МААМ-картинки

Формирование количественных представлений у детей старшей группы через игры и проблемные ситуации

лидия волкова
Формирование количественных представлений у детей старшей группы через игры и проблемные ситуации

Доклад

на тему: «Формирование количественных представлений у детей старшей группы через игры и проблемные ситуации».

Волкова Лидия Михайловна

Уважаемые председатель и члены аттестационной комиссии!

Слайд 1 Разрешите представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему: «Формирование количественных представлений у детей старшей группы через игры и проблемные ситуации».

Кратко остановлюсь на актуальности данной темы. СЛАЙД 2

Публикация «Формирование количественных представлений у детей старшей группы через игры и проблемные ситуации» размещена в разделах

Современная школа выдвигает дошкольному образованию серьезные требования к подготовке ребенка к обучению в школе в области математического развития. Современный дошкольник должен получить представление о количестве, счете, научиться измерять, различать геометрические фигуры и формы предметов, получить представление о величине. Особое место в методике математики занимает формирование количественных представлений.

Слайд №3. Цель исследования заключается в определении оптимальных педагогических условий использования игр и проблемных ситуаций для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд№4 Гипотезой исследования служит предположение о том, что формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста через игры и проблемные ситуации будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий:

включение разнообразных игр и проблемных ситуаций в занятия по математике с учетом дифференцированного подхода к каждому ребенку;

организация предметно-развивающей среды, способствующей развитию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

. Слайд№ 5 Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению особенностей развития количественных представлений у детей дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать игры и проблемные ситуации как средство формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить уровень сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

4. Составить комплекс игр и проблемных ситуаций математического содержания, направленных на формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста, и определить его эффективность.

СЛАЙД№6 В первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты проблемы. В отечественной педагогике вопросами формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста занимались Т. И. Ерофеева, А. М. Леушина, Л. С. Метлина, В. Новикова, Л. Павлова, Л. Г. Петерсон. (их фото) Современные исследования показывают, что дидактические игры и упражнения математического содержания, развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей детей дошкольного возраста.

Слайд№7. Выявление уровня развития количественных представлений проводилось на базе МДОУ «Детский сад №3 «Яблонька» и МДОУ «Детский сад № 4 «Колобок» г. Кадом, Рязанской области.

В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет, посещающих старшие группы. Из них сформированы 2 группы : экспериментальная и контрольная группа.

Констатирующий этап проходил– 05.09.2014–10.09.2014. Его цель: выявить уровень развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Для оценки уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста использовались диагностические задания Т. И. Ерофеевой, В. П. Новиковой.

Задания предлагались в игровой форме и проводились индивидуально с каждым ребёнком.

Слайд №8 Результаты констатирующего эксперимента представлены в виде диаграммы. С высоким уровнем развития количественных представлений среди детей экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе исследования не выявлено никого.

Проведённое исследование показало, что большинство детей находится на низком или среднем уровне развития количественных представлений. Высокого уровня выявлено не было. Полученные результаты обуславливают необходимость проведения экспериментальной работы, направленной на формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр и проблемных ситуаций.

Слайд№9 Формирующий этап проводился с сентября 2014 по апрель 2015 года в экспериментальной группе. Обучение детей в контрольной группе осуществлялось согласно Программе «От рождения до школы».

Слайд№10 В основу работы положены игры и проблемные ситуации для формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Т. И. Ерофеевой, З. А. Михайловой, Шевелева Е. К. .

Работа по формированию количественных представлений в экспериментальной группе проводилась в 3 этапа:

1 этап – подготовительный: проведен анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика, разработка перспективного плана работы, организация предметно-развивающей среды в группе.

2 этап – практический: проведение работы согласно разработанного перспективного плана по формированию количественных представлений через игры и проблемные ситуации.

3 этап – обобщающий: подведён итог работы, пополнены пособия, атрибуты к играм по изучаемой теме, разработаны рекомендации работы с детьми, обобщен опыт работы.

Слайд№11 В данной работе использовались разнообразные приемы и методы – игры и проблемные ситуации.

Основной формой работы стало включение игр и проблемных ситуаций по формированию количественных представлений в занятия по ФЭМП. Подбор игр для формирования и развития количественных представлений проводился в соответствии с программными требованиями, учитывались возможности участия детей в игре и интерес к ним. Играм с более трудным математическим заданием предшествовали игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

Слайд 12 Работа по развитию у детей элементарных математических представлений была организована 2 раза в неделю. Продолжительность и интенсивность на протяжении всего года увеличивалась постепенно. Дети выполняли различные виды деятельности с целью формирования и закрепления количественных представлений.

Слайд №13 А так же своей работой старались заинтересовать родителей, их информировали об успехах детей. В уголке для родителей помещалась информация о проведенных занятиях.

СЛАЙД14 Родителям предлагались консультации «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Зачем детям математика?», открытые просмотры занятий, давались рекомендации по развитию мыслительных способностей, математическому развитию через родительские уголки.

Слайд15-16 Для оценки эффективности педагогической работы по формированию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста через игры и проблемные ситуации, было проведено контрольное исследование с помощью выбранных ранее методик диагностики.

Слайд№17 На диаграмме мы видим, что уровень сформированности количественных представлений на контрольном этапе в результате проведенной работы в экспериментальной группе повысился. Появилось 27% детей с высоким уровнем сформированности количественных представлений, на 40% уменьшилось количество детей с низким уровнем сформированности количественных представлений.

В контрольной группе тоже отмечены изменения, но их показатели значительно ниже

Эффективность проведенного исследования подтвердила положительная динамика изменения количественных представлений в экспериментальной группе.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в исследовании, были достигнуты, а гипотеза получила подтверждение.

Благодарю за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-diplom_4pniq.pptx | 5305,26 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста через ознакомление с цветом» 1. Цели и задачи раздела Цель: формирование представлений об основных свойствах и качествах предметов Задачи: Образовательная: побуждать.

Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности детей старшей группы Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность детей старшей группы Образовательная область: «Познание».

Игры по математическому развитию во второй младшей группе на формирование количественных представлений 1) Игра «Медведь и пчёлы» Цель: учить различать понятия «один», «много», «мало». Описание игры: Дети сидят на стульчиках — пчелы сидят в.

Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у школьников 7–9 лет с ОВЗ Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития затруднено в силу недостатка у них бытового.

Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений Обобщение опыта работы на тему: Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений.

Конспект НОД в подготовительной группе «Как мы решаем проблемные ситуации» Цель: закрепление навыков прогнозирования последствий своего поступка, совершения выбора социально-приемлемого поведения. Задачи: 1. Закрепить.

Консультация для воспитателей «Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста» Введение Актуальность темы «Особенности развития количественных представлений у детей раннего возраста» обусловлена тем, что математические.

Проблемные ситуации при проведении НОД по ИЗО «Игровые ситуации при проведении художественно эстетической деятельности как средство развития общения» Художественно-эстетическая деятельность.

Проект «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста посредством дидактической игры» Обоснование темы Сенсорное развитие – это фундамент формирующегося интеллекта. Сенсорное воспитание влияет на развитие познавательных.

Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование количественных представлений у детей старшей группы через игры и проблемные ситуации
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 01:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД