Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры (из опыта работы)

Ольга Гусева
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры (из опыта работы)

Я, Гусева О. А. МБДОУ Д/С №3. Разрешите приветствовать вас Преосвященнейший Владыка, все честные отцы, уважаемые участники конференции. Мое выступление посвящено «Духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста средством народной культуры основанной на православных традициях.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры (из опыта работы)» размещена в разделах

«Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это, прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине»

В нашем ДОУ духовно-нравственные ценности у детей формируются в процессе приобщения к истокам народной культуры основанной на православных традициях.

Живя в двадцать первом веке, наше общество достигло высоких результатов в технологическом и научном развитии, но, к сожалению, мы далеко отстаем от наших предков в духовной сфере. Для духовного возрастания нашему обществу нужен достойный пример. Знакомство с житием подвижников и святых является тем самым примером. Образ святого является носителем духовно-нравственных ценностей, добра, справедливости, милосердия, трудолюбия.

Через русскую святость ребенок приобщается к истории страны, к идеалам, ценностям, питающим ее веками, жизненному укладу. Житийная литература поучительна и назидательна, насыщена яркими образами и примерами добродетельной жизни. Святые формировали нравственный идеал народа. Через это нравоучительное чтение человек познавал образцы благочестивого поведения, приобретал ориентиры в окружающем мире, научался различать добро и зло. Действия святого, его подвиги становились эталоном жизненных ценностей. Неслучайно житие называют поучением, наставлением и назиданием о благочестивой жизни.

И наша задача как педагогов помочь ребёнку увидеть ценные черты этого человека, осмыслить его конкретные дела.

Сегодня, 8 октября, Православная Церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского.

Личность Преподобного Сергия Радонежского сияет огромной путеводной звездой на небосклоне русской святости, освещая путь каждому человеку, чьё сердце открывается навстречу добру, правде, любви и милосердию.

Чем же может обогатить юную душу знакомство с личностью Преподобного Сергия? Дети, слушая об этом удивительном святом, знакомятся с такими понятиями, как Послушание, Терпение, Смирение, Мудрость, Подвиг и другими, которые в совокупности являют школу святости. Жизнь Преподобного Сергия Радонежского – это настоящие уроки нравственности для любого христианина.

Первый урок Сергия – урок смирения. Когда Варфоломею не давалась грамота, ему явился ангел в образе старца и благословил его читать слово Божие. Варфоломей понял, что даже простое дело невозможно без помощи свыше. Поэтому каждое дело он начинал и заканчивал молитвой Богу.

Второй урок – урок послушания родителям. Как ни хотел Варфоломей ещё при жизни праведных Кирилла и Марии принять монашество и уединиться, он не смог отказать им в просьбе охранять их старость до кончины. На примере послушания Варфоломея своим родителям, мы учим детей быть послушными старшим.

Третий урок – урок терпения и верности выбранному пути. Варфоломей претерпевает все невзгоды: стужу, зной, голод, страх от диких зверей и тёмной силы. Дети, в ДОУ капризны, не усидчивы. Рассказ о Ярославе.

Четвёртый урок – урок трудолюбия. Преподобный Сергий трудился больше всех и служил всем: носил воду с дальнего источника, рубил дрова, шил одежду и обувь, пёк хлеб, возводил монастырские постройки. На этом примере мы воспитываем трудолюбие у детей.

Пятый урок – урок безупречной скромности. Преподобный Сергий одевался в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, был терпелив и постоянен. Он запрещал рассказывать о случаях чудесной помощи больным, об исцелениях и воскрешении из мёртвых, происшедшим по его молитвам.

Шестой урок – урок любви Преподобного Сергия Радонежского к своему Отечеству. Он нёс людям слова мира и любви.

Жизнь Преподобного Сергия Радонежского – это не подвиг героических поступков. Он постоянно помнил о Боге и строил свою жизнь в соответствии с заповедями Божьими.

И не только на примере нравственных уроков Преподобного Сергия Радонежского мы знакомим детей с духовно-нравственными ценностями.

Лебедянская земля всегда славилась не только значимыми людьми, производством, но наличием храмов и церквей. Это родина подвижников и святых Иоанна Сезеновского, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и многих других.

В один из осенних дней мы с детьми отправились экскурсией в село Шовское, в дом, где вырос Преподобной Силуан Афонский. Здесь расположен небольшой музей. Рядом построена часовня со звонницей. Церковь Рождества Христова, который также называют Храмом Силуана Афонского. При всем внимании к возрасту детей, жития святых нельзя упрощать, искажать, сводить их к волшебной сказке.

В связи с тем, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, нужно использовать в работе те события из жизни святых, которые могут быть наиболее интересны детям, и вызовут у них эмоциональную реакцию.

Важен искренний подход воспитателя к излагаемому материалу. Если он поделится с ребятами тем, что его задело лично, то рассказ только выиграет. Дети чутко реагируют на правду и на ложь. И если ваш энтузиазм будет показным, то результат труда сведется к нулю. Таким образом, процесс формирования духовно-нравственных ценностей на основе примеров святых становится двусторонним: актуальным как для ребенка, так и для воспитателя. Чем больше сам воспитатель преуспевает в духовной жизни, тем больше в это погружаются и его воспитанники.

Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что духовно-нравственные ценности формируются в процессе приобщение к истокам народной культуры основанной на православных традициях. Именно поэтому важно проводить беседы о житие святых у детей в дошкольном возрасте, когда у них начинают складываться ценности и нормы, которые они могут перенять, познавая мир.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей средствами физической культуры Включение работы по формированию духовно-нравственных ценностей в физическое воспитание детей, на мой взгляд, совершенно необходимо, по.

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ. Приобщение дошкольников к народной культуре Духовно - нравственное воспитание — воспитание духовно-нравственного человека. В системе образования целенаправленный.

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детского сада «Тополёк» Токарёвского района.

Духовно-нравственное воспитание в ДОУ средствами культуры и искусства своего народа МКДОУ «Левашинский детский сад №1 «Солнышко» ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА СВОЕГО НАРОДА Подготовила.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры» Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей посредством русской народной сказки» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка.

Презентация «Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Якунина Елена Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания.

Презентация опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Составитель: Брагина Л. Н., воспитатель Март, 2019.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами народной культуры Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из основных проблем педагогики, которой на современном этапе уделяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры (из опыта работы)
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 11:23
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД