МААМ-картинки

Дизайн-деятельность старших дошкольников

Екатерина Чувашева
Дизайн-деятельность старших дошкольников

[bДизайн-деятельность старших дошкольников как средство интеграции познавательного и эстетического содержания в образовательном пространстве ДОУ

В последнее время ведется поиск оснований и механизмов для интеграции содержания разных образовательных областей дошкольной и начальной ступени образования. особый интерес представляет возможность интеграции содержания познавательной и эстетической направленности, поскольку в современных исследованиях принято их не противопоставлять, а исследовать взаимовлияние и дополнение, качественное изменение каждого из направлений в условиях их интегративного освоения. Так, относительно школьной ступени образования ведется поиск интеграции дисциплин "естественно-научной направленности" (математики, физики, химии) и образовательной области "Искусство", исследуя феномен "художественно-логическая интеграция" (С. В. Аронова, Е. М. Торшилова) проектируются новые формы организации деятельности детей, обеспечивающие освоение содержания на основе интегративных связей: проекты, творческие гостинные на основе использования синтеза искусств (Н. Э. Басина, О. А. Суслова, А. М. Вербенец, Л. Г. Савенкова).

Публикация «Дизайн-деятельность старших дошкольников» размещена в разделах

В рамках проекта следует предусмотреть формы организации деятельности детей и задания, направленные на:

- обогащение «естественно-научных» представлений о городе и его жителях и формирование некоторого «эстетического образа» жителя Санкт-Петербурга;

- активизацию познавательно-исследовательской деятельности (опыта научной направленности (познакомиться с образами и профессиями жителей города);

- стимулирование и поддержку творчества, ассоциирование, обыгрывание;

- отражение познаваемого в творческой форме (конструирование, оригами, рисование, лепка, сочинительство по темам «Мои друзья», «Цирк», «Гости нашего города») и т. д.

Важно представление информации в некотором новом ракурсе, через проблему или неожиданный вопрос («Кого я считаю своими друзьями?», «Чье имя носит улица, на которой я живу?», «От куда берутся разные профессии?», «Какие бывают профессии в цирке?», «Какой клоун?»).

При этом, ценным является соблюдение меры в соотношении познавательного и эстетического. Важно, чтобы познавательная информация была уместна, не избыточна, направлена на решение творческой задачи, а эстетическая составляющая не формализовала познание. Именно поэтому данные проекты целесообразно планировать как продолжительные (на 1-2 месяца) или предусматривать серию мини-проектов («Люди рядом и мы и я», «Сказочные обитатели города», «Лики города», «Портреты городских животных», предполагающих «возвращение» к общей теме, постепенное дополнение информации новым мини-проектом и, при этом, позволяющих преодолеть «усталость» от темы. Длительность дизайнерского проекта определяется также самой сутью творчества и дизайн-деятельности (требуется время для «присвоения» содержания, вынашивания творческой идеи, освоения способов изобразительной деятельности, экспериментирования с материалами).

Об эффективности проделанной работы и правильной меры интеграции познавательного и эстетического содержания свидетельствуют детские интересы и активность в ходе проекта, субъектные проявления (самостоятельность, творчество, инициативность, установление разнообразных связей и отношений в процессе познания и творчества, активизация общения между детьми группы и между детьми и родителями, объединенными единым «творческим делом», результатом которого стало создание (дополнение) оригинального настенного панно.

В результате реализации проекта «Портреты и образы в детском саду творчестве» был создан инновационный продукт, включающий разработку серии творческих мини-проектов с серией заданий и упражнений для развития умений и навыков дизайн-деятельности дошкольников, организации и проведения мероприятий на базе ДОУ, опыт практико-ориентированного взаимодействия с педагогами ДОУ, проведение мастер-классов в совместной детско-родительской продуктивной деятельности.

В аспекте современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию воспитания и образования, направленных на гуманизацию педагогического процесса и, значит, на особую роль индивидуально-ориентированного обучения, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности. Этот процесс начинается в дошкольном детстве, когда ребенок через общение с взрослыми и сверстниками, в контакте с окружающим миром, искусством, художественным творчеством, осваивает социальный опыт. Дошкольный возраст является сенситивным к творческой деятельности, способствующий самовыражению, самоутверждению личности ребенка.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Кириенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественкая и др. Известны исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др. (1,4)

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческие потенциал. Согласно позиции Е. М. Торшиловой, к эстетическим способностям относятся некоторые особенности общего мышления и восприятия, в состав которых входят: воображение, творчество, образность, эмпатия, синестезия.

В своей работе мы опирались на идеи использования художественного экспериментирования (современного направления в развитии изодеятельности у дошкольников, представленного в работах И. А. Лыковой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, И. А. Соломенниковой). (2,9)

Художественное экспериментирование – включает ряд уровней:

- поиск и разработку интересных, оригинальных тем и образов,

- исследование и поиск гармоничных и интересных сочетаний средств выразительности и использование разнообразных материалов и приемов (то, что называется в широкой практике – нетрадиционными материалами). (3)

Сутью художественного экспериментирования является не просто выполнение работы по определенным шаблонам или правилам, а поиск, самостоятельное «открытие» интересного образа, способа его создания. В экспериментировании важным является именно самостоятельный путь освоения, перебор вариантов. Особая творческая атмосфера, способствующая раскрытию индивидуальности ребенка, проявления субъективных черт, формированию позиции «Я».

Освоение новых художественных техник является важным условием развития детского изобразительного творчества, так как способствуют развитию креативных способностей, творческому поиску, воображению. Но очень часто в практике работы ДОУ используются шаблоны и готовые формы (готовые по форме и цвету заготовки, они и те же элементы декора, бросового материала, готовые трафареты и т. д.). Такая организация детской деятельности, ориентированная на использование готовых заготовок, техник часто ориентированная на почти механическое их повторение детьми «Делай как я», без этапа «присвоения и экспериментирования». Детские работы при таком подходе получаются шаблонными, скучными, лишенными индивидуальности, а акцент должен быть сделан именно на экспериментирование, поиск. Особый интерес представляет возможность развития детского экспериментирования в процессе дизайн-деятельности. По своей сути дизайн – стимулирует экспериментирование, анализ предметов, поиск способов соединения, сочетания материалов. В ходе обсуждения с детьми возникла тема для исследования – «Люди рядом: мы и я».

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась по двум взаимосвязанным направлениям:

- освоение детьми нетрадиционных художественных техник и искусстве дизайна (развитие интереса к ним, уточнение представлений о секретах использования разных материалов народными мастерами и художниками);

- стимулирование интеграции видов детальности и использование разных техник и материалов в собственной детальности. (5)

Для решения поставленных задач был разработан цикл мероприятий, направленных на знакомство дошкольников с новыми художественными техниками на кружке изостудии по теме: «Взрослые и дети в портретах».

Мы осуществляли (работали над проектом) проект по теме «Портреты и образы в детском творчестве». Идея возникла из детских интересов «Мы – люди рядом с нами – люди города», что важно для освоения детьми именно 6-7 лет и может статьи интегрирующей темой для познания мира. Социализации (общение, «Люди рядом и мы и я», разных доступных тем данного возраста деятельностей (прежде всего игры, продуктивной деятельности, обогащения сенсорного опыта).

В рамках долгосрочного проекта проводилась серия мини-проектов по созданию выразительных образов разных персонажей и героев («Сказочные обитатели города», «Взрослые и дети в портретах», «Лики города», «Портреты городских животных», «Петербургские ангелы, домовые и другие необычные персонажи»).

Планируя работу по созданию серии портретов в дизайн-деятельности, мы стремились к формированию у детей целостного образа изображаемого объекта, сочетающего в себе как внешние, так и внутренние качества. В то же время мы хотели поддержать свободу творческого поиска ребенка. Как говорил Оскар Уайльд: «Верить можно только тем портретам, на которых почти не видно модели, зато очень хорошо виден художник».

Начать мы решили с портрета клоуна (мини-проект, посвященный ленинградскому старейшему цирку, как наиболее знакомого, близкого и любимого детьми персонажа. Подготовительный этап был посвящен созданию радостного приподнятого настроения, благоприятных условий для творческого поиска и вдохновения. С этой целью проводились встречи детей с клоунами, театрализованные представления, музыкальные и спортивные досуги с их участием (создание яркого впечатления, которое потом в ходе проекта дети будут реализовывать). Внимание ребят акцентировалось на характерах клоунов и отображении этих характеров в их гриме и одежде.

Уже на подготовительном этапе к сотрудничеству были активно подключены музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, родители. Они занимались сбором необходимых материалов для будущих портретов. Практически в каждой семье нашлись разноцветные пуговицы и бусины, ленты, тесьма, сломанные заколки и броши, пряжа, шнурки – все то, что бережно хранится в шкатулках бабушек и мам.

Основной этап начался с обдумывания образа и подборки необходимых материалов. В этом ребятам помогали фотографии с праздников, картинки, слайды, иллюстрации. Перед детьми стояла сложная задача – наделить своего клоуна определенными чертами характера, темпераментом (Ваш клоун хитрый или добрый? Веселый или грустный? Солнечный или печальный, Выдумщик, мечтатель? Что с ним происходит? Какое у него настроение? В чем он сегодня одет) или и уже исходя из его внутренних особенностей, продумывать внешний облик (грим, парик, головной убор т. д.). важно отойти от показа, представления определенного образа. Целесообразны приемы активизации: представим закрытыми глазами, пофантазирует, что в цирке много клоунов и все они разные или разные цирки и представления (Веселый или печальный цирк, Скоморошный цирк, Клоун в цирке животных… Клоун-кошка т. п., рассматривание разнообразных «масок» клоунов (Рыжий, белый, черный; вредные, изображений улыбки (смайликом, точкой, кругом).

Дети с удовольствием включились в поисково-творческую деятельность. Они тщательно обдумывали образ своего клоуна, делились друг с другом идеями (Я сделаю…. У меня будет солнечный клоун. А можно я пуговицу вместо носа наклею? Например, мальчик не захотел использовать готовые элементы, стал самостоятельно нарезать нити и сматывать клубок – вместо носа, подбирали краски для изображения лица и бросовый материал для создания волос, воротников и колпачков. Это позволило в полной мере раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Какие замечательные мысли приходили им в голову. Это и волосы из пряжи, и косички, носы из помпонов, усы, погоны из лент и пуговиц, различные галстуки, своеобразные воротники из ткани и бумаги, разноцветные колпаки и многое другое.

Для поддержки детского творчества и создания творческой атмосферы важно включение темы проекта в общие темы образовательного процесса. Так данный проект и тема были продолжены на «Шляпном бале», приуроченном к 8 марта, идея проведения костюмированного «Шляпного бала» с ряженьем детей и родителей (которые активно и творчески включились в данный проект) стала ежегодной. Предварительно дети знакомились с традициями и культурой шляпной моды, узнавали секреты разных шляп (мужских и женских, праздничных и повседневных, разных народов, шляпы «в профессиях», обследовали разные шляпные материалы, секреты проектирования и декора. Вместе с мамами создавали шляпы к празднику из необычных материалов. Применялись следующие приемы сопровождения: родителям давали задания, что нужно им было сделать? Подумать? Смастерить?

Приемом поддержки и активизации были: организация «дефиле по красной дорожке» со встречей участников всеми сотрудниками ДОУ и детьми.

После проведения бала, «возникла» необходимость проектирования шляп для клоунов. В ходе реализации мини-проекта разработаны интересные приемы активизации деятельности: рассматривания шляп и примеривания шляп, проведение сюжетно-ролевой игры «Цирк» (где дети проигрывали ситуацию от идеи посещения циркового представления, до всех этапов действа: приобретение билета, посещение фойе, рассматривание арены, музея цирка и т. д.) и стимулирования придумывания своего варианта.

Таким образом, важным для детей 6-7 лет в поддержке экспериментирования, творчества, являются:

- опора на сенсорный опыт (важно рассматривание, обследование, называние свойства, качества вещи, применяемого материала);

- обыгрывание (творчество и игра тесно переплетены) : примеривание, обыгрывание, разыгрывание эпизодов и ситуаций, продумывание сюжета ( например: девочка говорит: «Еще не была в….»);

- особая эмоциональность (в примерах, используемых образах, вопросах, ассоциациях желательно опираться на близкие опыту сюжеты героев, стимулирование экспериментирования, практического освоения (примеривание бантов, пуговиц, перебор вариантов «как лучше» украсить, чтобы было не похоже? Как нравиться самому ребенку);

- поддержка индивидуальности (в дизайн-проекте проявляются яркие предпочтения у девочек (кружево, банты, тонкие нити, или личностные предпочтения у одного из детей (трепетное отношение к зеленому цвету привело к созданию клоуна в «зеленом»).

Полученные результаты дают нам право справедливо надеяться на достойное продолжение и хороший результат по созданию качественного инновационного продукта, интегрирующего разные области детской деятельности, как показала практика, идея работы над дизайн-проектом, открывает новые интересные формы работы с детьми не только в область художественно-продуктивной деятельности.

Как сказал В. В. Давыдов: «Творчество – является уделом всех, оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».

Список литературы:

1. Абрамова Т. С. Дизайн- детям. – М. : Владос, 2014.

2. Абрамова Т. С. Развитие дизайна дошкольников. //Дошкольная педагогика № 1, 2014. С. 3-16

3. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : Каро, 2004.

4. Басина Н. Э., Суслова О. А. Цвет. Звук. Материал. Программа развивающих занятий для младших школьников. // Библиотека «Первого сентября. – М. : Чистые пруды, 2006.

5. Вербенец А. М. образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство». – СПб. : Детство-пресс, М. : ТЦ «Сфера», 2013.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников «Опытно – экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников» 1. Слайд Современные дети живут и развиваются.

Экспериментирование и опытная деятельность старших дошкольников Цель: развить мыслительные способности у дошкольников в процессе ознакомления с природой и природными материалами. Задачи: 1) Помочь детям.

Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через проектную деятельность В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание.

Игровая деятельность старших дошкольников с нарушениями речи, как психологическая проблема Ключевые слова: нарушения речи, игровая деятельность, старший дошкольник. В статье рассматриваются основные понятия нарушений речи у детей.

Исследовательская деятельность старших дошкольников «Куда исчез сахар?» Тема: «Куда исчез сахар?» Цель занятия: побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы:.

Музыкально-инструментальная деятельность как средство развития творчества старших дошкольников Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития познавательно-исследовательской деятельности в ДОО для того, чтобы.

Презентация на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» Презентация на тему: «Опытно-экспериментальна деятельность старших дошкольников» Подготовила воспитатель: Кондратьева Светлана Васильевна.

Продуктивная деятельность старших дошкольников «Сердечные валентинки» в подарок близким людям.Продуктивная деятельность старших дошкольников «Сердечные валентинки» в подарок близким людям. В день всех влюблённых в феврале Признайтесь в чувствах, люди, Ведь нет счастливей на Земле- Тех, кто любим и любит! Цель:Изготовление поделок.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников «Великий воздух-невидимка» Великий невидимка - воздух Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах. Задачи занятия: • способствовать обогащению.

Автор публикации:
Дизайн-деятельность старших дошкольников
Опубликовано: 6 апреля 2018 в 12:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД