Папки-передвижки

Доклад «Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной»

Валерия Сопотова
Доклад «Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной»
▼ Скачать + Заказать документы

Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, работа педагогов направлена на реализацию определенных задач :

формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения; приобщение к традициям родного края, к традициям России, к традициям семьи; формирование нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям; приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми; воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России.

Публикация «Доклад „Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной“» размещена в разделах

Со словом «Родина» у каждого человека связаны положительные эмоции с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором он родился и вырос, местная природа, улица, достопримечательности. Любовь к стране начинается с любви к своему городу. Содержание и построение краеведческой работы обусловлено возможностями ближайшего окружения и возрастными особенностями детей. Знания об истории родного города дают дошкольникам возможность активного взаимодействия с окружающим миром.

Особое значение уделяется использованию регионального краеведческого компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление детей с особенностями национальной культуры и быта своего народа, элементарными сведениями о своей малой родине, понимании того, чем может гордиться гражданин своей страны.

Социально-нравственное становление дошкольников, направленно на развитие личности посредством приобщения детей к культуре родного края, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы.

Именно поэтому, одной из направлений нравственно - духовного патриотического воспитания в детском саду является ознакомление дошкольников с родным городом. Для обогащения краеведческих представлений дошкольников перед педагогом стоят следующие задачи :

- познакомить детей с историей и современностью города;

-сформировать у детей представление о родной природе, различных сторонах жизни родного города, его жителей;

- развивать стремление знать свой город;

- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине, уважения к культурному прошлому средствами эстетического воспитания.

Планомерная работа в этом направлении начинается со средней группы детского сада, так как в этом возрасте у детей развивается наглядно-образное мышление и зрительная память. Начиная работу в средней группе, поставить перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории сада.

В содержание этой работы входит:

1. Понятия «город», «село (деревня)». Многоэтажные дома.

2. Название улиц и микрорайона, где живут дети.

3. Природа родного города.

4. Знакомство с достопримечательностями города.

5. Труд людей по благоустройству города (посадка деревьев, строительство новых домов, магазинов и т. д.).

Одним из основных методов работы это экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, привлечь родителей. Многие заинтересованные семьи могут принять участие в конкурсе рисунков на различную тему: «Мы живем весело и дружно, родословная нашей семьи». Оформить фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он станет настольной книгой. Дети подолгу будут рассматривают его, с гордостью рассказывать о своей семье.

В старшем дошкольном возрасте содержание работы расширяется. Добавляется:

1. Герб родного города, значение символики.

2. История возникновения города.

3. Предприятия города.

4. Памятные места и достопримечательности в городе.

5. Знаменитые люди нашего города.

Так же знакомим с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе».

В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и подвижные (жмурки, салки, сапожник, царь-горох и др.

На занятия по ознакомлению с природой своего города дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом читать книги и энциклопедии, рассматривать иллюстрации, составлять гербарий, коллекции листьев. Можно совместно с родителями организовывать экскурсии. В беседах предлагать родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.

Работа по воспитанию патриотизма, становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители моих воспитанников стали не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, задачи сформировать у них более точные и полные представления о своем городе, его достопримечательностях, ведущих профессиях города, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицей нашей страны – России. В подготовительной группе содержание работы усложняется

Добавляется: знакомство с полезными ископаемыми родного края, традициями, праздниками города, о флоре и фауне нашего края, все районы города, промышленность нашего края, архитектура, культурный отдых горожан.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города (это участие в конкурсе рисунков ко Дню города, конкурс в защиту экологии «Красота родной природы», музыкальный конкурс «Моя любимая песня», не маловажным является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.

Краеведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края.

Ознакомление дошкольников с родным краем ведётся в рамках непосредственно образовательной деятельности и закрепляется в повседневной жизни детского сада.

