Получи документы

Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Марина Чайченко
Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих.

Н. А. Калиман

1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», который определил обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Публикация «Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Во исполнении закона об образовании и опираясь на Федеральные стандарты, которые представляют собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 4 «Жемчужинка» с. Красногвардейского ведется объёмная совместная работа всех специалистов учреждения.

Педагоги и специалисты детского сада, тесно общаясь с детьми, видят, что ребенок нуждается в коррекционной помощи, то есть имеет отклонения в развитии, обучении, поведении и речи. Учитель – логопед и педагог – психолог проводят полное обследование детей. На данном этапе возникает острая необходимость во взаимодействии с родителями особого ребенка. Некоторые родители не замечают острую проблему в развитии своего ребенка, боятся ярлыков и непринятия в обществе. Задача, которая стоит перед нами: доступно, в корректной форме донести до родителей об особом развитии их детей и убедить в необходимости профессиональной помощи. Представление ребенка на психолого – медико – педагогическую комиссию или консилиум возможно только с письменного согласия родителей или законных представителей ребенка.

Выявленные результаты предоставляются на ПМПК ДОУ. В свою очередь, консилиум дошкольного образования направляет детей в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию республики Адыгея города Майкопа. Полученные заключения дают возможность правильно и своевременно планировать работу с детьми ОВЗ.

На начальном этапе педагог – психолог и учитель – логопед составляют индивидуальный образовательный маршрут ребенка, который в обязательном порядке содержит:

1. Общие сведения о ребенке:

-дата рождения

- домашний адрес

- какую группу посещает

- дату поступления в образовательное учреждение

- режим пребывания ребенка в учреждении

- заключение центральной психолого – медико – педагогической комиссии.

2. Медицинская карта здоровья, отражающая индивидуальные особенности и параметры:

- вес, рост ребенка

- группа здоровья

-хронические заболевания

-аллергические реакции

-рекомендации врачей.

3. Характеристика семьи: сведения о родителях и других членах семьи:

- родство

- ФИО

-год рождения

- образование

- место работы или учебы.

4. Социальная характеристика семьи:

-жилищные условия

- условия жизни ребенка

- материальное положение

-характер взаимоотношений родителей с ребенком

- кто занимается воспитанием ребенка

- особенности взаимоотношений с другими детьми в семье

- поведение ребенка в домашней обстановке

5. Особенности моторной сферы:

- общая моторика

- ручная моторика

- проба Хеда (определение ведущей руки)

6. Характеристика познавательной сферы:

- внимание

- память

- мышление

7. Состояние знаний ребенка по разделам программы:

- запас общих сведений об окружающем

- сформированность навыков рисования

- сформированность элементарных математических представлений

- отношение к занятия

8. Характеристика речи ребенка:

- звуковая сторона речи

- словарь

- грамматический строй речи

- связная речь

9. Характеристика деятельности:

- навыки самообслуживания

- игровая деятельность

- основные трудности в общении

- личностные особенности

- особенности эмоционально – волевой сферы

- дополнительные особенности развития ребенка.

10. Сводные таблицы динамики развития ребенка по всем образовательным областям:

- физическое развитие

- социально – коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- художественно – эстетическое развитие.

Являясь членами инициативной группы, педагог – психолог и учитель – логопед совместно с инструктором по физической культуре, музыкальным работником и воспитателем разрабатывают адаптированную образовательную программу, соответствующую ФГОС и направленную на создание оптимальных условий для коррекционно – развивающей работы и всестороннего гармоничного личностного развития детей их позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Развитию компетентности педагога способствуют знания, полученные на плановой курсовой подготовке в Адыгейском республиканском институте повышения квалификации. В условиях современной образовательной системы, педагоги института повышения профессионального уровня предоставляют высокоэффективную помощь специалистам в различных областях, ориентируя на успешную реализацию ФГОС в образовательной сфере.

В современных условиях педагог должен обладать инициативным творческим подходом, быть способным к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений. Включаясь в коррекционную деятельность, мы находимся в постоянном поиске новых организационных форм, технологий для инклюзивного образования. Самообразование реализует личную потребность к собственному развитию, накоплению опыта, мотивируя себя к исследовательской и поисковой деятельности.

Совместная коррекционная работа педагога – психолога и учителя – логопеда с детьми ОВЗ направленна на положительную динамику в развитии и обучении дошкольника.

К каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья подходим не с позиции, чего он не может, в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, не смотря на имеющиеся нарушения.

Особые дети имеют право на особую заботу и образование. Мы стараемся помочь каждому ребенку получить полноценное развитие, а их родителям поверить в уникальность собственных детей.

Система нашего взаимодействия обеспечивается несколькими составляющими и направленна на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей. В своей деятельности опираемся на принципы:

- взаимосвязанность и взаимозависимость коррекционной работы (интегрированные занятия, использование сенсорного оборудования);

- развитие компенсаторных функций (сказкотерапия, применение светопесочного оборудования, нетрадиционных игр и форм работы с использованием информационно – коммуникативных технологий;

- дифференциация возрастных и индивидуальных возможностей ребенка (создание совместных планов и разработок по реализации совместного проекта);

- системность и постепенность в коррекционно - развивающей деятельности.

Опыт совместной коррекционной работы педагога - психолога и учителя - логопеда доказывает, что едиными совместными усилиями, основанными на профессиональном опыте и знаниях, при наличии комплексного подхода к проблеме инклюзивного образования, возможно максимальное выравнивание речевого и психофизического развития особых детей. Соответственно, создание равных стартовых возможностей в дошкольном образовательном учреждении для дальнейшего успешного обучения в школе.

«Самое красивое зрелище на свете - вид ребенка уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь»

Конфуций.

Используемая литература и интернет-ресурсы :

1. https://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou

2. https://e-koncept.ru/2016/56822

3. Инклюзивное образование: история, теория, технология / З. Г. Нигматов, Д. З. Ахметова, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2014.

4. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2013.

Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. - М. : Сфера, 2012.

5. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155

Публикации по теме:

Акватерапия в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ «АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ» Статью подготовила учитель-логопед МБДОУ№176 «Маленькая страна» Козаева Наталья.

Презентация «Интерактивные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими поражения ЦНС» ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: - СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ - ПОЗНаВАТЕЛЬНОЕ - РЕЧЕВОЕ - ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - ФИЗИЧЕСКОЕ.

Метод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗМетод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной.

Социальное проектирование в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать.

Дыхательная гимнастика по методу А. Н Стрельниковой в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими поражения ЦНС В. А. Сухомлинский сказал:  «Забота о здоровье —  это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школеО коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Открытый показ НОД педагога-психолога и учителя-логопеда c детьми старшей группы «По следам Деда Мороза»Открытый показ НОД педагога-психолога и учителя-логопеда c детьми старшей группы «По следам Деда Мороза» Цель – способствовать развитию воображения дошкольников, используя современные нетрадиционные методы и приемы, в частности, посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Опубликовано: 24 марта 2019 в 23:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД