Приложение МААМ

Самостоятельность и самостоятельная деятельность: понятия

Юлия Харрасова
Самостоятельность и самостоятельная деятельность: понятия
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад к педсовету.

Самостоятельность и самостоятельная деятельность, понятия.

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Самостоятельность – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

Публикация «Самостоятельность и самостоятельная деятельность: понятия» размещена в разделах

Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:

1. совокупность средств, знаний и умений;

2. побуждение к действию.

Дошкольника можно назвать самостоятельным, если его поведение характеризуется комплексом всех основных показателей — независимостью, инициативностью, целеустремленностью и оптимизмом. Несформированность хотя бы одного из них делает неправомерной высокую оценку. Потому что каждое из названных умений, являясь необходимым условием развития самостоятельности вашего малыша, взятое отдельно, не может гарантировать необходимый уровень активности личности. Так, оптимистически настроенный и независимый ребенок совсем не обязательно оказывается способным проявить в деятельности целеустремленность и творчество, а инициативный — независимость от мнения других и т. д.

Условия развития самостоятельности:

-независимость

-инициативность

-целеустремленность

-оптимизм

Самостоятельность тесно связана с волей, потому что решение задачи требует от вашего ребенка целеустремленности, волевых усилий, умения проявлять настойчивость. Волевые черты личности являются стержнем самостоятельности. У самостоятельного ребенка всегда достаточно сильно развита воля, он решителен в своих выборах и оценках, уверен в достижении цели.

Существует определенная связь между самостоятельностью и эмоциями ребенка: задача, которую ему для решения предлагает взрослый, должна стать его задачей, приобрести для него смысл, стать переживанием. Характер чувств, которые проявляет ваш ребенок во время самостоятельного исполнения, связан с его интересами.

Говоря о самостоятельности детей, нельзя не затронуть такую важную тему: «Личностно-ориентированная модель воспитания», цель которой раскрытие и развитие индивидуальности каждого ребенка на основе формирования базиса его личностной культуры. В этом процессе огромное внимание уделяется личному (субъектному) опыту ребенка, который служит необходимой опорой при обучении. Она заключается в организации такой образовательной среды, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта. Уважая индивидуальные интересы и потребности каждого ребенка, мы признаем за ним право самостоятельно решать, чем и как ему заниматься. Для этого в группе создается комфортная, вариативная и изменчивая развивающая среда, насыщенная широким разнообразием сменяемых деятельностей и материалов, которая помогает детям сделать самостоятельный и осознанный выбор. При таком подходе понятие образца как чего-то статичного и единообразного (то есть предполагающего единственно правильный способ поведения или деятельности) уступает место понятию нормы как проявлению многообразия равновозможных способов поведения или деятельности. Овладение такими нормами позволяет ребенку самостоятельно и осознанно найти свое собственное место, исходя из своих индивидуальных особенностей. Наблюдая за деятельностью детей, необходимо оказывать им помощь и поддержку только в той мере, насколько это необходимо для их дальнейшего развития.

Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:

– обогащение арсенала умений;

– побуждение детей через изменение условий;

– постановка новых задач.

Поэтому основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т. д.

В психологии считается, что степень развития самостоятельности определяется возможностью перехода к более сложной деятельности.

Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. Самостоятельная деятельность, наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

А. И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время.

Таким образом, функция воспитателя — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Самостоятельная деятельность дошкольника»Фотоотчет «Самостоятельная деятельность дошкольника» Что же такое самостоятельная деятельность?Это такая работа, которую выполняет ребенок без непосредственного участия воспитателя. Воспитатель.

Игра — первая самостоятельная деятельность детей Анна Петровна Чернова воспитатель МБДОУ детский сад "Колокольчик" С. Арбаты, Таштыпский район, Хакасия Игра-первая самостоятельная деятельность.

Консультация для педагогов «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста» Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Самостоятельная деятельность детей раннего возраста разнообразна: сюжетно – ролевые.

Консультация для воспитателей. Самостоятельная художественная деятельность ребенка Самостоятельная художественная деятельность – реально существующая сторона жизни ребенка. Наша задача – показать такую самостоятельную деятельность,.

Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является одной из главных.

Самостоятельная деятельность в первой младшей группеСамостоятельная деятельность в первой младшей группе самостоятельная деятельность у детей- это деятельность, которая приучает детей к самостоятельности, к взаимодеятельности,к помощи друг другу.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Фотоотчёт.Самостоятельная игровая деятельность детей. Фотоотчёт. Самостоятельная игровая деятельность детей. Фотоотчёт. Любовь Шандура. Самостоятельная игровая деятельность детей ДОУ обусловлена необходимостью.

Самостоятельная игровая деятельность детей подготовительной к школе группыСамостоятельная игровая деятельность детей подготовительной к школе группы Как известно, ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра. Но зачастую, в подготовительной группе этому не уделяют.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Подготовленный ребенок к школе — значит ребенок научился действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей по теме «Грибы»Самостоятельная продуктивная деятельность детей по теме «Грибы» Здравствуйте, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня хочу предоставить Вашему вниманию отчёт по продуктивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самостоятельность и самостоятельная деятельность: понятия
Опубликовано: 14 марта 2017 в 18:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самостоятельность и самостоятельная деятельность: понятия» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Харрасова (УИ 393700) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД