своих играх предметы-заместители. Вместо большой лошади – палку. Вместо градусника – карандаш, вместо куска мыла – кирпичик из конструктора. Так у детей развивается воображение, творчество.
Обобщение. Если не играть, не руководить игрой малыша с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.
3. Где хранить игрушки.
Когда разговор заходит о том, куда убирать игрушки, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Все игрушки не должны быть в поле зрения ребёнка. Часть их можно убрать и оставить на виду только те, которые нужны ему для игры сейчас. Само их расположение в детском уголке придумано так, чтобы подсказать малышу игру.
Собранную пирамидку поставьте на низенький столик, игрушечного мишку посадите на машину. Куклу усадите за столик, строительный материал положите в коробку.
Книги, пластинки, карандаши – не игрушки. Выделите для них особое место.
Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки. С их проектами познакомят родители, которые изготовили оригинальные полки для игрушек.
б) Как вмешаться в игру?
«Ну, хватит возиться со своим кораблём. Иди сейчас же обедать! Сколько тебя ждать?»
«Когда пароход подойдёт к пристани, пусть капитан идёт обедать». Такое подключение взрослого к игре даст гораздо лучшие результаты, чем грубые окрики.
в) Что делать, если вы устали от шума, который поднимает малыш? Вам хочется тишины, да и ребёнку неплохо бы успокоиться перед сном.
Ваш малыш активен и подвижен. Это хорошо. Так и должно быть. Но уже сейчас он может научиться играть тихо, если только вы его этому научите. Попробуйте поиграть с ним в тишину. Малыши любят всё, что называется игрой, ведь играть – это самое интересное занятие в жизни.
Обобщение. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком», - писал В. А. Сухомлинский.
Только при этом условии дети не будут смотреть на всех как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.
Давайте и мы, дорогие родители, проникнем в этот дворец детства не строгими судьями, командирами и сторожами, а добрыми помощниками, советчиками, партнёрами в играх.
Не пожалеем своего свободного времени на игры с детьми.
Игра с вами для ребёнка в тысячу раз интереснее и полезнее любой игрушки. Сотни удивительных игрушек не заменят ему душевного подъема, который он получает, играя с вами.
1. Какую игрушку купить?
Уважаемые родители как часто вы приобретаете детям игрушки?
Сейчас в магазинах огромное количество игр и игрушек военной, боевой тематики (пистолеты, солдатики, мечи, и т. д.). Большой соблазн накупить чаду этого добра, тем более, если он так этого просит. Но не спешите этого делать. Подумайте – какую развивающую, обучающую или воспитательную функцию несут эти игрушки? Что почерпнёт из таких игр ваш ребёнок? Сцены насилия, побоев, военных действий итак заполонили экраны наших телевизоров. И если мы не можем полностью защитить детей экранных образов, то оградить их от копирования жестокости в их играх мы вполне способны. Купите ему лучше новый большой конструктор. Всей семьёй вы проведёте много приятных вечеров за этим увлекательным и полезным занятием!
Как видите, правила совместных игр с детьми не так уж и сложны. Нужно лишь искренне любить и хотеть играть со своим малышом. Ведь времени для этого у вас, дорогие родители, отмерено очень и очень мало. Лет через 5 вы захотите поиграть с вашим сыном или дочкой, а в ответ услышите: «Мам, ко мне друзья пришли, пойди в свою комнату, посмотри телевизор!»
Так давайте же не будем терять драгоценные моменты!
Дорогие родители!
Вы должны знать, что игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.