Елена Чеблокова
Игры-эстафеты как средство физического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Среди разнообразных средств физического воспитания дошкольников большое место занимает игра. Согласно ФГОС детского сада предусмотрено широкое использование подвижных игр. Их рекомендуется проводить в разное время дня. С помощью подвижных игр у детей можно развивать важнейшие физические качества : ловкость, силу, выносливость, воспитывать выдержку, настойчивость, смелость, решительность, находчивость.
Публикация «Игры-эстафеты как средство физического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Темочки
В деле совершенствования двигательных умений и навыков, формирования морально-волевых черт личности, особая роль отводится играм-эстафетам.
Игра-эстафета – одна из разновидностей бессюжетных подвижных игр с элементами соревнования. Они вполне доступны детям дошкольного возраста.
В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач: а) закрепление и совершенствование навыков основных движений; б) развитие ориентировки в пространстве; в) воспитание смелости, решительности, организованности, дисциплинированности. Формирование таких свойств ловкости, как точность, быстрота, координация.
Соревновательный момент усиливает интерес детей к играм, способствует их вниманию, позволяет повышать двигательную, эмоциональную и творческую активность детей. Таким образом, в каждой игре происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.
Отличительным признаком игр-эстафет является выполнение комбинированных действий поточно, по одному или по двое детей одновременно от каждой команды. В играх преобладают следующие виды движений и их сочетания: бег с метанием, подлезанием или перелазанием, бег с сохранением равновесия на различных снарядах; бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в ящик или корзину и т. д. В каждой игре, в зависимости от её сложности, содержится в определённом сочетании три, пять, десять и более видов основных движений, знакомых детям.
Для организации игры-эстафеты обязательно деление детей на команды, между которыми происходит состязание.
Правила игр-эстафет составлены так, что они способствуют проявлению инициативы и находчивости каждого ребёнка, поэтому воспитатель должен добиваться добросовестного их выполнения.
В играх-эстафетах дети более самостоятельны и активны, чем во время выполнения физических упражнений. Участвуя в играх, дети усваивают нормы взаимоотношений в коллективе, учатся справедливо оценивать действия товарищей, добиваться победы в соревнованиях, преодолевать собственную робость, выполнять преодолеваемые требования.
Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды двигательной активности чередуются с интервалами отдыха. Но эмоциональная насыщенность этого периода остаётся высокой, так как внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает.
Игры-эстафеты основаны на решении ряда дидактических задач, требующих от детей значительных усилий. В связи с этим, детей следует знакомить сначала с более простыми играми, а затем переходить к сложным. На начальных этапах разучивания игр-эстафет следует добиваться правильности, чёткости выполнения движений, постепенно увеличивая их скорость.
Усложнения игр-эстафет нужно проводить таким образом: постепенно увеличивая количество препятствий в игре, изменяя их расположение и способы выполнения заданий, вводить дополнительные, предварительно разученные движения, увеличивая площадку для игр, усложнять правила, регулирующие взаимодействие детей.
Величина нагрузки в игре зависит не только от её продолжительности, качества препятствий, сложности сочетаемых движений, точности выполнения, но и от темперамента детей, их подготовленности. В большой степени нагрузка зависит и от того, где проводится игра – в зале, или на участке на дорожке препятствий. Всё это делит игры-эстафеты на три группы : а) малой; б) средней; в) большой интенсивности.
К первой группе, играм малой интенсивности, относятся игры-эстафеты несложного характера со следующими видами движений: ходьба и бег с перелазанием, пролезанием, подлезанием, перешагиванием, влезанием и спрыгиванием. В таких играх дети усваивают очерёдность выполнения движений и правила передачи эстафеты.
Приведу пример одного варианта игры «Не сбей кеглю».
Три, равные по количеству и силам, команды выстраиваются в одну колонну по одному за линией, интервал между командами не менее 1 м. Напротив каждой команды и линии, на расстоянии 1м друг от друга поставить 3 ящика /65х55 см. глубина 40 см/; впереди к ящикам приставить кубы /40х40х40 см/; в полутора метрах от кубов, расставить на расстоянии 1 метра друг от друга 5 кеглей. В противоположном конце зала, или площадки, в 10 метрах от линии, положить в колечки 3 резиновых мяча /диаметром 20 см/. По сигналу воспитателя первые игроки влезают в ящик, затем вылезают из него и поднимаются на куб, спрыгивают с куба, пробегают змейкой между кеглями и, взяв мяч, возвращаются обратно, также бегая между кеглями, но не влезая в ящик и не поднимаясь на куб, дальше передают мяч следующему игроку своей команды.
Очередной игрок выполняет задание с мячом в руках и, положив мяч в колечко, возвращается обратно, огибая змейкой кеглю. Он передаёт эстафету следующему игроку, касаясь его плеча рукой и т. д. Побеждает команда, игроки которой первыми и без нарушения правил закончили игру.
Ко второй группе, играм средней интенсивности, относятся игры-эстафеты более сложного характера. В них увеличивается количество препятствий, используется крупный и мелкий инвентарь и оборудование, вводятся дополнительные движения и т. д. Во время выполнения задания, дети преодолевают препятствия, сочетая бег с перепрыгиванием, ведением мяча одной рукой и броском его в ящик или в корзину и т. п. В играх средней интенсивности исходные положения детей могут быть различными: стоя в колонне по одному; по двое; сидя, лицом по направлению движения. От построения зависит прядок и способы выполнения движений.
К таким играм относятся игры-эстафеты : «Эстафета с обручами и мячами», «Кто скорее снимет ленту?», «Быстрые баскетболисты» и многие другие.
Игры-эстафеты большой подвижности (третья группа) рассчитаны на физически хорошо подготовленных детей. Количество препятствий в игре увеличивается до десяти и более. К исходным положениям добавляются положения сидя спиной по направлению движения. Значительно возрастает скорость выполнения игрового задания. Так, дети могут преодолевать дистанцию 50-70 метров, сочетая бег с препятствиями пробегание по бревну и по качающейся доске, метанием в цель и т. д. Игровое задание может выполняться без пауз или с интервалами 5-10 секунд. Игры большей подвижности лучше проводить в большом зале или на площадке не более трёх раз.
Игры-эстафеты третьей группы отличаются от предыдущих предъявлением значительных требований к органам дыхания, кровообращения, нервной системы. Эти игры проводятся с большой амплитудой с нагрузкой на все мышцы. Большинство игр этой группы следует проводить в летнее время на дорожке препятствий.
Для таких игр нужно использовать дорожку длиной 50метров и шириной 2,5метра. На ней располагаются 1. Забор /высота 65 см, ширина 2м/;2. Башня для пролезания /высота 65см, ширина пролётов 1метр, расстояние 22см и 45см/;
3. Барьеры /высота стоек 65 см, расстояние между ними 70 см/; 4. Качающиеся доски /длина 2метра, ширина 20 см, толщина 5 см/, которые кладутся на чурбачок /диаметр 20 см, длина 40 см/. Пенёчки разной высоты /20, 30,40,50 см/, по четыре штуки и по два пенька, высотой 60 см, диаметр всех пеньков 35 см.
На дорожке препятствий устанавливается также стационарное оборудование: бумы, перекладины для подвесных снарядов, верёвочных лестниц, колец; комплексная гимнастическая стенка, состоящая из 4 наклонных лестниц и двух пролётов вертикальной гимнастической стенки; стенка для метания. На стенке закрепить мишень и два баскетбольных щита с корзинами.
Дорожку препятствий целесообразно использовать не только для проведения игр-эстафет, но и для выполнения упражнений, способствующих формированию и совершенствованию различных двигательных навыков. К третьей группе относятся такие игры : «Чья команда быстрее соберётся?», «Чья команда возвратится раньше?» и многие другие. В таких играх побеждает команда, игроки которой первыми и правильно выполняли упражнения. В организации и проведении игры-эстафеты особая роль отводится воспитателю. Воспитатель должен хорошо знать содержание игры и её правила, чтобы чётко, ясно и последовательно объяснить их детям, а также объяснить условия определения победителя. Педагогу необходимо тщательно продумывать, как разместить инвентарь в зале, на площадке, чтобы во время занятия не было никаких задержек.
Важным моментом организации игр-эстафет является распределение детей на команды, равные по силам. На начальных этапах разучивания игры ведущее место отводится показу движений, который обязательно должен подкрепляться объяснением. Даже старшим детям легче копировать образец педагога, поэтому при разучивании сложных игр-эстафет иногда можно использовать приём практического выполнения игрового задания вслед за воспитателем. По ходу игры ребёнку нужно несколько раз самостоятельно переключаться с одного вида движений на другой, одновременно преодолевая различные препятствия. Педагог при этом должен ободрить детей, у которых что-то не получается, подсказать, как следует выполнять задание.
Во время игры педагог должен находиться у препятствия, чтобы оказать помощь и подстраховку некоторым детям.
В конце игры объявить итоги : «победа» или «ничья», кратко проанализировать исход игры, раскрыть ошибки детей и причины неудачи команды в целом, поощрить победителей; вручить знаки отличия /флажок/; присвоить звание /чемпион игры-эстафеты/, предоставить победителю право уборки инвентаря и т. д.
При подведении итогов можно предлагать детям самим оценивать свои действия и действия товарищей. Это воспитывает у детей чувство коллективизма, самостоятельность, ответственность за свои поступки. Целенаправленное проведение игр-эстафет на физкультурных занятиях под руководством инструктора по физической культуры, воспитателя способствуют у детей развитию ловкости, быстроты, выносливости. А также оказывает положительное влияние на улучшение деятельности организма ребёнка и повышения его физической подготовленности.