Лучший педагог года

Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации

Нина Мещанинова
Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации

Приходилось ли вам, когда–нибудь слышать, как дошкольник 5 – 7 лет обращается к взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается конфликт между детьми только лишь из – за того, что во время игры не смогли договориться друг с другом?

В последнее время беспокоят следующие факторы :

- многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками;

- дети все меньше пользуются словом, как средством общения;

- не могут поддержать и развить установившийся контакт;

Публикация «Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации» размещена в разделах

- не умеют, по собственной инициативе, обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо;

- не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологоического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, должны уметь слушать и слышать собеседника.

Существует несколько причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста : слабая социальная рефлексия (самооценка, низкий уровень речевого развития, неудовлетворенная потребность в общении, высокая тревожность и низкий социальный статус ребенка.

Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целеноправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, - это те, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Такие дети имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчинятся контролю из вне (со стороны взрослых, но сами не умеют себя контролировать, свое поведение и речь. Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки у дошкольников, как умение жить в изменяющейся социальной среде. И умение это должно быть основано на этических нормах и правилах.

Для этого надо работать в трех направлениях:

- развитие диалогической речи;

- коммуникативности, как свойства личности;

- культуры общения и поведения.

Диалогическая речь выступает как основная форма полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Она необходима для поддержки социальных контактов, обмена информацией. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога.

С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том, как их поведение и словесные высказывания могут оказать влияние на других. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать собеседника, который не желает соглашаться с высказываемым мнением.

Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается, то последнее время особую тревогу вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный - такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.

Речевую агрессию в самом общем виде можно определить, как грубое, оскорбительное, обидное общение.

Необходимо различать агрессивное речевое поведение - ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т. п.) и агрессивность - как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.

Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. Средние и старшие дошкольники активно проявляют словесную агрессию, унижая, оскорбляя, запугивая, высмеивая друг друга, ссорясь и «выясняя отношения» на повышенных тонах.

Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей - по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции. Так, пятилетний мальчик неудачно бросает мяч - он попадает в лужу. «Что, дурак что ли!» - презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный риторический вопрос мамы «Разве можно так ругаться!» натыкается на недоуменное: «А что, скажешь, умный?». Вполне очевидно, что механическое одергивание («Так нельзя!», «Что говоришь!», которым преимущественно ограничивается воспитатель, лишь усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную неэффективность подобного воздействия.

Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его проступки («Вечно ты!»; «Ты всегда!»).

Возникает «замкнутый круг» : добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию - протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло». По данным психологических исследований, 29 % всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны.

Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение - посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.

Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда демонстрирует пренебрежительно – грубое или повелительно – покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях: «Рисуешь как курица лапой!»; грубых требованиях: «Закрыли рты!»; унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах: «Если ты такой – сякой не сделаешь то – то и то – то, то я тебя поставлю в угол!»

Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.

Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.

Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением.

Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова – способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

- прямое порицание - самый известный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка.

- игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность.

- переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий.

- метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания»).

Особую роли в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?

Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса (Стоит ли ругаться, употребление сослагательного наклонения (Хорошо бы нам., использование не очень сложного намека (Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь) – указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться.

Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее обоснование - разъяснение, для чего нам необходимо выполнение или невыполнение какого-то действия.

Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных.

Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо, когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» - проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора (Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то).

Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.

Как известно, без родителей и их активного участия невозможно развивать коммуникативные навыки детей. Существуют следующие формы работы, которые сближают родителей и педагогов это:

- консультации;

- анкетирование;

- совместные праздники.

Педагоги и родители должны помочь подрастающему поколению приобрести особые способности, помогающие жить в современном мире, наполненном стрессовыми ситуациями, научить налаживать контакты, помочь найти свое «я» в обществе.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности Детские игры и игровая деятельность – явление неоднородное. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов.

Формирование ассертивного поведения старшего дошкольника, как средство его социальной адаптации При реформировании общества изменяется и человек; причем это касается всех возрастов, в том числе и дошкольного детства. В условиях нестабильности.

Использование приёмов ТРИЗ в речевом развитии старших дошкольников как фактор готовности к школьному обучению .

Коммуникативные игры как средство развития интеллекта старших дошкольников Пояснительная запискаВедущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому развитие старшего дошкольника и его структурных.

Консультация «Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации» МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок» Консультация для родителей и педагогов «Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как.

Коммуникативные танцы-игры как средство социализации дошкольников 1 слайд. Обобщение опыта по теме : «Коммуникативные музыкальные игры как средство социализации дошкольников» 2 слайд Музыкальная игра.

Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Е. И. Тихеев Язык.

Сказка в системе социальной адаптации детей дошкольного возраста Основной мотив деятельности дошкольника – познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления.

Социальная одаренность и коммуникативные способности у детей дошкольного возраста «…Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание»,.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации
Опубликовано: 4 января 2019 в 12:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД