Екатерина Новикова
Доклад из опыта работы воспитателя по развитию познавательных интересов дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательных интересов посредством интеграции образовательных областей в процессе непосредственно образовательной деятельности»
Одной из актуальных проблем дошкольного воспитания является развитие познавательных интересов. Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестное, понять, проверить, выяснить и усвоить. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Одним из основополагающих принципов ФГОС является принцип интеграции образовательных областей. Используя интегрированные занятия, педагог повышает мотивацию обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес. В процессе интегрированных занятий педагог подталкивает дошкольника к мыслительной деятельности, учит получать информацию, мысля нестандартно, сравнивая и обобщая ее. Переключение детей в ходе НОД на разнообразные виды деятельности помогает педагогу удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и расширению кругозора.
Публикация «Доклад из опыта работы воспитателя по развитию познавательных интересов дошкольников,» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Одним из таких источников является природа. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, откроет первую книгу. Он внимательно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. Так у него возникает стремление к активному познанию природы. Организуя непосредственно образовательную деятельность с детьми по теме: «Зимующие птицы», я закрепляла знания детей о птицах, через использование дидактической игры «Назови птицу» упражняла в умении различать и правильно называть зимующих птиц. В ходе НОД совместно с детьми искали ответ на вопрос «Почему зимующие птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать?» Используя схемы – моделирования дети учились составлять описательный рассказ о птицах, так я решала задачи образовательной области «Коммуникация» и упражняла детей в умении составлять описательный рассказ, развивая связную речь дошкольников. В ходе НОД использовала художественное слово – чтение стихотворения «Покормите птиц зимой» Александра Яшина, которое помогло подвести детей к осознанию того, как живется птицам зимой, вызвать желание заботиться о них. Рассматривая иллюстрации, дети выявляли отличительные особенности птиц: у снегиря красная грудка, а у синицы желтая, у вороны крупный клюв, сзади на каждой ноге крупный ноготь. Включая детей в продуктивную деятельность, я предлагала им передать в рисунке отличительные особенности птиц – размер, окраску перьев. Дети стали проявлять интерес к зимующим птицам. На прогулке, наблюдая за птицами, продолжалась работа по формированию представлений о повадках птиц, включая детей в трудовую деятельность, предлагала им подкормить птиц. Организуя непосредственно образовательную деятельность «Здравствуй, гостья зима» включала детей в такие виды деятельности, как игровая. Через использование дидактической игры «Подбери словечко» я предлагала назвать прилагательные, характеризующие время года – зима, «Продолжи фразу» решала задачи образовательной области «Коммуникация», активизируя словарь детей и развивая умение составлять предложения. В игре «Отгадай, чей это след» упражняла в умении различать следы животных на снегу, «решая задачи области «Познание». В ходе НОД дети прослушивали отрывок пьесы И. П. Чайковского «Зима», стихотворение И. Сурикова «Зима» с целью обогащения представлений о зимних явлениях в природе. Решая задачи образовательной области «Физическая культура», проводила физкультминутку «Лыжники». В ходе НОД организовала проблемную ситуацию, которая помогла подвести детей к осознанию того, «Почему мальчик заболел?», «Можно ли есть снег?», «Как надо одеваться зимой?», тем самым я решала задачи образовательной области «Здоровье», привлекая внимание детей к своему здоровью. Через использование метода рассматривания иллюстраций «Зимние забавы» я закрепляла представления детей о зимних развлечениях, умении рассказывать о своей любимой зимней игре, решала задачи образовательной области «Социализация» и развивала умение внимательно слушать сверстника. С целью закрепления представлений детей о времени года я включала детей в продуктивную деятельность и предлагала детям отразить в рисунке свои впечатления о зиме. В ходе данной работы у детей возник познавательный интерес к времени года, дети стали задавать вопросы. Например, возник вопрос, как появляется узор на окне? Почему узоры разные? Поэтому следующим этапом в нашей работы был поиск ответов, в ходе которых дети выяснили, что узоры на окне появляются в то время, когда воздух охлаждается и влага, которая в нем содержится, превращается в кристаллики льда. В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему «Олимпийские талисманы Сочи», я знакомила детей с историей и традициями проведения Олимпийских игр, решала задачи образовательной области «Познание», включая в игровую деятельности, закрепляла представления детей о зимних видах спорта. В дидактической игре «Спорт» детям необходимо было выбрать и назвать зимние виды спорта. Расширяя кругозор детей и решая задачи образовательной области «Социализация», знакомила с профессией – спортсмен, воспитывала уважительное отношение к труду взрослых. Через использование беседы подвела детей к осознанию того, для чего нужно заниматься спортом, что значит быть здоровым. Так в ходе НОД решались задачи образовательной области «Здоровье». Используя игру «Опиши, я угадаю» упражняла детей в умении составлять описательный рассказ о игрушке и решала задачи образовательной области «Коммуникация». Включение детей в продуктивную деятельность, позволило закрепить представления детей о талисманах игр в Сочи и развивать творческие способности детей. В ходе непосредственно образовательной деятельности по заучиванию стихотворения А. Н. Плещеева «Весна» я продолжала знакомство детей с произведениями русских поэтов, решала задачу образовательной области «Чтение художественной литературы». Перед заучиванием стихотворения я предлагала детям прослушать отрывок музыкального произведения А. Вивальди и поразмышлять над тем, что услышали дети, почему это музыка «пробуждающей природы?» Используя этот методический прием, я решала задачи образовательной области «Музыка». В ходе проведенной беседы «Что бывает весной?» дети закрепили представления о весенних изменениях в природе. Таким образом, были решены задачи образовательной области «Познание». Перед заучивание стихотворения провела работу с такими словами, как «миновала», «повеяло», «лазурь», разъяснила их для понимания детям с целью активизации словаря и решения задач образовательной области «Коммуникация». Успешному заучиванию произведения способствовал метод использования схем – моделирования.