Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми через игровую деятельность

Светлана логачева
Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми через игровую деятельность

Доклад. Выполнила Логачева Светлана.

Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровую деятельность.

Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности,влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на:

- формирование положительного отношения к правилам поведения;

- закрепление в сознании дошкольников значения правил поведения в жизни каждого и коллектива в целом;

- развитие умения принимать правила как руководство к действию;

- обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки.

Дети испытывают потребность в общении, проявляемой не только в игре, но и в практической деятельности при выполнении общественных обязанностей, общих заданий. Эта деятельность привлекает детей как серьезная, полезная для всех; как возможность помочь взрослым. Дошкольники уже сами могут организовать игру, довести ее общими усилиями до конца, оценить результат. Старшие дошкольники пытаются обосновывать свои оценки, при их несовпадении могут возникать споры.Воспитатель помогает детям: выслушивает их и подводит к общему мнению.

Воспитатель учит детей давать оценки своим поступкам и поведению других,основываясь на следующих критериях:

- интересе к деятельности сверстника, умении пользоваться общими игрушками, договариваться при возникновении разногласий;

- отзывчивости, стремлении оказать помощь другому;

- наличии симпатий, предпочтений в общении со сверстниками (не в ущерб другим);

- стремлении к объективной оценке и самооценке;

- способности поступиться личным желанием (бескорыстно).

Игра для старших дошкольников остается ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности. В игре происходит усвоение моральных правил.Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи. Этому способствуют игровые правила, без следования которым игра не может состояться. Одни правила требуют сдержанности, другие – активности, третьи регулируют взаимоотношения и т. д. Стремление овладеть этими правилами поддерживается потребностью ребенка в игре и общении. Наличие готовых игровых правил, регламентирующих действия детей, их взаимоотношения, способствуют развитию самоорганизации детей. В правилах четко предписывается, как надо действовать, выполнять игровое задание, относиться к товарищам. Таким образом, в игре действуют единые нормы общения, которые обеспечивают равенство детей и их требовательность друг к другу.

Правила выступают в качестве критерия правильности или неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей, соблюдение условий, необходимых для коллективной игры. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарищей, как правильные, так и не правильные. Для нейтрализации негативных примеров важна поддержка воспитателя. Так, дошкольник нарушил правило и стал считаться выигравшим. Другой с целью стать победителем тоже нарушил правило. Если дети протестуют, их следует поддержать и предложить всем вместе повторить и уточнить правила игры.

Дети с помощью воспитателя могут составить «Правила дружной игры»:

- всем вместе договориться о правилах игры;

- честно соблюдать правила игры;

- нарушивший правила не может считаться выигравшим;

- не злиться и не драться, если проиграл.

Правила способствуют развитию у детей требовательности друг к другу, служат ориентиром оценки и самооценки. Справедливая и обоснованная оценка, данная коллективом, поддержанная воспитателем, укрепляет в сознании ребенка значение правил в коллективной жизни.

Положительное влияние игр на детей обеспечивается правильным педагогическим руководством. Воспитатель вызывает положительное отношение к игре, игровой задаче, знакомит детей с правилами.

Доброжелательные отношения в ходе игры определяют ее успех. Здесь велика роль воспитателя. Например, при распределении ролей избежать ссоры помогут считалки.

Дети старшего дошкольного возраста уже достаточно овладели социальным опытом поведения, что проявляется в их суждениях, оценках. Они могут осудить эгоистические проявления, которые мешают игре. Уровень развития общественного мнения возрастает на столько, что воспитатель может опираться на него при организации игр. Дети уже способны к самоорганизации, активно участвуют в выборе игры, выдвигают свои предложения.

Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение взрослого в присутствии взрослого – первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.

Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно.

Ребенок испытывает огромную потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. При общении с дошкольником взрослому стоит учитывать важность оказания поддержки ребенку, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести к потере уверенности в своих возможностях.

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

Взаимодействие ребенка со сверстниками – это не только прекрасная возможность познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками.

Ребенок учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и взрослыми. У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. В игре и в обыденной жизни, в отношениях с взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. Общение с взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения.

За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.

Целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень нравственного развития их детей, отмечая положительное, выделяя конкретные задачи для совместного их решения.

При знакомстве с социальными нормами и правилами можно использовать следующие игр, занятия, упражнения,беседы:

Занятие «Чем можно порадовать маму?» - способствует углублению у детей чувства привязанности и любви к маме;

Беседа «Семейная фотография» - способствует чувству семейной сплоченности;

Беседа «Что такое дружба?» - учит детей видеть, понимать и оценивать чувства и поступки других;

Дидактическая игра «Не обзывайся». – с помощью этой игры детям объясняется необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички сверстникам;

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». – знакомит детей с правилами поведения на улице, в транспорте, в общественных местах;

Игра – драматизация «Два жадных медвежонка» - учит оценивать героев, сопереживать им, вести себя правильно в затруднительных ситуациях.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми «Белочка в гостях у ребят» Тема: «Белочка в гостях у ребят» Цель: приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и.

Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность Дошкольный возраст – является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Поэтому,.

Консультация «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее.

Методический семинар «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность» В Оргкомитет районного конкурса «Воспитатель года - 2017» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Новикова С. М. МБДОУ «Коммунарский.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками» Проект: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками. Место проведения: первая.

Протокол «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность» Протокол №3 от 29.03 2016. года. Тема: Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность. Конспект занятия «Смотрит солнышко в окошко…» Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность. Тема: «Смотрит солнышко в окошко…». Воспитатель: Матюхина Светлана.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • ПДД
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми через игровую деятельность
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 20:19
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

25 января. День рождения И. Шишкина

Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

Сценарий спортивного развлечения «День рождения снеговика» для детей ДОУ
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности. Задачи: обобщить знания детей о зиме, как о...
Занятие по основам науки и естествознания в младшей группе «Безопасность на льду...
Тема: «Безопасность на льду водоёмов» Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде Задачи: Формировать у детей представления о...
Многофункциональная ширма-игра «Волшебная сенсорика» для детей младшего дошкольного...
Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми....