Организация внеурочной деятельности младших школьников

Елена Киселёва
Организация внеурочной деятельности младших школьников

Доклад на методическом объединении «Организация внеурочной деятельности младших школьников»

1. Понятие «внеурочная деятельность»

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.

Сегодня, существует массу точек зрения, на определение понятия «внеурочная деятельность», рассмотрим некоторые из них.

Ильина Т. И, внеурочную деятельность называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы.

Советова Е. В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

2. Виды и направления:

Во внеурочной деятельности, так же, как и в любом другом виде деятельности, существует свои виды и направления.

Виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельность школьников находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбору профессии, происходит под влиянием внеурочной работы.

3. Функции

Функции внеурочной деятельности в школе:

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - обогащение и расширение культурно-нравственного уровня учащихся;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребёнка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

4. Роль

Таким образом, внеучебная деятельность – это обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьника, которая должна усилить интерес к изучению того или иного элемента.

Роль внеучроной деятельности велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц.

Внеурочная деятельность предполагает добровольное участие и самостоятельность, которая направляется учителем и способствует углубленному знанию учащихся по предмету, развивающих их познавательные интересы и способности.

Во взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности ведущее место принадлежит учебной. В тех случаях, когда данная взаимосвязь нарушается и внеурочная деятельность строится лишь на интересе учащихся, это приводит к тому, что ученик плохо успевает по предмету.

5. Театрализация как метод работы внеурочной деятельности младших дошкольников.

Организация детского досуга не может обойтись без внесения элементов художественности, в частности театрализации. Показ, оживление, художественное осмысление того или иного факта, документа, события являются сутью театрализации как творческого и художественно педагогического метода

Театрализация как специфический творческий метод способствует превращению игровой программы, праздника, представления, концерта в бифункциональную форму искусства, в котором «информационно педагогическая функция соединяются с художественно эстетической».

И. М. Туманов указывает, что «театрализация помогает возникновению у каждого участника детского праздника и других зрелищных форм потребности к действию, к сотворчеству».

Театрализация предполагает не только особую организацию материала для младших школьников, но и игровую основу их деятельности. Педагогика, философия и психология рассматривают игру как форму моделирования социальных отношений, как одно из важнейших средств воспитания. Еще А. В. Луначарский подчеркивал, что «слово «игра» принадлежит к числу величайших на языке человеческом и знаменует собой понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры».

Значение театрализации в современном мире чрезвычайно велико. Однако воспитательный эффект ее использования целиком зависит от того, в чьих руках и с какой целью этот метод находится и применяется.

Подчеркивая самостоятельную художественную ценность драматургии и режиссуры театрализованных форм досуга, можно с уверенностью говорить об их педагогической значимости, ведь речь идет об искусстве, наиболее тесно связанном с жизнью. В театрализованных формах досуга жизненный материал обрабатывается по всем законам драматургии, пишется и воплощается по правилам сценарного мастерства и режиссуры. Очевидно, как их знание необходимо организатору массовых театрализованных зрелищ и других форм детского досуга.

В основе драматургии массовой досуговой деятельности лежит сценарий. Сценарий — художественно образная основа зрелищного мероприятия. В нем монологи могут чередоваться с диалогами, также описываются все действенные моменты и использование различного рода технических средств. Действие должно быть зрелищным и увлекательным, а сценарий должен быть «зримым», а не просто описательным. Он должен давать ясное представление о том, как все будет происходить в действии.

Приступая к работе над сценарием, необходимо, прежде всего, иметь представление о том, для кого и с какой целью будет проводиться мероприятие. Важно определить его педагогические и художественно творческие задачи, предполагаемый состав участников, художественно эстетические, материальные возможности и запросы, традиции местной аудитории, возрастные и интеллектуальные возможности и запросы участников и зрителей.

Автору сценария следует иметь четкое представление о форме зрелищно игрового досуга, специфике театрализации того или иного вида работы. Он должен решить композиционную задачу сценария, расположение компонентов, составляющих его действие, и установить смысловую и художественно образную связь между ними. Единства действия можно достигнуть при помощи сюжетного или сценарно режиссерского хода, который может стать сквозным стержнем мероприятия.

Сценарий должен иметь начало действия, развитие и кульминацию. Он может содержать в себе игры, художественные номера, развлечения, награждения отличившихся учеников, аттракционы, шествия, фейерверки и многое другое. Все компоненты сценария связываются текстами ведущих, которые зачастую бывают стихотворными, поскольку поэтическая речь всегда выразительна, эмоциональна и наиболее востребована детской аудиторией.

Организатору театрализованного досуга младших школьников важно помнить об их возрастных возможностях восприятия зрелищ, а также о том, что каждая форма массовой досуговой деятельности имеет свои компоненты, составные части, эпизоды. Каждый эпизод тоже должен строиться на основе общих драматургических принципов и иметь кульминационные точки.

От того, насколько грамотно и четко будет составлен постановочный план, как детально он будет разработан, в значительной степени зависит успех проводимого мероприятия.

Постановочный план состоит из двух частей. В первой содержится разработка структуры и основные блоки действия, игры, описание использования звука, света, музыки и четкое чередование эпизодов.

Вторая часть постановочного плана представляет собой монтажный лист, являющийся последовательной записью всех составных элементов досуговой формы.

Каждый эпизод в постановочном плане расписывается следующим образом: его наименование, перечисление участников, место проведения, реквизит, художественное оформление, характер и содержание звукового сопровождения, ответственный за проведение.

Досуговая творческая деятельность младших школьников является одной из ведущих по значимости, поскольку с ее помощью идет процесс формирования коммуникативных качеств учеников, а также она помогает удовлетворению их личностных потребностей.

На технологию организации досуговой деятельности школьников влияют социальная значимость мероприятия, место его проведения и содержание.

Главнейшей педагогической задачей является привлечение всех учащихся к участию в подготовке и проведении конкретной досуговой формы. В ходе подготовки важно, чтобы не только педагоорганизатор, но и его воспитанники понимали цели и задачи мероприятия, могли ответить на вопросы: «Зачем мы это делаем?», «Для кого будет проводиться это мероприятие?», «Какой возраст предполагаемой зрительской аудитории?».

1. Луначарский А. В. Искусство и молодежь. М., 1929.

2. Опарина Н. А. Сценарии и пьесы для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга. М., 2008.

3. Разумный В. А. Выступление на семинаре ВТО: Стенограмма. Текущий архив ВТО. Март, 1979.

4. Туманов И. М. Ради жизни на земле // Культурно просветительная работа. 1975. № 3.

5. Фрумкин Г. М. Сценарное мастерство: кино — телевидение — реклама: Учеб. пос. М., 2008.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе. Актуальность:  На мой взгляд, позитивное содержание.

Консультация «Патриотическое воспитание младших школьников» Консультация на тему: «Патриотическое воспитание младших школьников» Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных.

Профилактика нарушений осанки у младших школьников Методическая разработка по теме: «Профилактика нарушений осанки у младших школьников» По данным Министерства образования и Министерства.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Организация совместной и самостоятельной деятельности младших дошкольников по темам 8 Марта Беседы «Мамины помощники». Рассматривание иллюстраций из книги А. Пахонова «Важные дела», Е. Благинина «Вот какая мама». «Игры наших.

Компьютерная зависимость у младших школьников с ОВЗ Интерес, порождающий манию Если человек не сумеет сам заметить опасность, если не отгородит глухой стеной ту сферу своей жизни и деятельности,.

Развитие познавательной активности младших школьников Гайдарова Д. М., студентка психолого-педагогического факультета,5 курса, филиал СГПИ г. Буденновске г. Буденновск, Российская Федерация.

Трудности в адаптации младших школьников Трудности в адаптации младших школьников. Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому.

Успешная адаптация младших школьников Как готовить ребенка к поступлению в детский сад. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения,.

Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики. Развитие у детей логического мышления - это.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Организация внеурочной деятельности младших школьников
Опубликовано: 30 октября 2018 в 13:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Мастер-класс «Аквариум с рыбками»
Есть у нас стеклянный дом, Поселились рыбки в нем. Даже рыбка золотая В нем живет, забот не зная. ( Аквариум) Наблюдать за красотой рыбок, всегда...
Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики...
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе...