Олеся Михайловна Кулинич
Доклад ИКТ как средство повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
На тему
«Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»
К числу современных образовательных технологий, которые я использую в работе с детьми, можно отнести:
• технология исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• социо - игровая технология.
1. Технологии исследовательской деятельности
Публикация «Доклад ИКТ как средство повышения качества образования» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Уделяю таким структурным элементам экспериментирования, как цель, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т. п.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации данной технологии является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
2. Информационно-коммуникативные технологии
Свои навыки я применяю в работе:
- с детьми
- с родителями
- с коллегами
- в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
В своей работе использую следующие формы ИКТ:
• подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
• подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);
• оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
• создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам: «1 мая!», «Космос», «Азбука здоровья».
• использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
• оформление буклетов «ПДД», «Пожарная безопасность», материалов по различным направлениям деятельности;
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса : Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
3. Личностно-ориентированные технологии
Цель личностно-ориентированного подхода – развивать ребенка, а это означает: обучать, воспитывать и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку. Выделяют следующие виды поддержки:
1. Социальная (все детям должны предоставлять равные стартовые возможности и здоровым и детям с отклонениями, чтоб больной выровнялся со здоровыми.
2. Психологическая (построение субъект-субъектных отношений, то есть нужно соблюдать первую заповедь - не навреди! (все перед Богом равны, все в ответе должны быть за каждого ребенка, спросят особенно с тех, кто был злой).
3. Собственно - педагогическая, она предполагает предоставление ребенку право выбора, чтоб он нашел свою нишу.
4. Реабилитационно-коррекционная поддержка (это самая не развитая функция в педагогике). Считает, что когда идет работа над ошибками, происходит самое настоящее зомбирование, все внимание педагог переносит на ошибку, и она закрепляется, а надо исправить на фоне лучших достижений, лучших образцов (это очень не простое дело).
5. Культурологическая – передача воспитаннику лучших образцов традиций, поведения, ценностей.
6. Здоровье развивающая поддержка.
7. Правовая (состоит в реализации Конвенции прав ребенка – каждый имеет право на жизнь, развитие и свое мнение)
Личностно - ориентированный подход предполагает наличие следующих правил:
1. Не сравнивать успехи детей друг с другом, только сравнивать успехи самого ребенка с собой, чтоб он знал зону своего развития.
2. Стараться работать на положительном эмоциональном фоне, многое завит от того, какой педагог (сердечный, искренний, способен ли сопереживать).
Таким образом, главным в своей работе считаю научить детей следующим важным умениям:
• самостоятельно приобретать новые знания;
• принимать самостоятельные решения;
• творчески мыслить;
• планировать свою деятельность, прогнозировать, оценивать её, делать выводы (побуждаю высказывать своё мнение, задаю вопросы: Что понравилось (не, почему? Что запомнилось? Чтобы ты хотел рассказать дома? Что было легко (трудно, почему);
• понимать и принимать свою ответственность, умение отстоять свою точку зрения;
• коммуникативным навыкам со сверстниками, взрослыми.
Воспитательно-образовательную работу строю, исходя из следующих принципов:
• вариативность (позволяю сделать ребёнку собственный выбор на основе своих интересов и возможностей за счёт использования различных форм работы, заданий, материалов);
• открытость (ребёнок и взрослый – социальные партнёры);
• гибкость (изменяю ход деятельности, наблюдая за детьми).
Таким образом, каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
4. Социо-игровая технология
Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих.
Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.
2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.
3. Формировать у детей навык слаженной работы.
В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности:
I. Методы, повышающие познавательную активность.
II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.
III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.
IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений.
Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.
Например: дети заняты игрой, один из детей заплакал, воспитатель не подошла, дети самостоятельно решили конфликт.
Пробуя применять социо-игровую технологию в работе с детьми, я составила для себя некий «свод правил» :
• «молчание - золото» (чем меньше говорю, тем лучше для детей);
• не ставить целей, лучше создать условия, при которых каждый ребёнок раскроется, применяя свой личный опыт;
• исходить из реальных возможностей детей, видеть в них возможность реализации своих идей, через решение поставленных задач;
• не надо «разжёвывать» задания, доля самостоятельности должна расти от раза к разу;
• если ребёнок отказывается от деятельности, нужно иметь набор упражнений, средств, чтобы участвующий нашёл в себе уверенность, выбрал то, что интересно ему;
• начинать презентацию с тех детей, которые редко выступают.
Социо-игровая методика дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты результаты:
• дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
• у детей развито речевое взаимодействие;
• сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
• у них нет чувства страха за ошибку.
Таким образом, социо-игровая технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС, воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Стараюсь поддерживать дружеские связи детей, не мешая проявлять самостоятельность, создаю условия для общения детей друг с другом.