Папки-передвижки

Доклад к семинару-практикуму «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»

Нехай Заира Руслановна
Доклад к семинару-практикуму «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ?

Сенсорное развитие (сенсорика)это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни, важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию. Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными. Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Публикация «Доклад к семинару-практикуму „Сенсомоторное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах

ВИДЫ СЕНСОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Сенсорные ощущения классифицируются:

• визуальные (зрительные); осязательные;

• обонятельные;

• слуховые;

• вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

• размере; форме; цвете; звуках; вкусе; запахе.

Основными задачами сенсорного развития детей являются :

• формирование правильных сенсорных эталонов;

• формирование правильных персептивных реакций (чувственных восприятий);

• приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на персептивные процессы.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать :

• девять основных цветов спектра;

• пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

• три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;

• музыкальные ноты, звуки родного языка;

• четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);

• два температурных определения (тепло, холодно);

• пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1, 5-2 года:

• понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

• ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;

• умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

• способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;

• иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

КОГДА И В КАКОЙ ФОРМЕ НЕОБХОДИМО ПРИУЧАТЬ МАЛЫША К СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЕ

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.

Я выбираю игровую форму обучения, так как игра, занимает важнейшее, ведущее место в обучении маленьких детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, я побуждаю воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию - необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая решается во время игр. Одним из эффективных средств сенсорного развития детей раннего возраста является творческая деятельность, трудовая деятельность, наблюдение за природой, использование игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.). Игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, так как я работаю с детьми 2-3 лет, я ставлю перед собой следующие задачи:

• научить выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты. Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что формировании сенсорной культуры я использую нетрадиционные пособия сделанные своими руками. Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

Наши малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я организовываю жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого в группе создана развивающая среда : оформлен сенсорный уголок, создана галерея нетрадиционных игр и пособий, создан уголок экспериментирования.

Я считаю, что если по сенсорному воспитанию детей брать нетрадиционные пособия, игры, то у детей сформируются необходимые сенсорные способности. Проблема развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника является основой для развития мышления, восприятия. Таким образом, роль нетрадиционных пособий в сенсорном воспитании детей несомненна. В результате проделанной работы по сенсорному развитию у детей накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов. Дети стали больше проявлять интереса к предметам ближайшего окружения, их свойствам. С удовольствием включаются в экспериментирования, проявляют эмоции и словесную активность. Получают радость от этой деятельности. Так как развитие сенсорных способностей это длительный и сложный процесс, я буду продолжать работу с детьми в этом направлении, используя новые нетрадиционные пособия.

Публикации по теме:

Доклад к семинару — практикуму «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО» ДОКЛАД К СЕМИНАРУ – ПРАКТИКУМУ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИКТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО СЛОВЕСНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Доклад «Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации»Доклад «Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации» Доклад на тему: Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации. Автор составитель: Беляева Татьяна.

Доклад «Влияние сюжетно — ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Милэшкэй» Бугульминского муниципального района Республики.

Роль среды в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста Роль среды в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека,.

Из опыта работы «Доклад «Значение дидактических игр в развитии детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Ласточка» Из опыта работы по теме: «Значение дидактических.

Описание презентации к семинару «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» ОПИСАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека.

План работы по самообразованию в группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Воспитатель: Девлишова Юлия Александровна План работы по самообразованию в группе раннего возраста. Группа первая младшая «Теремок» МБДОУ.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие детей раннего возраста С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие.

Развитие речи у детей раннего возраста Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой.

Родительское собрание «Развитие речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возрастаРодительское собрание «Развитие речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста Тема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста Воспитатель Ольга орлова Форма проведения: традиционная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад к семинару-практикуму «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 17:21
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад к семинару-практикуму «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Нехай Заира Руслановна (УИ 1813375) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД