Папки-передвижки

Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Марина Чайченко
Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих.

Н. А. Калиман

1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», который определил обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Публикация «Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Во исполнении закона об образовании и опираясь на Федеральные стандарты, которые представляют собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 4 «Жемчужинка» с. Красногвардейского ведется объёмная совместная работа всех специалистов учреждения.

Педагоги и специалисты детского сада, тесно общаясь с детьми, видят, что ребенок нуждается в коррекционной помощи, то есть имеет отклонения в развитии, обучении, поведении и речи. Учитель – логопед и педагог – психолог проводят полное обследование детей. На данном этапе возникает острая необходимость во взаимодействии с родителями особого ребенка. Некоторые родители не замечают острую проблему в развитии своего ребенка, боятся ярлыков и непринятия в обществе. Задача, которая стоит перед нами: доступно, в корректной форме донести до родителей об особом развитии их детей и убедить в необходимости профессиональной помощи. Представление ребенка на психолого – медико – педагогическую комиссию или консилиум возможно только с письменного согласия родителей или законных представителей ребенка.

Выявленные результаты предоставляются на ПМПК ДОУ. В свою очередь, консилиум дошкольного образования направляет детей в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию республики Адыгея города Майкопа. Полученные заключения дают возможность правильно и своевременно планировать работу с детьми ОВЗ.

На начальном этапе педагог – психолог и учитель – логопед составляют индивидуальный образовательный маршрут ребенка, который в обязательном порядке содержит:

1. Общие сведения о ребенке:

-дата рождения

- домашний адрес

- какую группу посещает

- дату поступления в образовательное учреждение

- режим пребывания ребенка в учреждении

- заключение центральной психолого – медико – педагогической комиссии.

2. Медицинская карта здоровья, отражающая индивидуальные особенности и параметры:

- вес, рост ребенка

- группа здоровья

-хронические заболевания

-аллергические реакции

-рекомендации врачей.

3. Характеристика семьи: сведения о родителях и других членах семьи:

- родство

- ФИО

-год рождения

- образование

- место работы или учебы.

4. Социальная характеристика семьи:

-жилищные условия

- условия жизни ребенка

- материальное положение

-характер взаимоотношений родителей с ребенком

- кто занимается воспитанием ребенка

- особенности взаимоотношений с другими детьми в семье

- поведение ребенка в домашней обстановке

5. Особенности моторной сферы:

- общая моторика

- ручная моторика

- проба Хеда (определение ведущей руки)

6. Характеристика познавательной сферы:

- внимание

- память

- мышление

7. Состояние знаний ребенка по разделам программы:

- запас общих сведений об окружающем

- сформированность навыков рисования

- сформированность элементарных математических представлений

- отношение к занятия

8. Характеристика речи ребенка:

- звуковая сторона речи

- словарь

- грамматический строй речи

- связная речь

9. Характеристика деятельности:

- навыки самообслуживания

- игровая деятельность

- основные трудности в общении

- личностные особенности

- особенности эмоционально – волевой сферы

- дополнительные особенности развития ребенка.

10. Сводные таблицы динамики развития ребенка по всем образовательным областям:

- физическое развитие

- социально – коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- художественно – эстетическое развитие.

Являясь членами инициативной группы, педагог – психолог и учитель – логопед совместно с инструктором по физической культуре, музыкальным работником и воспитателем разрабатывают адаптированную образовательную программу, соответствующую ФГОС и направленную на создание оптимальных условий для коррекционно – развивающей работы и всестороннего гармоничного личностного развития детей их позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Развитию компетентности педагога способствуют знания, полученные на плановой курсовой подготовке в Адыгейском республиканском институте повышения квалификации. В условиях современной образовательной системы, педагоги института повышения профессионального уровня предоставляют высокоэффективную помощь специалистам в различных областях, ориентируя на успешную реализацию ФГОС в образовательной сфере.

В современных условиях педагог должен обладать инициативным творческим подходом, быть способным к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений. Включаясь в коррекционную деятельность, мы находимся в постоянном поиске новых организационных форм, технологий для инклюзивного образования. Самообразование реализует личную потребность к собственному развитию, накоплению опыта, мотивируя себя к исследовательской и поисковой деятельности.

Совместная коррекционная работа педагога – психолога и учителя – логопеда с детьми ОВЗ направленна на положительную динамику в развитии и обучении дошкольника.

К каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья подходим не с позиции, чего он не может, в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, не смотря на имеющиеся нарушения.

Особые дети имеют право на особую заботу и образование. Мы стараемся помочь каждому ребенку получить полноценное развитие, а их родителям поверить в уникальность собственных детей.

Система нашего взаимодействия обеспечивается несколькими составляющими и направленна на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей. В своей деятельности опираемся на принципы:

- взаимосвязанность и взаимозависимость коррекционной работы (интегрированные занятия, использование сенсорного оборудования);

- развитие компенсаторных функций (сказкотерапия, применение светопесочного оборудования, нетрадиционных игр и форм работы с использованием информационно – коммуникативных технологий;

- дифференциация возрастных и индивидуальных возможностей ребенка (создание совместных планов и разработок по реализации совместного проекта);

- системность и постепенность в коррекционно - развивающей деятельности.

Опыт совместной коррекционной работы педагога - психолога и учителя - логопеда доказывает, что едиными совместными усилиями, основанными на профессиональном опыте и знаниях, при наличии комплексного подхода к проблеме инклюзивного образования, возможно максимальное выравнивание речевого и психофизического развития особых детей. Соответственно, создание равных стартовых возможностей в дошкольном образовательном учреждении для дальнейшего успешного обучения в школе.

«Самое красивое зрелище на свете - вид ребенка уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь»

Конфуций.

Используемая литература и интернет-ресурсы :

1. https://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou

2. https://e-koncept.ru/2016/56822

3. Инклюзивное образование: история, теория, технология / З. Г. Нигматов, Д. З. Ахметова, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2014.

4. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2013.

Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. - М. : Сфера, 2012.

5. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155

Публикации по теме:

Акватерапия в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ «АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ» Статью подготовила учитель-логопед МБДОУ№176 «Маленькая страна» Козаева Наталья.

Презентация «Интерактивные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими поражения ЦНС» ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: - СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ - ПОЗНаВАТЕЛЬНОЕ - РЕЧЕВОЕ - ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - ФИЗИЧЕСКОЕ.

Метод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗМетод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной.

Социальное проектирование в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать.

Дыхательная гимнастика по методу А. Н Стрельниковой в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими поражения ЦНС В. А. Сухомлинский сказал:  «Забота о здоровье —  это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школеО коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Открытый показ НОД педагога-психолога и учителя-логопеда c детьми старшей группы «По следам Деда Мороза»Открытый показ НОД педагога-психолога и учителя-логопеда c детьми старшей группы «По следам Деда Мороза» Цель – способствовать развитию воображения дошкольников, используя современные нетрадиционные методы и приемы, в частности, посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Опубликовано: 24 марта 2019 в 23:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД