Преемственность между детским садом и школой

Маргарита Шадрина
Преемственность между детским садом и школой

Доклад воспитателя МБ ДОУ ЦРР "Мухоршибирского детского сада "Звездочка" Шадриной Маргариты Борисовны

Тема доклада "Преемственность между детским садом и школой"

Добрый день, коллеги!

Свое выступление мне хотелось бы начать с того, что Федеральный государственный образовательный стандарт ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой, как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

Преемственность понимается, как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность. Первостепенным являются мотивы и желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

Система подготовки детей к школе рассматривается нами в нескольких направлениях:

1. Сотрудничество со школой

2. Взаимодействие с родителями

3. Система методической работы

4. Образовательная и воспитательная работа с детьми

1 часть – сотрудничество со школой

В сотрудничестве нашего детского сада и Мухоршибирской средней школы сложились определенные традиции в установлении преемственных связей. Между нами существует договор о сотрудничестве, составной частью которого является перспективный план нашего взаимодействия, где основной акцент делается именно на воспитание, а не на образование.

За год до поступления детей администрация школы определяет учителя, к которому они придут первого сентября. В течение года учитель знакомиться с будущими учениками, посещая детский сад. При этом воспитатели подготовительной группы помогают детям установить контакт с их будущим школьным учителем.

Экскурсии дошкольников в школу оставляют особенно радостное впечатление у детей. Дети постепенно узнают условия и традиции школьной жизни, получают возможность посидеть на уроке за партой, поучаствовать в диалоге с учителем и учениками. Воспитателями подготовлен проект экскурсий в школу, где дети знакомятся с помещениями школы, ребята сравнивают детский сад и школу, находят сходства и различия.

Между школой и Доу есть совместные мероприятия, в которых принимают участие первоклассники и дети подготовительной группы (календарные праздники, развлечения, спортивные мероприятия). На протяжении нескольких лет организуют акцию «Делай добро», знакомят наших детей с правилами дорожного движения.

Как правило, организуем такие встречи мы в дни каникул. Первоклассники вновь могут вспомнить детский сад, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. Принять участие в спортивных мероприятиях и конкурсах. Самое главное, мы хотим дать почувствовать детям, что их помнят в детском саду.

Школа в свою очередь знакомит нас с результатами прохождения адаптационного периода наших выпускников. Разработанная методика обобщения данных по адаптации первоклассников к школе ставит цель: проведение совместно с учителем начальной школы анализ успешности адаптации первоклассников. Анализ успешности включает перечень вопросов, ответы на которые суммируются в баллы, тем самым определяется уровень адаптации первоклассников. Например:

Уровни адаптации 48 первоклассников

высокий 10 человек

средний 34 человека

низкий 4 человека

Наблюдения показывают, что одна из главных причин трудностей адаптации состоит в резкой смене стиля общения педагога с учеником. Авторитаризм учителя, назидательная позиция «ты должен» подавляет инициативу детей, рождает неуверенность в себе.

Суммируя выше сказанное и учитывая опыт работы наших коллег представлена данная таблица, которая отображает взаимосвязь работы по преемственности. Наша общая работа по преемственности имела бы успех, если:

Создать в районе координационный совет по преемственности

• Проводить совместные методические объединения, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школ

• Организовывать психологические, коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей

• Необходимо обеспечить взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школ

Вместе с тем сотрудничество педагогов школы и ДОУ выявило ряд проблем:

Рост числа детей с недостатками физического и психического здоровья

Недооценивается значение игровой деятельности

Злоупотребление школьными технологиями, как в детском саду, так и в школе, что ведет к перегрузкам, негативно сказывается на здоровье дошкольников

Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся из детского сада в школу

В школе происходит резкая смена стиля общения педагога с учеником. Преобладает авторитаризм, что подавляет инициативу детей, рождает неуверенность в себе

2 часть – взаимодействие с родителями

Одним из непременных условий подготовки детей к школе является взаимодействие с семьей воспитанников, причем наше взаимодействие мы рассматриваем, как социальное партнерство, что означает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи.

В течение года нами были использованы различные формы работы с семьей. Это и родительские собрания, участниками которых были не только специалисты ДОУ, но и учителя школы. На собраниях и консультациях обсуждались вопросы подготовки детей к школе. Родителей волную вопросы:

Выбор школы

На что обратить внимание в последний год перед школой

Как выработать у ребенка самостоятельность

Чему и как учить до школы

Строить свою работу с родителями невозможно без наличия информационных данных о семьях наших воспитанников. Ежегодное мониторинговое исследование семей включает в себя:

выяснение образовательного уровня родителей

возрастной ценз

количество детей в семье

количество полных семей

количество неполных семей

изучение родительского заказа на образовательные и воспитательные услуги ДОУ

Проверить все стороны готовности к школе поможет суммарный портрет первоклассника, неготового к школе. Внимательно изучив его, родители могут попытаться оценить своего ребенка более объективно.

3 часть – методическая работа ДОУ

В нашем детском саду отлажена система методической работы по подготовке детей к школе. Это педагогические советы, семинары, консультации, методические часы. Организуются совместные педагогические советы, родительские собрания с участием учителей, воспитателей и родителей, на которых разрабатывается взгляд на образ выпускника, согласуются критерии готовности детей к школьному обучению.

Ежегодно детский сад сопровождает переход детей в школу рекомендациями, психолого-педагогическими характеристиками, что на наш взгляд, обеспечивает адаптацию ребенка в школе.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника включает в себя систему воспитательных отношений:

ребенок-взрослый

ребенок сверстник

ребенок в учебной деятельности

общественная позиция дошкольника

мониторинговое исследование семей

Как следствие (этих отношений) большинство детей, поступающих в школу имеют хороший уровень готовности к обучению, легче адаптируются к новым условиям.

4 часть – работа воспитателя по формированию готовности

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:

вырабатывание у детей активного участия и поведения во время занятий, стремление к результату

развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности

воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки)

формирование у детей навыка организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива

Заключение

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время силы и средства для решения задач преемственности.

Ожидаемые результаты нашей совместной работы: обеспечение успешности ребенка на начальных этапах и более легкая адаптация.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Всегда вместе, всегда рядом, за безопасность всем детским садом»Фотоотчет «Всегда вместе, всегда рядом, за безопасность всем детским садом» Безопасность на дороге — одно из приоритетных направлений в работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Через несколько лет.

Праздник знакомства с детским садом для детей младших групп «Здравствуй, детский сад!»Праздник знакомства с детским садом для детей младших групп «Здравствуй, детский сад!» "Здравствуй, детский сад!-2019" праздник знакомства с детским садом для детей младших групп Составила: Коровина Н. Н., Музыкальный руководитель,.

Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» Цель мероприятия: организовать прощание детей с начальной школой, развить чувство сплоченности детей, сформировать положительный образ будущей.

Фотоотчет о празднике «Прощаемся мы с детским садом!» ВидеоФотоотчет о празднике «Прощаемся мы с детским садом!» Видео Вот и закончился первый этап жизни моих малышей,пребывания в детском саду. Быстро пролетело 4 года и нужно уже готовиться к новому жизненному.

Фотоотчет «Лето перед школой»Фотоотчет «Лето перед школой» «Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Транспорт
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Преемственность между детским садом и школой
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 14:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

25 января. День рождения И. Шишкина

Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

Сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями средней группы
Сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями средней группы Цель. Способствовать созданию благоприятных условий для решения задач...
Фотоотчёт занятия по нетрадиционному рисованию «Рисуем мыльными пузырями» в младшей...
Цель : познакомить детей с новым видом рисования в нетрадиционной технике мыльными пузырями. Задачи: -учить выдувать воздух через трубочку,...
Сценарий спортивного развлечения «День рождения снеговика» для детей ДОУ
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности. Задачи: обобщить знания детей о зиме, как о...