МААМ-картинки

Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Устное народное творчество в развитии речи детей»

Виктория Мещерякова
Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Устное народное творчество в развитии речи детей»

«Ребенок…- писал Горький,- хочет играть, он играет

всем и познает окружающий его мир, прежде всего

и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в

слове. Именно на игре, словом ребенок учится

тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то,

что филологи называют «духом языка».

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, формируют эмоциональное положительное отношение к миру, как к чуду, обогащают речь детей, а также способствуют познавательному развитию. Большинство потешек создавалось в процессе труда, в природе, в быту. Отсюда такая четкость, ритмичность, краткость, выразительность их. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти миниатюры, в которых народную философию, народный опыт удалось воплотить в поэтические образы такой выразительности, придать песенкам такую простоту и мелодичность звучания, что дети, играя, легко запоминают эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Создавались песенки не только для того, чтобы позабавить малышей, но и для того, чтобы пробудить у них любовь к родному краю, человечность, интерес и уважение к труду, умение ценить поэтическое, образное, меткое слово и пользоваться богатством и выразительностью его.

Публикация «Доклад из опыта работы на педагогическом совете „Устное народное творчество в развитии речи детей“» размещена в разделах

Работая с малышами, замечая интерес детей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей.

Свою работу я начала с подбора литературы. Подобрала книги Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина о методике развития речи, а также журналы «Дошкольное воспитание», а также опыт музыкальных работников с использованием устного народного творчества и другую литературу. При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы:

- Доступность содержания детям младшего дошкольного возраста.

- Познавательная и нравственная значимость.

- Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Учитывая индивидуальные возможности детей, решила распределить потешки и песенки по возрастному принципу:

- От 1г. -1г. 3мес. «Катя, Катя маленька», «Ладушки», «Заинька»(первое четверостишие);

песенки-баюнки, «Петушок-петушок»(первое четверостишие).

- От 1г. 3мес. -1г. 6мес. «Киска, киска, киска, брысь!», «Петушок-петушок» (полностью, «Водичка-водичка», «Заинька» (полностью, «Кто у нас хороший?» (первые два четверостишия, «Ладушки, ладушки» (полностью) и др.

- От 1г. 6мес. - 1г. 9мес. «Большие ноги шли по дороге», «Ладушки-ладушки! Пекла бабка оладушки!», «Котик серенький присел на печурочке», «Пошел котик на Торжок», «Заинька, войди в сад» (полностью) и др.

- От 1г. 9мс. -2лет. «Валенки, Валенки», «Ладушки, Ладушки!» (две потешки и игровые действия, «Вот и люди спят», «Тень-тень-потетень, села кошка на плетень», «Ай, качи-качи-качи!», «Баю-баю, баю-бай, ты собаченька не лай», «Собака на кухне пироги печет» и др.

- От 2лет-2г. 6мес. «Вот и люди спят», серия «Петушок и его семья», «Гуси-гуси», «Пальчик-мальчик», «Сорока-ворона», «Жили у бабуси», «Огуречик, Огуречик», «Наши уточки с утра», «Как по снегу, по метели» и др.

- От 2лет 6мес. -3лет. «Пошел котик на Торжок», «Тень-тень-потетень», серия «Козушка» (Идет коза рогатая», «Козушка-белоногушка», «Коза-хлопота», серия «Коровки и пастух», «Сидит белка на тележке», «Солнышко-ведрышко», «Сорока-воровка», «Сорока-ворона», «Из-за леса из-за гор…», «Кисонька-мурысонька», «Трава-мурава» и др. Этот тематический перечень произведений целенаправленно подготавливает детей к яркому и глубокому восприятию сказки.

Свою работу проводила в основном в режимные моменты. Постепенно стала вводить потешки, загадки, песенки во вступительную часть игр - занятий. Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я брала куклу на руки и ласковым, нежным голосом начинала напевать, покачивая ее:

Баю-баю, баю-бай

Ты, собаченька не лай,

Петушок не кричи

Нашу детку не буди.

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показывала, как громко лает собачка Белолоба (используя мягкую игрушку) и может разбудить куклу. Дети дружно просили ее: «Ты, собаченька не лай, Петушок не кричи…». После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. До чтения детям потешки «Киска» у них уже было представление о том, какое это ласковое, пушистое животное:

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись,

Наша деточка пойдет

Через кису упадет.

Во время умывания, причесывания знакомила их с такими песенками: «Водичка-водичка…», «Знаем, знаем да-да-да! Где тут прячется вода! Выходи водица- мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-нем-нож-ку. Нет не понемножку-посмелей, Будем умываться веселей!»

Загадка: «Мною можно умываться

Я умею проливаться,

В кранах я живу всегда,

Ну конечно я (вода).

Или:

«Ай, лады, лады, лады!

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся

Детям улыбаемся»

При расчесывании волос:

«Чешу, чешу волосыньки

Почесываю косыньку,

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти, коса не путайся

Маму, дочка, слушайся!»

Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как с любовью они относились к куклам.

В работе по развитию речи применяла художественное слово, особенно произведения устного народного творчества. В начале, при ознакомлении с потешкамии, сказками, прибаутками использовала наглядность (показывала движения сама, привлекала игрушки, применяла пальчиковый театр, настольный и др.)

Учила малышей слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты. Некоторые занятия проводила в форме инсценировок. Это: А. Барто «Игрушки», К. Чуковский «Цыпленок», З. Александрова «Мой мишка», «Катя в яслях», С. Я. Маршак «Усатый – полосатый». Это произведения не только знакомят детей с какими- либо животными, но и способствуют их нравственному воспитанию. Например, песнка о заботливом, добром котике:

Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть, либо Настене несть?

При чтении этой песенки, я обратила внимание детей, что котик не ленился, а сходил и купил булочку и пирожок и съел он их не один, а поделился с Настенькой. Малыши легко запоминают песенку, понимая, что котик хороший, добрый. А после прочтения произведения Капутикян «Маша обедает», отмечаю, какая Маша заботливая, как ласково разговаривает со своими игрушками. Образ девочки вызывает у малышей желание подражать ей. Много времени я уделяю сказкам, которые не просто читаю, рассказываю, предавая интонацией характер всех персонажей. Учу малышей говорить как колобок, лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик, лягушка, мышка и т. д., в зависимости от того, о ком идет речь в этой сказке. Дети должны видеть мое лицо, мимику, эмоции. Это помогает понять содержание сказки, отношение к персонажам. Чаще всего я сама надеваю костюм хозяюшки или сказочницы и прихожу в группу. Дети встречали меня радостно, и с нетерпением ждали новой сказки.

Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли ее, я подбирала соответствующие игрушки и вносила в группу, обращалась к детям: Дети, посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?». Вот тут и начиналась беседа, в которой малыши вспоминали события сказки, поступки героев, выявлялось отношение детей к ним.

Также учила детей отгадывать загадки, как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой игрушки подбирала загадку:

«На голове красный гребешок, «Грива на шее волной,

Под носом красная бородка, Сзади хвост трубой,

На хвосте узоры, на ногах шпоры». Меж ушей челка,

На ногах копыта».

Дети быстро отгадывали, ведь загадываемый предмет находится перед его глазами. Обращала внимание детей на меткую образную характеристику игрушки.

В течении года повторно читаю знакомые потешки, стихи, сказки, для того чтобы лучше усвоились и запомнились. Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние не только на развитие словаря детей. Пусть ухо ребенка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняются чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи. Не будем забывать, что использование русского фольклора в работе с детьми раннего возраста, это первая, маленькая ступень, ведущая к большому патриотическому чувству - любови к Родине.

Особое значение уделяю формированию грамматически правильной речи. Ведь уже с младшего возраста закладываются основы связной речи. Результатом данной работы стало проведенное исследование по проблеме развития речи детей на основе полученных знаний. Анализ результатов данного исследования показал, что в период с 2011-2014г. г. наблюдается рост уровня развития речи детей.

К концу года дети достигшие, 4-х летнего возраста в основном произносят все звуки, кроме того шипящего и сонорного «р». Некоторые дети уже к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, воспитатель МБДОУ детский сад №.

Доклад для выступления на педагогическом совете «Пальчиковые игры» Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику. Благодаря.

Открытое занятие «Устное народное творчество в развитии ребёнка дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! У нас сегодня занятие по устному народному творчеству. Давайте, ребята, вспомним, что относится к устному народному творчеству.

Перспективное планирование по самообразованию «Устное народное творчество в развитии речи детей 4–5 лет» Дата Тема Задачи Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Сентябрь «Глиняный человек» Формировать интерес к русскому прикладному.

План самообразования воспитателя «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень.

Проект «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» (вторая младшая группа) Раннее детство – начало жизни. Дошкольный период жизни ребёнка во многом зависит от нас, от взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь.

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста ТЕМА: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Начало работы над темой: сентябрь 2015г.

Консультация «Устное народное творчество как средство развития речи дошкольников» Самообразование на тему «Устное народное творчество, как средство развития речи дошкольников» Проблема развития речи дошкольников комплексная,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Устное народное творчество в развитии речи детей Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Устное народное творчество в развитии речи детей»
Опубликовано: 11 марта 2016 в 05:37
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД