Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом

Людмила Символокова
Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом

В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чтобы быть уверенными, что дети вырастут настоящими гражданами, необходимо уже с дошкольного возраста знакомить их с историей Родины. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

С чего начинается Родина? На этот вопрос никто не даст однозначного ответа.

Важно, чтоб начало это было с крошечного ростка любви к ней, и право привить этот росток принадлежит нам, дошкольникам в тесном содружестве с семьёй.

Девочка в автобусе настойчиво пробирается к окну, папа сердито говорит ей: «Что ты там не видела, 100 раз ездили мимо этих домов»

Да, можно, много раз ходить одним путём, по одним улицам и паркам и ничего не увидеть и не оценить. И задача воспитателя помочь ребёнку полюбить родной дом, детский сад, школу, улицы, по которым он ходит, парки, где гуляет и играет. Всё это позже помочь объединить в ёмкое понятие «родной город» и «самый любимый».

Воронеж, как любой город, он имеет свою историю, традиции, свой герб и гимн. Любовь к родному городу, интерес к его истории, уважение к людям, живущим в нем – это прекрасные чувства, которые мы прививаем своим воспитанникам, маленьким гражданам Воронежа.

Первое и главное: каждый воспитатель должен знать историю своего города, знать, почему именно так называется улица, где находится детский сад и близлежащие дома; чем знаменит наш город, что есть интересного в нашем городе. Каждый из нас должен знать, что знаменитые «Катюши», которые сыграли важную роль в победе в Великой Отечественной войне, выпускал наш завод им. Коминтерна. Наши самолёты, телевизоры, экскаваторы известны не только в нашем городе, но и во всей стране и даже за границей. Знание этого материала помогает воспитателям в проведении целевых экскурсий и прогулок.

Вокруг каждого детского сада живая история, с которой воспитатели знакомят детей, чтобы остался после такого знакомства добрый след, первый росток любви к Родине. Во время целевой прогулки по улице, воспитатели объясняют детям, что в больших и светлых домах живут наши люди, здесь же расположены магазины, поликлиника, школы, кинотеатр. Многие из детей живут во дворе детского сада или соседних домах, это значит, что мама быстро заведёт ребёнка в детский сад и не опоздает на работу.

Наш детский сад находится на улице Хользунова, рядом улица генерала Лизюкова, улица Владимира Невского, недалеко расположена улица маршала Жукова, улица Абызова – все эти улицы носят имена героев Великой Отечественной и других войн. При посещение железнодорожного вокзала нас встретит площадь имени Черняховского, недалеко находится улица Феоктистова, улица Мира – это не просто названия, за ними история космонавтики, где мы были первыми, и гражданин нашего города летал в космос; короткая, но очень красивая, улица Мира названа в честь мира, а улица Студенческая в честь того, что на ней расположены медицинский институт, железнодорожный техникум, их общежития.

Когда в сознании детей накоплен достаточный материал о том, что близко, возле нас, организуем экскурсию по городу, дети много раз рассматривают иллюстрации Воронежа. Красив, необыкновенно красив наш город. В январе обязательно проводим беседы с показом презентаций ко «Дню освобождения Воронежа от немецких захватчиков», дети смотрят и сравнивают, каким сделали его фашисты, как все жители восстанавливали свой родной город, в сравнении с тем, как вырос и расцвёл он сегодня. Если просто рассказывать, эффект будет маленький, другое дело показывать в сопоставлении. После этих бесед и презентаций экскурсия к могилам героям войны, павших защищая наш родной

город, носят уже совсем иную окраску, они воспринимаются детьми именно как день памяти погибшим за их родной город. В этот день дети всегда приходят с цветами и нередко, мамы, бабушки и даже папы и дедушки, сопровождают детей на экскурсию. Праздники, которые проводятся с дошкольниками, равномерно распределяются в течение всего учебного года и являются основой содержания образовательной программы. В возрасте 5-7 лет дети, подготавливаясь к торжеству, учат стихи, песни, изучают его историю. Это и есть патриотическое воспитание дошкольников, т. к. у детей появляются не только знания, но и ценностное отношение к своим традициям. Праздник Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, День народного единства и другие – это праздники, формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей. В этом возрасте они знакомятся со своим регионом, с его особенностями и достопримечательностями. Данная тема проходила в рамках тематической недели «Мой город родной», работа была спланирована по всем образовательным областям. Тематическая неделя была посвящена обобщению и расширению представлений детей о нашем городе.

Содержание психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Познание» включало НОД по познавательному развитию «Гербы и флаги». Дети узнали о гербе и флаге России, города Воронеж.

В ООД по конструированию дети изготовили макет города «Городские здания» из бумаги. И теперь они с удовольствием используют его в игровой деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов была посвящена формированию у детей навыков экологически грамотного и безопасного поведения в городе. Дети рассматривали альбом «Наш город», узнали какие растения и животные населяют природную зону Воронежского края. В самостоятельной деятельности дети рассматривали фотографии и иллюстрации о достопримечательностях и красивых местах Воронежа, играли в дидактическую игру «Путешествие по городу» и настольно-печатные игры «Найди улицу», «Кто в городе живет» .Во время экскурсий и целевых прогулок дети закрепляли названия улиц, проспектов, познакомились достопримечательностями, которыми славится Воронеж. Так как все осмотреть не удалось, родителям было дано задание: совместно с детьми собрать информацию о достопримечательностях, нарисовать совместные рисунки, сделать семейные фотографии. Это способствовало активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Детские представления о своем городе нашли отражения и в области «Коммуникация». В ООД по развитию речи дети составляли рассказ «Моя улица», учились выделять характерные и существенные признаки достопримечательностей города и Коминтерновского р-на.

Значимое место в воспитании патриотических чувств принадлежит области «Художественное творчество». Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Рисунки детей на тему «Посмотри в свое окно» отражают сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе и позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Работа по ознакомлению с родным городом проводилась и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов,проводилась беседа на тему «Знаешь ли ты свой адрес», которая показала, почему так важно знать свой домашний адрес.

Итогом тематической недели стала ООД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по городу», которая включала в себя интеграцию ключевых областей, что позволило закрепить знания детей.

В ходе реализации тематической недели дети приобрели знания об истории города, символике, достопримечательностях, начали проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. В результате работы наша цель была достигнута. Надеемся, что наш опыт действительно пригодится в работе с детьми.

Итоговая беседа о Воронеже – это проверка знаний детей о родном городе, об отношении к нему сегодняшнему и его истории. Наше государство заботятся о наших детях, они не должны быть лишь сторонними наблюдателями жизни, они должны познавать её, учиться ценить достигнутое, любить посаженное дерево, расцветший цветок.

Список литературы, используемой при составлении доклада:

1. Детство: «Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста» /Под ред. Т. И. Бабаевой. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

2.«Дошкольникам о защитниках Отечества»: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006

3.«Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005.

«С любовью к России»: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007.

4.«С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005.

5.«Хрестоматия для старшего дошкольного возраста»: Книга для воспитателей детского сада /Под ред. В. И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990.

6. «Дни воинской славы» М. Б. Зацепина 2010 год. Изд. «Мозаика-Синтез»

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения «Формирование нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения» «Годы детства – это, прежде всего воспитание.

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с родным городом Растить гражданина-патриота нужно начинать с дошкольного возраста, Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства, ознакомление с.

Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов.

Формирование у детей патриотических чувств через организацию специально разработанных физкультурных досуговФормирование у детей патриотических чувств через организацию специально разработанных физкультурных досугов В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням,.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным городом» «Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа,.

Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем» Вид проекта: информационно-игровой. Название проекта: «Формирование нравственно-патриотических у дошкольников через ознакомление с родным.

Проект Тема: «Взаимодействие взрослых с детьми в процессе ознакомления с родным городом Серпуховым в условиях ДОУ». Содержание Введение…. 3 I. Основная часть. Теоретическое обоснование взаимодействия взрослых с детьми в процессе.

Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» 1. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире. «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 21:38
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День нерпенка

«Живая нерпа лучше шапки», «Они не шкуры, а дети» — под таким девизом проходит в России экологический праздник, День нерпенка. Цель этой природоохранной акции — защитить бельков, детенышей нерпы, на...

24 мая. День славянской письменности и культуры

Азбуки (алфавиты) на основе кириллицы стали системой письменности для восьми славянских и ещё ста языков других народов. Из года в год мы, педагоги, способствуем процветанию славянской письменности и...

Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент...
Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный год была...
Формирование гражданской принадлежности и патриотизма у детей средствами музейной...
Н. В. Мезенцева, воспитатель дошкольной группы МКДОУ детский сад с. Среднеивкино Верхошижемского района Кировской области ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ...
Игра по математике для учащихся школы «Бой эрудитов»
Цель занятия Пробудить интерес к изучению математики, развитие геометрической интуиции , криативного мышления, умения применять знания в новой ситуации ,...