Эти занятия строятся по основным методическим принципам с учетом требований ФГОС ДО:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

принцип научной обоснованности и практической применяемости в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста;

комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса (включает в свое содержание разнородные задания, направленные на решение нескольких задач, чередование разных видов деятельности, активизацию разных видов восприятия информации - зрительного, слухового, тактильного, пространственного);

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста (все задания связаны между собой тематически и сюжетно: каждое вытекает из предыдущего, выполнение каждого задания является необходимым условием дальнейшего разворачивания сюжета);

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми ( ведущая деятельность - игра: дидактическая, сюжетно-ролевая, настольно-печатная, подвижная, народная);

- систематичность и последовательность применения методов и приемов в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

В начале года необходимо проводить диагностику по выявлению знаний дошкольников о родном городе. С учётом выявленных проблем разрабатывать перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, показ мультимедийных презентаций, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у дошкольников, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.

При организации и проведении занятий важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к изучаемому материалу.

Приобщая маленьких детей к миру культуры родного края, педагоги решают проблему воспитания и развития подрастающего поколения в новых условиях, прививают им лучшие качества маленького гражданина. Понятно, что и сами педагоги, и родители, как неотъемлемая часть образовательного процесса с интересом и вниманием относятся к культуре прошлого: традициям, старинным праздникам, предметам материальной культуры, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Организация педагогического процесса должна осуществляться по принципу: детский сад – семья – социальные институты.

В своей работе педагоги должны активно использовать дидактические игры («Расскажи обо мне», «Узнай по описанию», «Иностранец», экологического содержания, по правилам дорожного движения, которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Прогулка в парке», «Путешествие по городу».

Большое внимание нужно уделять созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка определённого возраста, обогащению и закреплению его знаний о родном городе:

- в книжном уголке – размещать коллекции открыток и фотографий «Наш Шебекино», книжки-самоделки – «Улицы нашего города», «Памятные места Шебекино», подобраны стихотворения, в которых упоминается название города. Материал меняется в зависимости от изучаемых тем.

- в изо уголке – размещены репродукции местных художников.

- в уголке дорожного движения – макет одной из улиц нашего города.

- в игровом уголке необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевых игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом.

Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводить в тесном сотрудничестве с родителями, используя разнообразные формы работы (родительские собрания с использованием презентации, беседы, консультации, анкетирование, совместные экскурсии, конкурсы поделок и рисунков и т. д., папки-передвижки и консультации с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, истории создания герба города, о природе нашего города, создать библиотеку познавательной литературы для родителей об истории и культурных ценностях города.

Благодаря целенаправленной работе по ознакомлению дошкольников с родным городом у детей расширяются представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях и трудовых буднях жителей города. Очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ознакомлению с малой Родиной, с традициями кубанского быта в подготовительной группе Задачи: • Закрепить представления о традициях кубанского быта. • Развивать нравственные чувства (патриотизм, воспитывать любовь к малой.

Как правильно формулировать цели, задачи к ООД Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание,.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с малой Родиной в старшей группе Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с малой родиной в старшей группе В работе с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию.

Конспект «Знакомство с малой Родиной» .

Конспект занятия по ознакомлению с малой Родиной «Наш Крым» «Наш Крым» Программное содержание. Продолжать знакомить с малой Родиной – Крым; знать, что Крым – полуостров, омывается Черным морем и Азовским.

Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство — самая благодатная.

Ознакомление дошкольников с малой Родиной Ознакомление дошкольников с малой Родиной. Малая родина. Малая родина – островок земли. Под окном смородина, вишни расцвели. Яблоня кудрявая,.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с малой Родиной Любовь к родному краю к своей малой родине не возникает у детей сама по себе. Самого раннего детства необходимо целенаправленное воздействие.

Программа ознакомления дошкольников с малой Родиной Л. Г. Масич Н. В. Макарычева Н. А. Маслова ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С МАЛОЙ РОДИНОЙ «Я И МОЯ СТАНИЦА СУЗДАЛЬСКАЯ» СОДЕРЖАНИЕ.

Примерное планирование работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной Социально-коммуникативное развитие Познавательное Развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Сюжетно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной»
Опубликовано: 30 августа 2017 в 18:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной»» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Сопотова (УИ 331106) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД