МААМ-картинки

Презентация «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»

Галина Ермакова
Презентация «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»

Доклад к презентации на тему :

«Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»

Слайд 1

- Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему : «Организация и руководство сюжетно-ролевой иг-рой дошкольников»

Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и организации сюжетно-ролевых игр детей, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников, не могут помочь детям развернуть уже начавшуюся игру.

Публикация «Презентация „Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников“» размещена в разделах

Слайд 2. В чем же заключаются развивающие функции самой игры:

1. Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами.

Отсюда наша задача: сформировать эти условные действия ( например: «кормление» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи, затем - «кормление» с помощью палочки (предмета-заместителя, в старших группах условное действие «кормления» осуществляем движения, напоминающие «кормление» ложкой – действие с воображаемым предметом.

2. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимо-действий. Использование взаимодополнительных ролей – требует взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, про-давец - покупатель)

3. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных собы-тий. Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Руководство сюжетно-ролевыми иг-рами детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на рас-ширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Слайд 3. Принципы организации сюжетно-ролевой игры

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая деятельность не возникает у ре-бенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже «умеют иг-рать». Каким же образом педагог может передать ребенку умение играть, во-влечь в мир игры?

1 принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью ис-пользовать более сложный, новый способ построения игры. Например:

В 3-5 лет дети могут играть в игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, воз-можность использовать ее в качестве «строительного блока» игры.

После 5 лет дети играют в игру-придумывание, которая помогает детям освоить творческое комбинирование различных событий.

2 принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует разверты-вать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть по-нятым другими детьми. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника.

3 принцип. При формировании игровых умений одновременно ори-ентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.

Слайд 4.

Руководство сюжетноролевыми играми осуществляется в двух направле-ниях: (По Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой)

• развитие игры как деятельности - означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений, педагогически целесо-образный подбор игрушек и игровых материалов, создает «материальную ос-нову» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности.

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и лич-ности ребенка.

Всем известно, что именно в играх проявляются первые ростки дружбы, на-чинаются общие переживания, открываются большие возможности для вос-питания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему, умение договариваться, т. е. формируется детский кол-лектив и личность каждого ребенка.

Слайд 5.

В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми опре-делены приемы косвенного воздействия и прямого руководства.

Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей:

Прямые - приемы непосредственного участия взрослого в совместной иг-ре с детьми на правах партнера:

Слайд 6-7.

Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятель-ность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. Таблица «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми» поможет грамотно осуществлять это планирование.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми

Задачи Методы и приемы косвенного воздействия

Расширение и обо-гащение представле-ний детей об окру-жающей жизни - Рассматривание иллюстраций, фотографий.

- Просмотр видеоматериалов

- Рассказ воспитателя о труде взрослых

- Чтение художественной литературы

- Беседы, в том числе этические

- Отгадывание загадок

Изучение интересов детей, их любимых игр - Наблюдения за игровыми объединениями детей

- Рисование на тему: «Как мы играем», «Мои любимые игрушки»

- Беседы на тему: «Любимые игры», «Мои друзья»

- Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду»

Создание и обогаще-ние «материальной базы» для игры - Рассматривание предметов, игрушек, предметов-заместителей

- Рассказ воспитателя о предметах

- Беседы об использовании и хранении предметов, иг-рушек

- Изготовление совместно с детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок

- Внесение новых игрушек и предметов

Задачи Методы и приемы прямого руководства

Обогащение содер-жания игры, развитие дружеских взаимо-отношений детей в игре. Развитие твор-ческих способностей детей - Предложение темы игры, новых сюжетов

- Обсуждение игрового сюжета

- Создание игровой воображаемой ситуации

- Создание игровой обстановки

- Разработка плана игры

- Распределение ролей

- Непосредственное участие воспитателя в игре, в сго-воре детей, предложения, советы, разъяснения; вопро-сы, подсказывающие детям приемы возможной реали-зации замысла;

- Совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования

Формирование спе-цифических игровых умений - Показ игровых действий с игрушками, предметами-заместителями

- Употребление условной игровой терминологии

- Разыгрывание игрового эпизода (можно заранее под-готовить несколько детей)

- Показ развертывания ролевого взаимодействия, пере-хода от одной роли к другой.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Слайд 8.

Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры, сюжета ( сфера: быт семьи, труд взрослых, и др.)

2. План игры - содержание (Необходимо стремится к максимальному насы-щению игры интересным содержанием, способным увлечь ребенка, и опре-делить предполагаемые роли и средства игровой организации)

а) Создание воображаемой ситуации. (Дети всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, постройка из кубиков – корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным.

б)Распределение ролей. (игровая позиция ребенка, состоящая в отождеств-лении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем вооб-ражаемой ситуации);

3. Начало игры и сохранение игровой ситуации. (Необходимо создать инте-ресную игровую ситуацию. В развернутой сюжетно- ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами дети. Воспитатель по-могает этому с помощью некоторых приемов: в общении с детьми употреб-ляет условную игровую терминологию, старается обыграть любое дело дет-ского коллектива и т. д.)

4. Завершение игры. (воспитателю необходимо позаботиться о таком оконча-нии игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой иг-ра.

Слайд 9 ВЫВОД

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течение всего года.

Слайд 10

«Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, состряпать обед, поехать в Москву… В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к своей цели, увлекать за собой других…»

Н. К. Крупская

Благодарю за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Моряки» (средняя группа) Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Моряки» средняя группа. Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную.

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Азбука юного пешехода» Комплексное руководство сюжетно-ролевой игры «Азбука юного пешехода» старший дошкольный возраст (методическая разработка) автор: старший.

Консультация для воспитателей «Руководство сюжетно-ролевой игрой» Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать? Сюжет в игре - это то основание,.

Организация сюжетно-ролевой игры «Банк» в дошкольном детствеОрганизация сюжетно-ролевой игры «Банк» в дошкольном детстве разработала студентка группы Доз -231 Алексеева Екатерина Олеговна 2018 год Актуальность игры: Экономическое воспитание детей дошкольного.

Отчетно показательное выступление на семинаре воспитателей с сюжетно-ролевой игрой «Поездка в театр» в старшей группеОтчетно показательное выступление на семинаре воспитателей с сюжетно-ролевой игрой «Поездка в театр» в старшей группе МКОУ "Охочевская СОШ" Конспект сюжетно-ролевой игры «Поездка в театр» в старшей группе. Провела: Воспитатель группы «Капитошка» Сабельникова.

Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста в современном детском саду В настоящее время приобрела актуальность проблема снижения игровой активности детей, одной из причин которой является распад естественного.

Планирование руководства сюжетно-ролевой игрой как механизма моделирования образовательного процесса ДОУ Планирование руководства сюжетно-ролевой игры, как механизма моделирования образовательного процесса ДОУ. Подготовила воспитатель Богомолова.

Презентация на тему «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Социализация младших дошкольников посредством сюжетно- ролевой игры. (слайд №1) Слайд №2 Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет.

Презентация сюжетно-ролевой игры для дошкольников старшей группы «Салон красоты» Валерия Юрьева Сюжетно-ролевая игра для дошкольников старшей группы "Салон красоты" Цель: расширить представления детей старшей группы профессий:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 18:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД