Доклад к конференции «Педагогическое сообщество-2016» «Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста»

Ольга Чистова
Доклад к конференции «Педагогическое сообщество-2016» «Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста»

Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

выполнила воспитатель МДОУ №14

комбинированного вида г. о. Шуя

Чистова Ольга Владимировна

Гендерный подход, гендерная психология, гендерная педагогика, гендерное обучение, гендерное воспитание – новые понятия, пришедшие в образовательную среду в последнее десятилетие.

Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:

- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина).

- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).

- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психологические и возрастные особенности ребенка. Система дошкольного воспитания сильно феминизирована, да и дома значительная часть детей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект.

Вид проекта: Познавательно-творческий., долгосрочный 1 год 2015-2016 уч. год

Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Цель проекта: Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Задачи проекта:

• Создание предметно - развивающей среды в группе с учетом интересов мальчиков и девочек;

• Заложить представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;

• Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании;

• Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;

• Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей

Ожидаемые результаты проекта

У детей

• определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

• осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;

• желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.

У родителей

• активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;

• проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

В течении учебного года с родителями проводится большая работа: это и различные консультации «Что такое гендерное воспитание», «О русских традициях в воспитании девочек и мальчиков», обязательное анкетирование «Роль семьи в воспитании мальчика, девочки», совместные развлечения. ()

У педагогов

• содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи по средствам русских народных песенок «Пошел котик во лесок», «Андрей-воробей» и т. д., хороводных игр, чтение сказок

• разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»; развлечений «Папа может все что угодно», «Играем с мамой».

• разработка консультативно-практического материала для родителей «Я мама, Я-папа», «Воспитывать мальчишек, воспитывать девчонок», почтовый ящик «Спрашивайте-отвечаем».

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Условно групповое помещение подразделяется на зоны:

- зона умеренной активности («Центр познания», «Центр книги»)

- зона средней активности («Центр конструирования», «Центр творчества»);

- зона повышенной активности («Центр двигательной активности», «Центр театра», «Центр игры»)

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия с учетом индивидуальных и гендерных особенностей.

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра - значимое условие формирования половой идентичности. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики - шумные, наполненные движениями.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», и т. д. отражают разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе.

При организации сюжетно-ролевых игр важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между мальчиками и девочками. В процессе игр дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом построена и театрализованная деятельность.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Дети охотно конструируют для коллективных игр. При этом мальчикам поручается «тяжелая» работа: «подвести материал, установить основные крупные детали» и т. д. (с учетом гендерных особенностей).

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

• На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

• На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

• На наличие атрибутики и маркеров (дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; подбирать двух цветов полотенца для вытирания рук, покрывала на кровати, мешочки для хранения обуви)

В рамках данного проекта, в октябре, в непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» мальчики и девочки нашей группы создали панно «Ладошки девочек и мальчиков нашей группы»

Цель: способствовать установлению эмоционального контакта с каждым ребёнком; вызывать интерес к совместной деятельности со взрослым; побуждать мальчиков и девочек узнавать свои ладошки на панно.

Материалы: ватман, гуашь синего и красного цветов, кисть.

• Работа идёт по подгруппам (мальчики, девочки) ;

• Разминаем ладошки: пальчиковая игра «Дом»;

• Девочкам предлагается краска красного цвета, мальчикам синего; красят ладонь и пальчики краской (кистью или поролоном, делают оттиск в форме цветка)

Так же проводилась образовательная деятельность с учетом гендерных особенностей в ходе режимных моментов:Игровая обучающая ситуация «Одень Машу (Мишу) на прогулку. Цель: развивать у детей интерес к совместным играм. Формировать навык последовательного сбора на прогулку.

Хороводная игра «Кошки-мышки» цель: способствовать сближению детей, проявлению интереса друг к другу, идентифицировать себя с женским, мужским именем.

Игра «Злюка» цель: упражнять в проявлении эмоционального состояния, формировать навык управления своими эмоциями.

Так же гендерная социализация проявляется и в самостоятельной деятельности детей.

Предоставлялись атрибуты для хороводной игры «Подарки» для самостоятельной организации деятельности детей. Цель: поддерживать положительный эмоциональный настой детей.

Памятки для родителей «Советы по воспитанию мальчиков и девочек» цель: содействовать пониманию социальных ролей женщины матери, мужчины – отца, мальчика – сына, девочки – дочери.

Проект еще не выполнил своих задач, но на протяжении данного периода дети испытывали огромный интерес к различным видам детской деятельности. Родители также активно включились в образовательную деятельность, осознав насколько важно гендерное развитие детей, начиная с раннего возраста. Родители подбирали художественный материал к данной проблеме: малые фольклорные формы, стишки, песенки с именами детей; оказали помощь в обновлении предметно-развивающей среды с учётом половой идентификации ребёнка.

Дети получили знания о названиях одежды, обуви, аксессуаров. Пополнился предметами «девичий» уголок, уголок мальчишек Родители стали больше обращать внимание на эстетичность внешнего вида ребёнка: дети стали более опрятными, девочки одели платьица и юбочки (вместо привычных шортиков и джинсов) ; у мальчиков в гардеробе появились жилеточки, рубашки, брюки (вместо привычных футболок и батников).

Мальчики стали более внимательными к девочкам: пропускают девочек вперёд, придерживают дверь, помогают принести стульчик.

Таким образом, увидев заметные изменения в группе, выражающиеся в сплочении коллектива детей и родителей, в познавательной активности детей, в эстетике внешнего вида детей, в развитии эмпатии у детей, я считаю, что необходимо продолжать работать над гендерным развитием детей на протяжении всего дошкольного периода.

Литература:

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998.

2. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с

3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. «Мальчики и девочки – два разных мира» Линка-пресс, Москва, 1998.

4. Иванова О. И., Щетинина А. А. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006.-124с.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_pfbn7.pptx | 9200,33 Кб | Скачан: 48
 
Публикации по теме:

Социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях ДС Социализация человека- явление сложное, а полноценное социально- нравственное развитие происходит под влиянием разных факторов: наследственности,.

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими.

Доклад «Причины организации звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Звуковая культура речи – это составная часть.

Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников «Ребенок – это художник, творящий реальность» (Пабло Пикассо) Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не.

Паспорт общеобразовательной группы младшего дошкольного возраста «Капитошка» 2015–2016 год МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Детский сад комбинированного вида №103" Заводского района г. Саратова Паспорт.

Родительское собрание «Адаптация и социализация детей дошкольного возраста» Социализация детей - специфический социальный процесс. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,.

Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,.

Социализация детей дошкольного возраста средствами трудовой деятельности Актуальность Проблема трудового воспитания дошкольников – одна из важнейших задач педагогики. Она имеет не только педагогическое, но и.

Творческая социализация детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества В настоящее время современное общество испытывает потребность в самостоятельных, творческих и активных личностях с ярко выраженными индивидуальными.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Доклад к конференции «Педагогическое сообщество-2016» «Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 июня 2016 в 19:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для воспитателей и родителей «Вязание — лучшее хобби для женщин»
В прошлом вязание было необходимо для создания тёплой одежды и одеял, а сегодня оно может показаться устаревшим ремеслом, но это не так. Наоборот, в...
Консультация «Подарок папе своими руками». Часть 8
Поделки из бросового материала Пластиковые бутылки относятся к ненужным предметам, от которых мы избавляемся практически каждый день. В тоже время –...
Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему»
Приложение № 3 к положению о конкурсе грантов члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р. Э. Гольдштейна для молодежных авторских...
Фотоотчет «Наблюдение за первыми всходами цветов»
В нашем регионе, Крым, еще не закончилась зима, природа уже проснулась. Появляется везде первая зелень. Первые всходы цветов на клумбе и стали объектами для...
Опытно-экспериментальное занятие в группе раннего возраста «Лук — мой друг от ста...
Участники совместной работы детского сада с. Прохоры: дети группы раннего возраста, воспитатель МБДОУ №3 «Рябинка». Данный проект называется «Лук - мой друг...