Папки-передвижки

Доклад из опыта работы. Реализация принципа интеграции в образовательной области «Художественное творчество»

Людмила Шведова
Доклад из опыта работы. Реализация принципа интеграции в образовательной области «Художественное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад из опыта работы. Реализация принципа интеграции в образовательной области

Известно, что нет проблемы детей, есть проблемы взрослых. И данное положение имеет самое прямое отношение к современному обучению дошкольников изображать, т. е. рисовать, лепить, правильно заниматься аппликацией. Мы часто с вами недооцениваем роль рисования в дошкольном периоде. Нам кажется, что дети не так изображают окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки» сами по себе не несут развивающего эффекта для ребенка. Такой подход к детскому изображению далек от истины. Научить изображать, т. е. первоначально любить что-либо изображать - это значит сделать универсальное полезное дело для своего малыша. Развиваются руки, ребенок учится активно по-казывать в своих первых детских работах свое отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всем многообразии красок он познает окружающий мир. Наконец, рисунок отражает детское настроение. По подбору красок психологи судят о душевном равновесии дошкольника.

Публикация «Доклад из опыта работы, Реализация принципа интеграции в образовательной области „Художественное творчество“» размещена в разделах

Аристотель подчеркивал,что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно - творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий,снимает нервное напряжение,страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс

детского сада занятия изобразительным искусством. Каждый ребёнок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.

В. Н. Шацкая подчёркивала «Мы детское художественное творчество рассматриваем в условиях общего - эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности,чем как создание объективных художественных ценностей».

Эффективность реализации Программы в области «Художественное творчество» многом зависит от умения педагогов в работе с детьми использовать современные подходы к организации образовательной деятельности.

В результате многочисленных исследований учёные установили, что любое предметное содержание, обогащённое интегративными связями, обладает большим развивающим потенциалом, чем каждый компонент содержания образования в отдельности.

При реализации образовательной области «Художественное творчество» необходимость в интеграции вызвана :

— потребностью в обеспечении высокого уровня общего развития и воспитания детей и формирования у них целостных представлений об окружающем мире;

— отказом современной педагогики от предметно-знаниевого подхода и переходом на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком;

— переходом на решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей.

Интегрированный подход может быть как внутривидовым и осуществляться между видами продуктивной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией и художественным трудом, так и межвидовым и обеспечивать интеграцию образовательных областей.

В группе младшего возраста использую межвидовую интеграцию.

При разработки занятий я учитываю;

1 наличие двух и более компонентов в структуре образователь ной деятельности;

2. выделение «интегративного ядра», представляющего собой такое содержание, которое является общим для всех компонентов, входящих в образовательную деятельность;

3 обеспечение единства рационального и эмоционального;

4 .проявление естественных, жизненных связей между компонентами содержания (лучше, если эти связи наглядно представлены)

5. наличие способа интеграции

6 обеспечение интегрированного содержания.

При реализации образовательной области «Художественное творчество» педагоги могут использовать различные виды интег-рированной образовательной деятельности, в том числе интегрированные циклы и интегрированные (тематические) дни, чередуя их с традиционными формами работы с детьми, и стремиться к тому, чтобы сформировать у детей те интегративные качества, которые они должны приобрести в результате освоения Программы. Важно воспитать целенаправленного, любознательного и активного ребёнка, который способен:

принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

— планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

— предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке;

— слушать взрослого и выполнять его инструкции.

При подборе содержания для продуктивной деятельности я руководствуюсь следующими принципами :

—- возрастом и интересами детей;

— потребностью детей в созидании и их желанием получить продукт для личного использования, с которым можно играть, или подарить кому либо.

— тематикой других образовательных областей («Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка» и др.);

—- интересными событиями, которые происходят в группе, детском саду.

Таким образом, становится очевидным, что для развития продуктивной деятельности детей у педагогов существует множество возможностей. Но общим требованием является решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.

Наиболее эффективно поставленные задачи решаются в случае интегративного подхода к организации образовательного процесса.

Интегративный подход осуществляю следующим образом :

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни.

Поэтому образовательная область «Познание» легко интегрируется с художественным творчеством.

Вначале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Например: Знакомлю детей с новыми игрушками в группе например с матрёшкой, рассказываю о свойствах материала из которого изготовлена игрушка, затем раздаю детям силуэтное изображение на котором обозначено лицо, руки и предлагаю украсить сарафан матрёшки узорами (точками, линиями) и т. д.

Интеграция с образовательной областью «Художественная литература»

Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка) обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

Занятие, начатое с загадки, вызовает интерес в сознании детей даёт яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых образов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словестный образ сопровождает показ с натуры или приемов изображения

Например ;малыши с удовольствием слушают стихотворение А. Барто «Солнышко», затем предлагаю детям дорисовать солнышку лучики, что вызывает у детей радостное настроение. Читаю стихотворение С. Я Маршака «Ёлка», а затем дети украшают ёлку разноцветными шариками нетрадиционным рисованием пальчиками.

Интеграция с образовательной областью «Коммуникация».

На занятиях по рисованию, развивается речь детей: усвоение названий форм (круг, овал, квадрат треугольник и т. д., цветов и пространственных обозначений (верх - низ, ,выше - ниже, шире - уже) –что способствует обогащению словаря.

Высказывания во время наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, положительно влияют на формирование связной речи. Я активно включаю детей в объяснение задания, последовательности его

выполнения.

Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

Например ;читаю детям потешку «Дождик, дождик пуще, будет травка гуще», потом предлагаю детям нарисовать дождик или травку.

Интеграция с образовательной областью «Труд».

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, необходимо применить усилия,

осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, рисовать предмет той или иной формы, а также овладеть навыками обращения с карандашом кистью, и пластилином. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Интеграция в образовательную область «Здоровье»

Все виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

Большое значение для рисования имеет зрение. В этой работе особенно важна работа зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений.

Занятия рисованием, лепкой, способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой.

Интеграция с образовательной областью «Музыка»

Музыка может использоваться в процессе занятий по художественному творчеству для создания хорошего настроения. Во время занятия включаю тихо музыкальное произведение близко тому что изображают дети или

просто хорошую спокойную музыку. Слушая осеннюю песенку,

затем с удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные листочки.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений.

Таким образом, я сделала вывод, что интеграция познавательных областей незаменима на протяжении всего процесса обучения дошкольников. Интегрируя в обучении одну или несколько познавательных областей в другую, способствую лучшему усвоению знаний, умений и навыков дошкольников в различных областях. Повторение одного и того же материала посредством итерации его в различной непосредственной образовательной деятельности, ведет к его лучшему запоминанию. Ребенок учится применять одни и те же навыки и знания в различных областях повседневной жизни

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Учите детей изображать!» Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей по изобразительной деятельности. Думаю, предложенный материал будет.

Вопросы для педагогов «Что я знаю о ПДД» ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГОВ «ЧТО Я ЗНАЮ О ПДД» 1. Считаю ли я важным обучение дошкольников ПДД в моей группе? 2. Являются ли мои знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы. Реализация принципа интеграции в образовательной области «Художественное творчество»
Опубликовано: 1 апреля 2014 в 18:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад из опыта работы. Реализация принципа интеграции в образовательной области «Художественное творчество»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Шведова (УИ 210276) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД