Получи документы

Консультация «Дизартрия как особое речевое нарушение»

Евгения Родичева
Консультация «Дизартрия как особое речевое нарушение»

Дизартрия как особое речевое нарушение.

В настоящее время дизартрия одно из самых частых расстройств речи. Ее значение для детской практики возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос.

Публикация «Консультация „Дизартрия как особое речевое нарушение“» размещена в разделах

С точки зрения логопедического подхода дизартрия - нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушена моторная реализация речи[1].

С точки зрения нейропсихологического подхода дизартрия - дефект речи, проявляющийся в расстройстве артикуляции, обусловленным параличом или парезом речевой мускулатуры[2].

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения, просодической стороны речи (интонация, тембр, дикция, речевое дыхание, это связанно с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения проявляются в самой разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга. У детей частота дизартрии, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при ДЦП[3].

Появление дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин главное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем[1].

Основные нарушения при дизартрии.

Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры выражается в повышении или наоборот снижении тонуса мышц, а также в меняющемся характере мышечного тонуса.

Присутствует недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ, которая вызывает нарушения звукопроизношения. При поражении мышц губ появляется не правильное произношение и гласных, и согласных звуков. Страдает артикуляция в целом. Также грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка.

Нарушения подвижности артикуляционных мышц колеблется от полной невозможности до незначительного снижения объема артикуляционных движений языка и губ. В первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения.

Нарушения звукопроизношения имеют стойкий характер нарушений и особую трудность их преодоления; специфические трудности в автоматизации звуков, процесс автоматизации занимает большое количество времени. При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются. Также отмечается нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков. Преобладает межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. Присутствует оглушение звонких согласных, смягчение твердых согласных звуков. Нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.

При дизартричеком расстройстве наиболее частым нарушением звукового строя речи является искажение звука.

Проявляется недостаточностью центральной регуляции дыхания, недостаточна глубина дыхания, нарушен ритм, нарушение вдоха и выдоха, выдох часто происходит через нос.

В основном нарушения голоса выражается в недостаточной силе. Голос тихий, слабый, иссякающий. Тембр глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, наряженный, гортанный.

Нарушения просодики. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций. Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Темпа речи замедленный, реже имеет место быть ускорение. Редко наблюдаются нарушения ритма речи.

Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате отмечается не только в ограничении объема их артикуляционных движений, но и в слабости кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений. При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается, и ребенок не воспринимает состояние повышенного тонуса мышц, или наоборот, снижения тонуса мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады.

Наиболее частое расстройство при дизартрии - гиперсаливация. Она связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, снижением силы губных мышц. Гиперсаливация утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном и снижения самоконтроля.

У детей с дизартрией часто затруднено, а может и отсутствовать жевание твердой пищи, откусывание от куска. Отмечаются частые поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Иногда нарушена координация между дыханием и глотанием.

Наблюдается открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения. Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.

Нарушение координации движений. Это проявляется в несоразмерности, неточности произвольных артикуляционных движений, в нарушении координации межу дыханием, голосообразованием и артикуляцией, скандированности ритма речи[4].

Используемая литература:

1. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1998. - Ч. I. - С. 163-293.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М. : АСТ: Транзиткнига, 2006. – 384 с. – (Высшая школа).

3. Винарская Е. Н. Дизартрия. Серия: Библиотека логопеда. - М. : АСТ, 2005.

4. Логопедия. Теория и практика/ под ред. Д. п. н. профессора Филичевой Т. Б. - М. : Эксмо, 2017. - 08 с.

Публикации по теме:

Консультация «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ГОЛУБЫЕ ДОРОЖКИ» Г. ВОЛГОДОНСКА Консультация для педагогов.

Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде.

Консультация «Речевое развитие детей 3–4 лет» Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок.

Консультация «Компьютерные игры и речевое развитие детей» В настоящее время привычным является то, что нас повсюду окружают компьютеры, телевизоры, смартфоны, планшеты – словом, та техника, задачей.

Консультация «Дизартрия» ДИЗАРТРИЯ Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом.

Консультация для родителей «Как при помощи игры развить речевое дыхание у дошкольников?» Как ваш ребенок дышит, когда говорит? Понаблюдайте за ним: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь.

Консультация для родителей «Ваш ребенок сосет палец? Последствие — нарушение прикуса» Продолжительное сосание пальца, соски или других предметов, а также привычка прокладывать язык между зубами во время глотания и разговора.

Консультация для родителей «Нарушение осанки у детей раннего возраста» Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4–5 лет» Тема: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ» Важно исправлять нарушения речи вовремя, то есть в детском саду. И это крайне важно. Многие рассуждают:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Дизартрия как особое речевое нарушение»
Опубликовано: 14 января 2019 в 19:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД