Доклад «Гендерное воспитание старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх»

Ирина Забелина
Доклад «Гендерное воспитание старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх»

Игра – основной вид детской деятельности, именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.

В старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят две основные задачи:

• Развитие игры, как деятельности;

• Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

В игровой деятельности мальчиков и девочек мы используем прямые и косвенные приемы руководства, осуществляем педагогическую поддержку мальчиков и девочек, создавая специальные условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.

В своей работе используем методы и приёмы для руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников: напоминание, подсказ, взятие воспитателем на себя второстепенной роли, вопросы к детям, пример воспитателя, оценка и анализ деятельности детей.

Знакомим детей с различными профессиями, деятельностью людей определённой профессии, планируем экскурсии в школу, музей, библиотеку, магазин, на почту, в аптеку, рассматриваем с детьми иллюстрации, картины, читаем художественные произведения - всё это способствует расширению кругозора у детей, а впоследствии способствует обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.

Подбору оборудования и материалов для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей предлагаем обратить внимание на следующее:

• На привлекательный игровой материал и игровую атрибутику с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

• На достаточность и полноту материалов для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

• На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность поиграть мужскую модель поведения.

Мы оформили в группе зоны для мальчиков и девочек.

Для мальчиков это: все виды транспорта, атрибуты для полиции, военного моряка, разные виды конструкторов. Конструированию из крупного строительного материала в развитии игровой деятельности принадлежит важная роль. Мальчики вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и т. д. При этом важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является, то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. д. Мы поддерживаем стремление и инициативу детей самостоятельно находить конструктивные решения для игры.

Для девочек это: уголок ряженья, кухня с разными видами посуды, столик с зеркалом для причёсывания модниц.

Дети и родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов для сюжетно- ролевых игр. Это: предметы- заместители, шапочки, книжечки, маски, коробки, стаканчики и другие. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр хранятся в специально отведённом месте с указателем-символом на коробочке.

Стараемся через игру обогатить представления детей о мужских и женских профессиях. Но при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организуем совместные игры, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. В условиях, когда современная ситуация требует от девочек проявления не только традиционных женских качеств (мягкости, женственности, но и решимости, умения отстаивать свои интересы, а в мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. В результате у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно. Я – мальчик и буду всегда им.»

В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие муж-ские черты (смелость, героизм, отважность, интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, т. к. они многое заимствуют для игр из мультфильмов, рекламы, кино; игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых.

Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Для развития этих качеств у мальчиков предлагаем сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Исследователь», «ГИБДД», «Водители», «Гараж», «Автосалон», «Служба спасения».

Сюжетно-ролевые игры – лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, в автосалоне, в гараже могут работать и девочки – приём заказов, мойка машин, директор автосалона.

В сюжетно- ролевой игре «Больница» врач и пациент могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочек – играть мужские роли.

В сюжетно-ролевых играх «Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница» формируем у детей умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом, по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив, отображать в игре знания об окружающей жизни, показываем социальную значимость медицины, воспитываем уважение к труду медицинских работников, закрепляем правила поведения в общественных местах. В игре закладываются основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков, и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек.

В играх реализуются желания детей: стать в будущем модельером (сюжетно-ролевая игра «Дом мод», инспектором безопасного движения («ГИБДД», строителем («Строительство», спасателем («Служба спасения»).

В игре ребёнок освобождается от чувства одиночества и познаёт радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям. Например, в игре «Почта» учим детей понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней, продолжаем ознакомление с трудом работников связи, формируем уважительное отношение к работникам почты, учим отображать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счёте. На почте работают и мужчины, и женщины, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту. «Детский сад», «Школа», «Ателье», «Музей», «Салон красоты», «Супермаркет», «Модельное агентство», «Дизайнерская студия», «Семья» - это сюжетно- ролевые игры для самовыражения девочек, но мы опять и здесь привлекаем поучаствовать и мальчиков.

В сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» учим детей согласовывать собственные игровые замыслы сверстников, менять роли по ходу игры, побуждаем детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развиваем диалогическую речь.

Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребёнка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

В сюжетно-ролевой игре «Семья» мы стараемся сформировать у детей представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово и элементы мужских и женских костюмов. Это мы используем в сюжетно-ролевой игре «Театр». Учим детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формируем доброжелательное отношение между детьми, закрепляем представление детей об учреждениях культуры, их социальной значимости, закрепляем знания детей о театре, труппе театра, показываем их коллективный характер работы в театре, развиваем выразительность речи детей.

В сюжетно- ролевой игре «Телевидение» закрепляем представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей. Оборудование используем, как в сюжетно-ролевой игре «Театр»: элементы костюмов, грим, косметические наборы, элементы интерьера, декорации, сценарии, фотографии. Сюжетно-ролевая игра способствует формированию у детей мужских и женских качеств, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Однако без помощи взрослых дети еще не всегда могут интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы. Таким образом, педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра детей способствует:

• развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли;

• освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе;

• умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом;

• строить длительные доброжелательные взаимоотношения;

• оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.

В процессе каждодневной нашей работы с детьми, мы заметили, что девочки стали мягкими, ласковыми, уступчивыми, терпеливыми, а мальчики превратились в настоящих «рыцарей». Ведь сюжетно-ролевая игра для ребенка – это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные, получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Памятка для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Сюжетно-ролевая игра Развитие символической функции мышления, формирование плана действий, построение воображаемой ситуации; Активный способ.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Доклад «Гендерное воспитание старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх»
Опубликовано: 14 июня 2014 в 18:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

Конспект занятия «Наблюдение за берёзой летом» в средней группе
Задачи: • продолжать наблюдать за березой, • находить и называть признаки, по которым ее можно выделить среди других деревьев; • прививать желание...
Календарное планирование тематической недели «Наши добрые дела» в младшей...
Цели деятельности педагога: формировать у детей ценностные представления о добре и зле. Обучать способам и формам выражения доброты друг к другу ; родным ;...
Мастер-класс по изготовлению плоскостного театра из воздушного пластилина «Былина о...
Мастер – класс по изготовлению театра из воздушного пластилина «Былина о народных промыслах. Былина о Донских казаках » Уважаемые коллеги, гости моей...