Папки-передвижки

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Марина Критинина
Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток»

Доклад

«Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ».

Воспитатель: Критинина М. П.

Благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья, зависит от их умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные отношения в процессе трудовой деятельности и в личной жизни, от умения создавать свой быт, организовывать досуг. В неблагоприятных условиях, при отсутствии специальной педагогической и психологической помощи, в ситуации стойкой неуспешности, черты эмоциональной незрелости, характерные для этих детей, могут способствовать возникновению асоциальных форм поведения. С учетом этого в коррекционной педагогике в процессе образования и воспитания детей с ОВЗ используются специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания.

Публикация «Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты – психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.

Коррекция эмоционально – волевой сферы осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях. Где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся и накапливают социальный опыт, занимаются рисованием, музыкой, литературой и т. д. Ценность таких знаний и занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они получают возможность глубже понимать себя и других, у них часто и чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно – ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных упражнений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, сказок, инсценировок, драматизаций мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка. Для устранения и предупреждения причин эмоционального дискомфорта можно и необходимо использовать следующие методические средства:

- Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, которые основываются на понимании и социальной роли человека в обществе;

- Психогимнастические игры, которые основываются на законах социально – психологического тренинга. В этих игра формируется:

- принятие своего имени;

- принятие и понимание своих черт характера;

- понимание своего прошлого, настоящего и будущего.

- Коммуникативные игры; т. е. – игры, направленные на формирование у детей умения видеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальной и невербальной поддержкой; - игры и задания, способствующие углублению сферы общения; - игры, обучающие коллективному общению, развивающие чувства здорового сопернечества;

- Игры и задания, которые развивают осознание понятий – «сила воли», «хозяин своих чувств», и др.

- Игры, направленные на развитие воображения : вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки»;

-Релаксационные методы – использование упражнений основанных на методах активной нервно – мышечной релаксации (дыхательные техники).

Вот основные преимущества выше перечисленных методов при развитии эмоционально – волевой сферы к детей с ОВЗ.

Например:

- Игры –драматизации.

Здесь персонажами становятся сами дети. В ходе игры они не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но ещё и учатся управлять собой. Все предметы могут быть воображаемыми, а могут замещаться предметами обычного обихода. Каждая часть занятий решает несколько самостоятельных задач, которые очень важны для развития эмоциональной сферы ребенка.

- Психогимнастика.

Выражает какой –либо образ фантазии, насыщенной эмоциональным содержанием. Например, ребенок играет зайчика в своем воображении. Это доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движений. Также упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается напряжение и тревожность.

- Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.

Они направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

- Коммуникативные упражнения.

Это упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга. В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций, здесь главное – уметь сопереживать, освобождаться от инертности, заторможенности, активно общаться и проявлять свои эмоции.

- Мимические и пантомимические этюды.

Здесь дети могут выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния (гнев, радость, удивление, интерес и т. д., а также знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

- Психомышечная тренировка.

Нацелена такая тренировка на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительных эмоций, которые стимулируют и упорядочивают психическую и физическую активность детей и приводят в равновесие их эмоциональное состояние.

- Элементы психологического тренинга.

Этот тренинг помогает ребёнку воссоздать и проиграть реальную ситуацию, найти выход из неё, как с положительным, так и с отрицательным результатом. Ребёнок убеждается в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений, при этом ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя самый подходящий.

Диагностировать эмоциональное самочувствие детей с ОВЗ необходимо с опорой на обследование эмоционального климата детского коллектива и эмоционального самочувствия конкретного ребенка в разных жизненных ситуациях.

Наиболее существенными направлениями в коррекции эмоционально – волевой сферы у детей с ОВЗ следует считать:

- Комфортную организацию режимных моментов.

Это – оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий. Они включают в себя оздоровительно-профилактическую гимнастику, физминутки, спортивные игры, подвижные (и народные) игры, игровые задания и упражнения, организация познавательного и активного досуга.

- Игротерапию:

Это – сюжетно-ролевые игры, игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативные игры, дидактические игры и т. д.

- Арттерапию:

Куда включается рисование, ритмопластика, танцы, узыкально-ритмические задания.

- Занятия-образы :

Игры – драматизации, сказкотерапию.

- Психогимнастику с этюдами, мимикой, пантомимикой.

Кроме этого, обязательны посещения комнаты или кабинета психологической разгрузки.

Еще задания, направленные на организацию совместной деятельности, составление рассказов, организацию театрализованных игр и многое другое.

Также важно использование наглядных пособий – фотографий, рисунков, схем, символов, графических изображений.

Важно и необходимо соблюдать щадящий режим, особенно в начальных классах, чёткое последовательное чередование умственного труда и отдыха, смена видов занятий, использование новинок педагогики в коррекции эмоционально-волевой сферы, что, в целом, предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность детей.

Необходимо добавить, что эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне – это изменение мимики, вегетативные проявления (частота сердечных сокращений и дыхания), покраснения, побледнения, изменения тонуса мышц, потоотделения, дрожи и многое другое.

Под эмоциями мы подразумеваем самые разнообразные реакции – от бурных взрывов до тонких оттенков настроения. Именно эмоции отражают личные переживания через вдохновение, пристрастность, интерес. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты-страсти, стрессы – то есть чистые эмоции. Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект, именно которому подвержены наши воспитанники. Аффект может возникнуть при воздействии различных раздражителей – ответ на грубость, на наказания, вследствие чрезмерных физических нагрузок, какие-либо психические или физические травмы, воздействие наркотиков, психоэмоциональных переживаний и т. д. Релаксация, приёмы самоконтроля, бережное отношение, дружелюбие, милосердие, душевное равновесие, покой, умение совладать с самим с собой и справиться с негативным состоянием, умение взрослых снять тревожность и эмоциональное напряжение ребенка, коммуникативный тренинг, медикаментозное лечение невротических проявлений, формирование волевого контроля, повышение уверенности в себе, уход от травмирующих ситуаций – это составляющие благоприятных эмоциональных состояний и успокоенности ребенка.

На своих занятиях я придерживалась именно таких направлений. Сначала я выявила ребят, в характере которых преобладают отрицательные эмоции, невротические состояния, психозы и т. д. Затем с помощью психолога мы наметили план работы с ними, определили направления индивидуальной работы. Я проводила беседы («Мой брат», «Слова волшебные», «Улыбнись мне», организовывала сюжетные игры, учила аутотренингу, применяла и использовала сказки, музыкальное сопровождение, просмотр фильмов – сказок с инсценированием и многое другое.

Думаю, что дальнейшее развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, компенсация недостатков интеллектуального и психологического развития просто необходимо нашим воспитанникам и продолжать работать по данной теме я буду и в дальнейшем, а диагностика, тестирование и другие виды контроля покажут результативность наших занятий.

Публикации по теме:

Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми подготовительной группы «Я чашка» «Я чашка»Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы (с применением песочной терапии) Образовательная область «Социально.

Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА "БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ" Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,.

История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.

Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы младших дошкольников с помощью развития сенсомоторных функций. «Путешествие в Волшебную страну Радости» Цели: Развивать эмоциональную сферу детей, сенсорные функции: зрительное, слуховое, осязательное.

Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.

Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.

Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению По итогам фронтального контроля в подготовительной группе 1 «Радуга»,.

Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 07:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД