Получи документы

Реализация вариативной части образовательной программы ДОУ через приобщение воспитанников к истокам русской культуры

Марина Буданова
Реализация вариативной части образовательной программы ДОУ через приобщение воспитанников к истокам русской культуры

«Реализация вариативной части образовательной программы ДОУ, через приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры».

В проекте «национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового государства, уважающих права и свободы личности, обладающей высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Публикация «Реализация вариативной части образовательной программы ДОУ через приобщение воспитанников к истокам русской культуры» размещена в разделах

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов. Таким образом, воспитание любви к родному краю, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Для себя я отметила комплекс задач:

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

• Развивать интерес к русским традициям;

• Формировать элементарные знания о правах человека;

• Расширять представление о городах России;

• Знакомить детей с символами государства (герба, гимн, флаг).

• Развивать чувства ответственности и гордости за достижениями страны;

• Формировать чувства уважения к другим, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они предают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к своему народу, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные.

Каждый педагог должен пробудить, а не навязывать чувство любви к Родине. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» нами были выбраны следующие методы:

1. Окружающие предметы, которые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Они – часть великого русского народа.

2. Я широко использую фольклор (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, потешки, считалки, скороговорки т. д.)

В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я приобщаю их к общечеловеческими нравственными ценностям.

В русском фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и четко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.

Большое внимание в работе с детьми в моей работе занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Поэтому фольклорные произведения являются источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое значение отводиться народным праздникам и традициям. Проводя досуг, развлечение мы знакомим детей с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

4. Знакомство детей с русским фольклором связано с ознакомлением декоративной росписью. Это позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Моя образовательная цель состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно так развивается личностная культура ребенка, как основа патриотического чувства и любви к Родине.

В своей работе с детьми я стараюсь уже с младшей группы приобщить детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игре – забаве и др.). малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.

Я ставлю перед собой задачи знакомства детей с декоративно - прикладным искусством хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. О т возраста к возрасту, я усложняю задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно – прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом. Я продолжаю знакомить детей с использованием в повседневной речи старославянские слова и изречения, использую потешки, поговорки и др.

Детям моей группы особенно интересны занятия, которые проходят в «Русской избе». Здесь дети знакомятся с утварью, обстановкой избы, обычаями, русской печкой и др. Особенно детям нравится домовенок Кузя и его замечательная песенка:

Домовой за печкой жил,

С ребятишками дружил,

Он Хозяйке помогал,

Всех детей он развлекал

Он за печкою сидит,

Иногда слегка ворчит,

А вообще он удалой,

Самый лучший в мире Домовой!

Ват так!

Убранство избы, помогает детям настроится на лирических лад, они более откровенны и занятие проходит в форме игры или развлечения. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторить песенки действующих лиц и даже повторить интонацию, закладываются основы театрализации. Дети легко запоминают образы, чувствуют рифму, ритм.

Речь детей обогащается запоминающимися ему словами, выражениями. При чтении потешек, стихотворении и т. д. выделяется их ритмичность, музыкальность, наивность. Я стараюсь голосом выделить образные выражения, которые развивают у детей способность замечать красоту, богатство русского языка. Рассказывая сказку, я стараюсь, чтобы дети могли понять, почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. Изучая с детьми малые формы фольклора, я раскрываю пред детьми богатство русского языка и дети начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности меткости, образности. При целенаправленной работе можно развить поэтический слух ребенка. У детей моей группы развивается устойчивый интерес к народному искусству, что способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности, формированию уважения к труду и таланту мастеров. На занятиях я предполагаю активное участие всех детей и используя различные фольклорные формы. Это позволяет привлечь к участию пассивных и застенчивых детей. Таким образом, помимо познавательного и эмоционального развития, занятия по ознакомлению детей с фольклором способствует социальному развитию детей.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, я сочетаю с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, независимо от цвета и вероисповедания.

Я стараюсь в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей. К концу дошкольного периода наши дети знают: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д. Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенности детей, учитывая следующие принципы:

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы, я считаю, наиболее целесообразно по следующим темам : «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, оббьем познавательного материала, слаженность, и, следовательно, длительность изучения. Отдельные темы, я стараюсь приурочить к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Например, «Богатыри Русской земли» - в феврале (пред Днем Защитника Отечества).

Основной формой воспитания у детей к любви к родному краю являются тематические занятия. Я стараюсь организовать их так, чтобы они повышали детскую мыслительную деятельность. Этому помогают приемы сравнение (труд продавца – раньше были счёты, а тепер компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Я приучаю детей самостоятельно анализировать, делать обобщения, выводы. Нужно отметить, что для детей дошкольного возраста характерны: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Учитывая возрастные особенности у детей, я широко применяю игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например: в игре «Магазин сувениров» я предлагаю ребенку определить: где и, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, гжель, дымка). Поэтому каждая тема у меня подкреплена играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, рисунков).

Для ознакомления детей с бытом, традициями народов я стараюсь использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку, но и «живые» наглядные предметы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).

Я запланировала себе следующую работу по привлечению семьи к нравственно – патриотическому воспитанию детей :

• Мини – исследования (я вместе с родителями выберем и определим тему исследования, разумно ограничивая ее с территориальные и временные рамки). Например, «Истории я нашей улицы» (где находится детский сад, «История нашего микрорайона» и др.

• Работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д.).

Все это приобщает детей к истории и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

В результате проведенной работы с дошкольниками, у детей:

- сформировалось бережное отношение к природе и всему живому, проявляются чувства отзывчивости и привязанности;

-появился интерес к традициям своего народа;

-у большинства детей присутствует уважение к труду взрослых и сверстников;

-сформированы элементарные знания о правах человека;

-дети ознакомлены с символами государства (герб, гимн, флаг);

-развиты чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-сформированы чувства уважения к другим народам, их традициям;

- привито чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.

Изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

1. Корни каждого – в истории и традиции семьи, своего народа, прошлом края и страны.

2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.

3. Счастье семьи – счастье и благополучия народа, общества и государства.

Публикации по теме:

Доклад «Анализ образовательной деятельности ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» п. Преображение Лазовского.

Доклад для родителей «О проблемах психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к успешному обучению в школе» Многие из вас, тов. родители, готовя ребёнка.

Доклад (из опыта работы) «Музыка и движение» Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональное переживание, рождаю определенное настроение под влиянием которых и движения.

Доклад на МО «Педагогический поиск» Социализация детей Особой заботы средствами музыки. Конспект занятия для педагогов на МО. Музыкальный руководитель МБДОУ №69 Панова И. А.

Доклад «Растим патриотов» Доклад на тему: «Растим патриотов» (из опыта работы) Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших.

Доклад «Природа в развитии ребенка» ПРИРОДА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА Всё чаще мелькает в печати выражение «хищное, жестокое отношение к природе». Почему же человек, венец всего живого,.

Доклад «Дошкольники и спортивные игры» Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная.

Доклад «Эмоциональная сфера дошкольников» Доклад Эмоциональная сфера дошкольников Тема: Развитие эмоциональной сферы детей Эмоциональная сфера это переживания ребенком, его отношения.

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» МБДОУ «Укырский детский сад» Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Подготовил: воспитатель Багайникова.

Доклад «Здоровьесберегающие технологии» «Оздоровление детей через музыку, движение, речь» Человек- высшее творение природы. Но для того, чтобы насладиться ее сокровищами он должен.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация вариативной части образовательной программы ДОУ через приобщение воспитанников к истокам русской культуры
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 16:10
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД