Получи документы

Доклад из опыта работы по «Организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Татьяна Щербань
Доклад из опыта работы по «Организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Луганской Народной Республики.

В соответствии с целевой программой «Патриотическое воспитание подрастающего поколения Луганской Народной Республики на 2016 – 2020 годы» и программой духовно – нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016 – 2020 годы» ГДОУ ЛНР «Ясли – сад «Огонек» работает в данном направлении. Основная задача программы в дошкольный период - формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость - ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Публикация «Доклад из опыта работы по „Организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Снижение многих показателей нравственного и духовного здоровья личности происходит в настоящее время, начиная с дошкольного возраста. Дошкольное детство - уникальный период, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Духовно-нравственное воспитание - одна из сложных и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение и в целом должно быть ориентировано на созидание более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане и возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одной из главных задач духовно-нравственного воспитания является задача, решение которой выражается в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с Миром, Природой, человека с Человеком, что обеспечивает его выживание и развитие. Само «воспитание» говорит нам - о питании души и сердца ребенка высокими образами Истины, Добра, Красоты, Любви, в основу которого легли такие понятия, как Человек, Семья, Труд, Культура, Мир, Природа, Родина.

Воспитательная система, разработанная коллективом педагогов ГДОУ ЛНР «Ясли – сад «Огонек» определена как система духовно-нравственного воспитания личности. Основная функция воспитательной системы - создать единое пространство личностного и духовно-нравственного развития воспитанников путем взаимодействия родителей, педагогов, церкви и других социальных институтов; качественная подготовка их к обучению в школе; дать каждому ребенку позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, на созидание и творчество, и осуществляться это должно в едином непрерывном процессе воспитания, развития, обучения, начиная с раннего возраста и охватывать все этапы жизни ребенка дошкольника. Ребенок является существом не только социальным, но и духовным. Это следует помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития вне поля зрения, но обогащая ее традиционными духовными представлениями и образами. Чрезвычайно важно, чтобы мир дошкольника наполнялся, в первую очередь, образами культуры того народа, наследником традиций которого ребенок является. Восстановление преемственности поколений в восприятии и освоении традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ национального самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека с видимым материальным миром, своей семьей, другими людьми, духовным миром.

Основные направления воспитательно-образовательной работы нашего дошкольного учреждения включают :

- создание условий для личностного развития воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, гармоничного физического, интеллектуального, психического развития;

- создание духовной среды, предполагающей знакомство с основами и ценностями православной культуры, культурно-историческим наследием русского народа;

- организация развивающей среды, которая способствует развитию познавательной инициативы ребенка;

- сотрудничество с родителями, повышение их педагогической и правовой культуры;

- возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи;

- взаимодействие с различными социально-культурными институтами;

- создание условий для повышения педагогического мастерства и личностного развития сотрудников детского сада.

Работа по духовно-нравственному воспитанию проходит через все виды организованной образовательной детской деятельности. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, которых активно включаем в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. Воспитанники выступают с концертами перед родителями, педагогической общественностью, жителями города, участвуют в районных, республиканских праздниках и смотров-конкурсов.

С учётом работы над проблемой педагоги детского сада повышают свою квалификацию через разнообразные формы методической работы : советы педагогов, консультации, семинары, мастер-классы, посещения культурных центров, музеев. Произвели корректировки в организацию развивающей среды в группах - в каждой групповой комнате имеется патриотический уголок, в книжных уголках в большом количестве имеются книги на военную тематику, животных, о Родине. В творческих лабораториях педагогами ведется активная работа по разработке цикла занятий по ознакомлению с окружающим, историей и культурой русского народа, православной культурой, народным искусством.

Воспитывать любовь к Родине, родному городу, как начала патриотизма - значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Ведется работа над формированием представлений о детском саде, труде взрослых, о городе, его истории, знакомят с улицами и достопримечательностями, дают представления о России и нашей Луганской Народной Республики, знакомят с природой, литературой, символикой. Ставя задачи воспитания привязанности ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, педагоги формируют желание помогать друг другу, знакомят с понятиями «семья», «защитник Отечества», формируют представления о родственных отношениях между близкими членами семьи, помогают ребенку осознать себя как «Я», как члена семьи, жителя своего города, Республики.

Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. В ходе бесед детям рассказывается о славных полководцах прославивших Россию с древних времен до нашего времени, русских богатырях. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви. Стало традицией проводить месячники по военно-патриотическому воспитанию ко Дню защитника Отечества и празднованию Дня Победы. Так, в рамках реализации долгосрочной патриотической акции «Память сердца», проходившей с 15 марта по 01 ноября 2020 года в память о том тяжелом времени и о той великой радости в День Победы, мы с воспитанниками шесть месяцев путешествовали по дорогам Памяти. Рассказывая о войне, ее лишениях и подвигах, мы увидели неподдельное сочувствие и переживание в глазах детворы. Да, они еще дети, но есть возможность сравнить то, что есть, с тем, что было – «настоящим жить и прошлым дорожить». Ведь именно нашему юному поколению дарована миссия - сохранить нашу историю, передать своим детям и внукам память о нашей Великой Победе! А наш долг - воспитывать в своих детях уважение к ветеранам, помнить войну, чтобы не было другой!

Любить Родину - значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины. Систематическая работа по воспитанию духовно-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты. Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии, выставки. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее, чем повествовательное. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты. Целевые экскурсии к памятникам «Погибших шахтеров», стеле «Скорбящая мать» и аллеи Славы, на почту, аптеку и пожарную часть города, встречи с администрацией городского совета помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений города, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города, о чистоте на наших улицах.

Ознакомление с родной природой является одной из главных составляющих патриотического воспитания детей. В ГДОУ хорошо понимают, что воспитание души начинается с постижения природы, что без любви к природе нет в душе человека ни красоты, ни гармонии, что любовь к природе должна быть не просто любованием, созерцанием, она должна быть деятельной. До сознания детей доводится, что окружающая природа это наше богатство, которое надо беречь, и с этой целью создана малая экологическая тропа, оформлены альбомы, папки - передвижки, дидактические игры, организуются целевые экскурсии. На занятиях педагоги широко используют отрывки из замечательных произведений писателей природоведов М. Пришвина, Е. Чарушина, В. Бианки.

В. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей. Одной из приоритетных задач ГДОУ - формирование духовно-нравственных основ как базиса личностной культуры ребенка. Программа духовно-нравственного воспитания предусматривает формирование у детей культуры поведения. За этими лаконичными рекомендациями кроется целостная система воспитания, ибо культура поведения - это, в конечном счете, всегда результат воспитания ребенка. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социально нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.

Еще одним из средств формирования нравственных представлений в нашем дошкольном учреждении является сказка. Сказка - неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей. Поэтому особой популярностью у детей пользуется театральный кружок «Непоседы», где дети дошкольных групп не только знакомятся со сказками, а являются их участниками. Систематически проводятся инсценировки сказок, развлечения, направленные на социализацию детей, на обогащение их социокультурного опыта. В группах оборудованы театрализованные зоны с различными видами театров, уголки ряженья.

Качественная подготовка детей к обучению в школе, формирование духовной зрелости выпускника - важное направление деятельности педагогического коллектива «Огонька». Разработан и реализуется план работы с ГОУ города «Артемовской средней школой №8» и «Артемовской гимназией №7», предусматривающий проведение совместных методических и культурных мероприятий. Совместная деятельность школы и детского сада показала, что происходит процесс взаимного общения детей, обеспечивается реальное сотрудничество учителей и воспитателей, становится более разнообразной работа с родителями.

Работа по духовно-нравственному воспитанию проводится в тесном сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования: ГУ ЛНР «Артемовская детская школа искусств» и священнослужителем храма святых в земле Российской просиявших. Дополнительное образование охватывает различные аспекты детского творчества с целью удовлетворения разнообразных интересов. Организовываются занятия, экскурсии, концерты, спектакли, тематические вечера, выставки, конкурсы.

Осуществляя работу по духовно-нравственному воспитанию, следует отметить тесное сотрудничество с настоятелем храма Всех святых в земле Российской просиявших города Артемовска иереем Михаилом. Священник постоянный гость всех проводимых народных и православных праздников, ведь праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Для этого совместно подбирается материал для сценариев так, чтобы он помогал наполнить досуг ребенка радостью и смехом и при этом дать необходимый запас знаний - «День святого Николая «Рождество», «День Ивана Купалы», «Вербное воскресение», «Зеленые Святки Троицы», «Праздник Сороки», «Пасха», «Благовещение», «Покровские осенины», «Синичкин день», «Масленица» и другие. Такие мероприятия связывают всех участников с жизнью детского сада, города, республики и планеты в целом, развивают творчество, эстетические и нравственные качества, приносят радость. Замечено, что после проводимой работы у детей стали в большей степени проявляться гуманные качества, родители стали чаще посещать церковь с детьми.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Наша задача - помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения ко всему живому. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Повышению воспитательных возможностей семьи, расширению её культурных и духовных потребностей содействует активный поиск контактов с родителями. В практике бытуют самые разнообразные формы работы с семьей, начиная от индивидуальной беседы и до консилиума. В коридорах на стендах размещена краткая, но важная информация, положительно характеризующая ГДОУ: дипломы, грамоты и другие сведения о достижениях детей и педагогического коллектива. Организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, творчества педагогов. В групповых комнатах, в приемной имеются «Уголки для родителей», где размещается информация о жизни конкретной возрастной группы - «Вести из группы», «День за днем», «Мир увлечений», «Выставка Волшебного Карандаша», оформлены стендовые фотовыставки «Моя семья», «Мой город». Созданию единого коллектива детского сада и семьи, духовному сближению детей и родителей, всемерному совершенствованию сферы общения взрослых и детей способствуют совместные праздники «День знаний», «8 Марта», «Новый год», «День пожилого человека», «День матери», огоньки «От всей души», спортивные мероприятия. Важными событиями в детском саду являются праздники отцов «Защитники Отечества», «Сильные, ловкие, смелые», «Русские богатыри», в ходе которых идёт особый разговор о роли мужчины в семье. С целью привлечения семьи к благотворительной деятельности, проводим акции, конкурсы, выставки как республиканского и районного, так и садового уровней - «Поможем зимующим птицам», «Открытка ветерану», «Плакат Победы», «Посылка солдату», «Пасхальные чудеса», «Навеки вместе», «Голубь мира» и другие.

Результатом духовно-нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно-нравственной личности ребёнка. И это работа не одного дня и не одного года. Только совместными усилиями воспитатель – родители - социум, данного результата возможно добиться! Педагогический коллектив убеждён в том, что все социальные институты нужно рассматривать не изолированно, а как часть единой интегрированной воспитательной системы в социуме.

Мир вступил в новый век. Каким он будет - во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей - будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества. Воспитательная система дошкольного учреждения - понятие динамичное. Она изменяется в зависимости от требований времени и общества, субъектов деятельности. Образовательная система ясли - сада «Огонек» будет совершенствоваться, усложняться содержанием, обогащаться новыми формами работы, от чего жизнь в коллективе и социуме будет ярче и плодотворней. Но основная цель, выбранной нами воспитательной системы останется - воспитание высоко духовно- нравственной Личности, любящей свою Родину, свято верящей в ее великое Будущее!

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе»Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе» Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С. И. Мерзлякова Театр – это таинство, волшебное смешное.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы по «Организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 04:24
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД