Львова Ирина
Ознакомление дошкольников с народно-прикладным искусством. Доклад
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление
дошкольников с народно-
прикладным искусством
В современных условиях развития нашей страны, когда происходят глубокие изменения в ее политической и экономической жизни, когда наблюдается нестабильность межнациональных отношений, очевидно необходимость обеспечения полноценного развития каждого ее гражданина. Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывала особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир, по этому очевидны необходимость воспитания эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение с малых лет. Через приобщение детей к декоративному творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию.
Публикация «Ознакомление дошкольников с народно-прикладным искусством, Доклад» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
На протяжении многовековой истории каждый народ создает немало художественных ценностей. Чувашское декоративно-прикладное искусство занимает достойное место среди культур других народов. Постоянное общение с произведениями чувашского декоративно-прикладного искусства является первым шагом в освоении ребенком богатств своей национальной культуры, подготовке к пониманию других форм культуры, воспитании любви к родному и близкому, развитии и уважения гордости к своему народу и осознании себя его частичкой, что способствует его художественному развитию, нравственному становлению и развитию творческой активности. Кроме того, через призму истории, жизни и быта предков ребенок познает себя, наш мир сегодня, развивает в себе потребность художественных впечатлений, счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство своей радостной приподнятостью и праздничностью, конкретным содержанием, отражающим флору и фауну родной местности, ритмичностью построения образов близко ребенку дошкольнику. Создание чувашскими народными умельцами образы очаровывают его, вызывают у него яркий эмоциональный отклик.
Чувашия славится своими талантливыми вышивальщицами, мастерами шитья серебром, узорного ткачества, резчиками по дереву, искусными лозоплетельщиками, мастерами музыкальных инструментов, гончарами.
Их творения поражают изяществом, выразительностью и четкостью орнамента. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство красочно, весьма разнообразно. По своему характеру чувашское народное искусство, как искусство других народов, является прикладным, то есть бытовые предметы не теряют своего основного назначения, их делают лишь красивее, чтобы они, удовлетворяя жизненные, практические потребности людей, одновременно воспитывали в них чувство прекрасного.
Другая особенность чувашского изобразительного искусства заключается в том, что оно веками почти полностью являлось домашним занятием, не получившим характерам особого ремесла. Крестьяне делали вещи для себя, а не на продажу, и потому вкладывали в них все свое умение и творчество. Правда, некоторых видах изобразительного искусства выделялись особые умельцы, обладавшие, кроме соответствующих способностей, еще и специальными техническими навыками.
В изобразительном искусстве чувашей, прежде всего, выделяются богатейшие вышивки. Чувашская вышивка – это самый массовый вид творчества, которым владела каждая женщина вне зависимости от материального и социального положения.
Особо следует отметить и художественное тканье, которое было особенно широко распространено у низовых чувашей. Сюда относится и изготовление орнаментированных тканей (улача – пестрядь, и брачное тканье, украшение отдельные виды одежды (головные повязки – сурпаны, а так же пояса, тесьму.
Несколько особняком стоит резьба по дереву, которой украшались жилища и предметы быта. Это отрасль народного искусства была в основном привилегий мужчин, так как она требовала особых технических навыков, не редко и физической силы. Однако этот вид искусства отличается, например, от вышивок скорее техникой исполнения, а не содержанием. Так, украшение старинных ковшей, донцев, прялок и даже воротных столбов и переводов по мотивам орнамента напоминают вышивки, а ажурная резьба, украшающая дома, создает впечатление прекрасных кружев, бисера, раковин, монет. Аппликация очень часто сочеталось с вышивкой, дополняя или заменяя ее, что придавало предметом рукоделия особую красоту и своеобразие. Например, подолы и рукава рубашек украшали кружевами и пришивали, которые в сочетание с вышивкой делали женское одеяние очень изящным и нарядным.
Вышивка является одной из жемчужин чувашского народного искусства, вызывает искреннее восхищение у всех, кому приходилось видеть ее, любоваться его. В широком использовании геометрических элементов, в сочетании крупных орнаментальных фигур с мелкими узорами заключается национальное своеобразие чувашской вышивки. Характерной чертой чувашской вышивки является и оконтуривание узора черными нитками. Основными цветами вышивки является также черный и красный, дополнительно используется различные оттенки от темно-зеленого до почти голубого, также желтый, золотистый.
К числу обязательных предметов одежды замужней чувашки относился головной убор в виде полотенца – сурпан, который богато украшался вышивкой. Чувашки верховые и восточной группы анат енчи в сочетании с сурпаном носили головную повязку масмак. Масмаки были нескольких типов, имеющих своеобразие в орнаментации и размещении узора. Наибольшего развития и повсеместного распространения резьба по дереву у чувашей достигла в украшении праздничной посуды – братин – (алтар) и разных ковшей для пива (сара курки).
Праздничная посуда богато орнаментировалось, в ее изготовление чувашские мастера достигли большого совершенства. В быту крестьянской семье повседневной посудой служили деревянные чашки, блюда, миски, солонки, ложки, половники. В качестве материала резчики использовали разные породы деревьев. Сосуды небольшого размера делались обычно из прочного древесного наплыва березы и липы.
Чувашии, как и другие народы края, украшали торцевые, боковые стороны домов, выходившие не мимо улицы, ворота, калитки. Для украшения применялась резьба различного типа: врезная, барельефная, резная накладная и пропильная-накладная и ажурная. Орнамент чувашской резьбы чаще всего является геометрическим.
В древние времена оседлая жизнь и совершенствование питания привели к изобретению глиняной посуды. Глиняная посуда играла значительную роль в быту. В ней хранили продукты, напитки, готовили пищу. Орнамент встречается врезной, штампованный и пролащенный.
В настоящее время из гончарных изделий наибольшее распространение имеют кувшины, крики, горшки, жаровни, миски, блюда, изготавливаемые из белой и красной глины. Они отличаются не только формой и размерами, но и манерой исполнения.
У чувашей специальных поделок для детей было мало. Свистульки из глины были любимыми игрушками чувашской детворы. Они делались в форме гуся, утки, петуха, барана.
Постоянное общение с произведениями чувашского декоративно-прикладного искусства является первым шагом в освоении ребенком богатств своей национальной культуры, подготовке к пониманию других форм культуры, воспитании любви к родному и близкому, развития уважения и гордости к своему народу и осознании себя его частичкой, что способствует его художественному развитию нравственному становлению и развитию творческой активности. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство своей радостной приподнятостью, конкретным содержанием, отражающим флору и фауну разной местности, ритмичностью построения образов близко ребенку-дошкольнику.
Ребенок осваивает содержание цветов чувашского прикладного искусства, у него развито образное видение цветов: черный цвет – цвет земли; красный – цвет огня, солнца; зеленый цвет в узоре показывает дерево.
Ребенок чувствует красоту в вещах, созданным человеком раскрывает для себя эту красоту и ценит ее, понимает необходимость беречь ее. У него возникает чувство гордости своим народом.