Получи документы

Доклад «Интегративные качества ребенка как результат воспитательно-образовательной деятельности педагога»

Миляева Елена
Доклад «Интегративные качества ребенка как результат воспитательно-образовательной деятельности педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в нашей стране идет интенсивное обновление системы образования. Отличительной чертой ее развития на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного обучения.

Введение в действие ФГТ (Федеральных государственных требований) к структуре основной дошкольной общеобразовательной программы внесли значительные изменения в систему дошкольного обучения. Теперь весь образовательный процесс строится не только в соответствии с ФГТ, но и с учетом принципа интеграции образовательных областей. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция обучения – важный шаг в структуре программного материала. В настоящее время система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания и становится, более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые знания, умения и навыки, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Публикация «Доклад „Интегративные качества ребенка как результат воспитательно-образовательной деятельности педагога“» размещена в разделах

Под интегративным качеством понимается системное образование, которое:

1. формируется в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

2. является показателем и характеризует 3 сферы развития ребенка – личностную, интеллектуальную, физическую;

3. способствует самостоятельному решению ребенком жизненных задач (проблем, соответствующих возрасту.

Федеральными государственными требованиями определены следующие интегративные качества:

1."Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"

• Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности.

• Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2."Любознательный, активный"

• Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

• Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

• Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).

• В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

• Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3."Эмоционально отзывчивый"

• Откликается на эмоции близких людей и друзей.

• Сопереживет персонажам сказок, историй, рассказов.

• Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

- ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;

- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

5."Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения"

• Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, "что такое хорошо и что такое плохо".

• Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

• Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

6."Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту"

• Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.

• Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

7."Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Имеет представления

• о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

• о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

• об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

• о мире.

8."Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности"

• Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9."Овладевший необходимыми умениями и навыками"

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Сформированность таких интегративных качеств личности дошкольника как "любознательность, активность", "способность управлять своим поведением и планировать действия", "способность решать интеллектуальные и личностные задачи", развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь очень важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщают детям и какие формы и методы обучения применяются. Для развития интегративных качеств дошкольников подготовительной группы нашего детского сада воспитатели в своей работе с детьми используют интегрированные занятия. Интегрированные занятия – это совместные занятия воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, многообразии мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. На таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в интересной игровой форме, что поддерживает внимание дошкольников на высоком уровне, не позволяя ему заскучать и отвлечься, а также они включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием. Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии мы используем большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. Во-первых, им необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. Во-вторых, в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.

При планировании и организации интегрированного занятия мы тесно взаимодействуем с родителями воспитанников: сообщаем за месяц до проведения его тему и содержание, даем рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми, подборе книг, иллюстраций, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр).

Для достижения высокого уровня развития интегративных качеств дошкольников, помимо интегрированных занятий, мы используем ежедневно различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.

Дидактические игры. Дидактические игры тренируют ручную ловкость ребенка, незаметно подготавливая его к следующему, школьному этапу жизни. В их процессе осуществляется познание окружающего мира, целенаправленная подготовка к технике письма, ознакомление с математическим и геометрическим материалом, закладываются основы пространственного мышления, формируются коммуникативные навыки.

Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры позволяют детям сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, установить эмоциональный контакт с другими участниками игры

Театрализованные игры. Театрализованные игры развивают личность ребенка, прививают устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей, организаторские умения, совершенствуются формы и средства поведения и общения, складываются взаимоотношения детей друг с другом.

Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество и в других различных видах деятельности. Подвижные игры. Двигательная активность не только приносит удовольствие, но и полезна для здоровья. Подвижные игры – это замечательный способ проводить время увлекательно и с пользой. Они помогают формированию здорового образа жизни, укрепляют здоровье детей, помогают познавать окружающий мир, осваивать различные модели поведения, стимулируют активность мышления, что необходимо для полноценного и всестороннего развития дошкольников.

Сформированные интегративные качества ребенка – это итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы.

Контроль уровня развития дошкольника в нашем детском саду осуществляется при помощи проведения мониторинга, который является показателем физических, личностных и интеллектуальных качеств каждого ребенка.

Промежуточная оценка проводится 2 раза в год – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития, которая позволяет нашим воспитателям проводить наблюдения за ребенком на протяжении учебного года, дает возможность отследить динамику формирования интегративных качеств и в дальнейшем скорректировать учебно-воспитательный процесс.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Творческий подход в воспитательно-образовательной деятельности при апробации УМК «Предшкола нового поколения». Актуальность Творческий подход в воспитательно – образовательной деятельности при апробации УМК «Предшкола нового поколения». Актуальность представляемого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Интегративные качества ребенка как результат воспитательно-образовательной деятельности педагога»
Опубликовано: 30 апреля 2013 в 16:57
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Интегративные качества ребенка как результат воспитательно-образовательной деятельности педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Миляева Елена (УИ 64801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД