Папки-передвижки

Доклад «Формирование социокультурной среды-системы условий социализации и индивидуализации детей»

Гузяль Хасанова
Доклад «Формирование социокультурной среды-системы условий социализации и индивидуализации детей»
▼ Скачать + Заказать документы

MБДОУ Детский сад № 4 «Солнышки»

МР Кушнаренковский район Республики Башкортостан

Выступление на районном методическом объединении воспитателей младших, средних групп.

«Формирование социокультурной среды - системы условий социализации и индивидуализации детей».

Подготовила: Хасанова Г М.

с. Кушнаренково - 2014 год.

Публикация «Доклад „Формирование социокультурной среды-системы условий социализации и индивидуализации детей“» размещена в разделах

Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.

Эго пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями (субкультура ребенка, с одной стороны. Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т. е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как социокультурная среда образовательного учреждения.

Понятие "социальное развитие" рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова. Под социальным развитием в широком смысле понимается процесс становления человека как социального существа под влиянием общества. Л. С. Выготский пишет: "Слово "социальное" в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития".

Таким образом, с одной стороны, понятие "социальное развитие" рассматривается как широкое, вбирающее в себя понятие "личность", а процесс социального развития выступает условием формирования личности. В более узком значении социальное развитие рассматривают как процесс, который сопровождает формирование личности и составляет ее сущность.

Главный смысл социального развития ребёнка заключается в присвоении общественной сущности человека — от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нем.

В процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, Процесс усвоения социокультурного опыта называют социализацией, В то же время человек приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит его индивидуализация. 11о сути, индивидуализация и социализация являются необходимыми, неразрывно взаимосвязанными компонентами единого процесса социально-личностного развития, определённый уровень которого порождает само детерминацию, самоуправление личности, сознательно организующей свою собственную жизнь, а значит, и определяющей в той или иной мере своё собственное развитие.

Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности, Вместе с тем, личность и индивидуальность - это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.

Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство:

1) происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей. Так на сегодня и гний день в нашей группе проходят такие мероприятия; «Мама, папа, я спортивная семья», «Капустник», чаепития на 8 марта, «Сабантуй» где главной целью является работа всеми за одно. Нами совершаются экскурсии в Чудный осенний, зимний лес, воспитывая в детях эмоциональную отзывчивость, видеть прекрасное изменение пейзажа. Большую роль играет театрализованная деятельность, дети получают огромный заряд теплых и добрых эмоций после просмотра; кукольных театров, сказок. Показывающих нам приходящими артистами из других городов, И у нас районе есть тоже начинающие артисты, музыканты которые посещают «Детскую музыкальную школу». Они часто приходят к нам с концертами. Показывая нам новые программы. Ну, а мы конечно очень этому рады.

2) существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями. Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом, В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения, отношения. Это отношение я воспитываю через: сказки, песни, инсценировки, стихи и потешки. Приводя детям конкретный пример. Например: в сказке «Рукавичка» в одной, маленькой рукавичке жили целый коллектив зверей.

3)предметно-пространственной среды образовательного учреждения. Создавая предметно-пространственную среду все пространство в группе мы разделили на определенные зоны. В связи с этим можно выделить следующие уголки:

Учебный уголок (1. это «мастерская» для занятий продуктивной деятельностью. 2 для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми)

- Уголок исследований ( Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки. Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис)

Уголок творческой игры Детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол. Атрибуты для ряжения)

- Художественно-эстетический уголок:

- Центр природы и экспериментальной деятельности;

- Физкультурно-оздоровительный уголок «Спорт - это здоровье»;

- Уголок театрализованной деятельности «Здравствуй сказка»;

- Уголок отдыха;

- Уголок книги «Книжкин дом»;

- Уголок Музыкальный центр;

-Уголок «Ряженья»;

В среднем дошкольном возрасте активностью деятельности вызывается предвосхищением получения ожидаемого результата, значимого для самого ребенка, а также желанием научится новым умениям, действовать вместе со взрослым, выступающим в роли партнёра,

К пять годам создаются возможности для формирования у ребенка нравственно -волевых качеств, способности к преодолению трудностей благодаря которым достигается результат. Предвосхищение успеха побуждает к настойчивости, воспитывает произвольное поведение, умение не бросать начатое, достигать цели.

Организуя деятельность детей нам необходимо учитывать два плана руководства с ею, С одной стороны, он формирует соответствующие умения способствует их совершенствованию, а с другой, одновременно с этим, формирует нравственно - волевые качества и доброжелательные взаимоотношения. Очень важно устанавливать вместе с детьми причины остановок или возникновения затруднений, С чем они связаны? С недостаточным владением умениями или с отсутствием должного отношения к заданию, настойчивости? Только понимание причин недостатков в деятельности позволяет педагогу определить наиболее адекватные приемы влияния на ребенка, одновременно формировать знания и учить самостоятельности в обнаружении недостатков, поиски причин и способ их ликвидации, а также к совершению, поступков соответствующих нормам морами.

Исходя из выше сказанного из ребенка вырастает самостоятельный, независимый и ответственный человек, ли же личность, постоянно зависящая от окружения, ощущающая постоянную потребность в чьем то вмешательстве»

Публикации по теме:

«Развивающая речевая среда группы». Презентация на КМО воспитателей раннего возраста «Самые маленькие в детском саду» Уважаемые коллеги предлагаем вашему вниманию презентацию "Развивающая речевая среда группы". Эту презентацию педагог представляла на кустовом.

«Участие родителей в построении предметно-пространственной развивающей образовательной среды в условиях ДОО и дома» Выступление на районном методическом объединении по теме: «Участие родителей в построении предметно- пространственной развивающей образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Формирование социокультурной среды-системы условий социализации и индивидуализации детей»
Опубликовано: 1 марта 2015 в 16:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Формирование социокультурной среды-системы условий социализации и индивидуализации детей»» (включая файлы) размещена пользователем Гузяль Хасанова (УИ 319611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД