Доклад на МО «Проблемы интеллектуального развития детей, поступающих в СРЦ»

Лариса Николаевна Золотухина
Доклад на МО «Проблемы интеллектуального развития детей, поступающих в СРЦ»

Проблема интеллектуального развития детей, воспитывающихся в социально-реабилитационном центре, является очень актуальной. Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом "задержка психического развития".

Интеллектуальную сферу детей, поступающих в социально-реабилитационный центр, характеризует, прежде всего: отсутствие интереса к занятиям продуктивной деятельностью; отсутствие социально направленной инициативы. Круг собственных интересов детей часто ограничивается потребностями физиологического уровня. В ситуации общения со взрослыми преобладают защитные психические реакции (избегание, протесты, ложь, неподчинение); познавательный интерес не выражен; мотивационный компонент познавательной деятельности не сформирован; положительные мотивы учения ситуативны, кратковременны; произвольность в процессе учебной деятельности носит характер «из под палки»; относительная бедность представлений и понятий. Мышление, опирающееся у ребенка в основном на чувственный опыт, кажется вялым, недостаточно интенсивным и мобильным. Часто результативность интеллектуальной деятельности снижена именно по этой причине.

Наблюдения и диагностика свидетельствуют, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако занятия с детьми выявляют повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детей среднего школьного возраста. Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников является влияние среды, педагогическая запущенность. И одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения с родителями.

Решение проблем интеллектуального развития в своей деятельности я осуществляю через практические и тематические занятия, через коллективные творческие дела, подготовку к открытым мероприятиям и занятиям, через индивидуальную работу с детьми, при выполнении домашних заданий. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований воспитанников, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют интеллектуальному развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность подростка.

На занятиях обсуждаем вопросы о роли знаний и образования в жизни человека. Для повышения учебной мотивации использую следующие формы работы: тематические викторины, занятия-дискуссии, игры-путешествия, разгадывание кроссвордов, решение логических задач и др. Воспитанникам прививаю мысль, что учёба – их главный труд.

Формирование интеллектуальных способностей и познавательной активности является основополагающим фактором в умственном развитии. Для развития познавательного интереса включаю в свои занятия упражнения, при выполнении которых у детей возникают вопросы, требующие объяснения. Подбираю задачи и упражнения, вызывающие желание самостоятельно добиваться решения. Организую поиск ответов или решения через ряд преодолимых трудностей, приводящих к положительному результату. Применяю упражнения на коррекцию восприятия, разнообразных видов памяти, мышления, его форм и основных операций, на улучшение качества внимания и увеличение его объема. Занятия-тренинги и практикумы создают у подростков средствами групповой практической деятельности различные аспекты позитивного и коммуникативного опыта, опыта общения. Они состоят из трех блоков: разминка, упражнения, итоговая рефлексия (обратная связь). Обратной связи уделяю особое внимание, т. к. для меня очень важна информация, которая поступает от воспитанников. Подводя итоги занятия задаю вопросы обобщающего характера по данной теме. Дети дают оценку работы на занятии. Управление воспитательным процессом строю главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в моем распоряжении, тем эффективнее воспитательное воздействие. Стараюсь проводить занятия в доброжелательной обстановке, обязательно создаю ситуацию успеха: положительное подкрепление при выполнении заданий, уважительный и демократичный стиль общения на занятиях. Отмечаю даже самые маленькие успехи подростка. Включаю упражнения не только для коллективного выполнения, но и индивидуальные (работа по карточкам, работаем в парах. Для каждого занятия готовлю дидактический или наглядный материал.

Наиболее эффективными средствами реализации, поставленных в программе задач, считаю игры. Они не только развивают познавательную активность и познавательные способности подростков, расширяют их кругозор в различных областях знаний, но и способствуют определению общей эрудиции и проверке знаний, получаемых при изучении школьной программы. С помощью игр снимается напряжение, поддерживается доброжелательная атмосфера в группе, корректируются взаимоотношения в коллективе. По программе мною разработаны и собраны в папки игры: интеллектуально-познавательные, деловые, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, конкурсно-игровые программы. Программа содержит игры, охватывающие тематику по разным предметам школьной программы. Часто использую такую форму работы, как диалог «педагог-воспитанник». Результатом такого диалога является установление доверительного контакта с подростком. Последовательность диалога складывается из накопления согласий, поиска интересов, приятия особенных (индивидуальных) качеств, выявления «опасных» качеств, совместного анализа и выбора действий. А также, я применяю занятия-тренинги, включающие тренировочные упражнения, которые являются эффективным видом деятельности для развития интеллектуальных способностей.

При выборе форм воспитательной работы учитываю следующие факторы: 1) цель воспитания; 2) содержание и направленность воспитательных задач; 3) возраст воспитанников, уровень их развития и личного социального опыта; 4) особенности детского коллектива.

Чтобы проследить за результатами и добиться успеха, необходимо провести с детьми по изучаемой теме ряд занятий. Начиная тему я провожу диагностику с целью определения уровня интеллектуальных способностей. По окончании занятий по данной теме провожу повторную диагностику, с целью наблюдения динамики в развитии детей. Занятия дают положительный результат. По каждому разделу программы было проведено диагностирование. У 60% поступающих воспитанников низкий уровень развития интеллектуальных способностей, у 30% - средний уровень и только у 10% подростков интеллектуальные способности на уровне. В результате реабилитационной работы по программе у 50% ребят интеллектуальный уровень повысился до средних и высоких результатов. Прослеживая изменения в результатах диагностики индивидуального развития воспитанников, отчётливо видно улучшение уровня интеллектуальных способностей.

Публикации по теме:

Технология проектирования как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста .«Дети с угнетенными чувствами - это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью. Там, где нет свободного проявления.

Актуальные проблемы художественно-эстетического развития детейАктуальные проблемы художественно-эстетического развития детей Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие.

Доклад «Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста. слайд 2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Консультация «Исторический аспект проблемы развития дошкольников с нарушением интеллектуального развития» Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха.

Консультация «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития» Развитие в дошкольном возрасте является, как известно, продолжением развития, которое мы наблюдаем в раннем возрасте. Несмотря на то, что.

Проблемы развития речи детей Современный мир невозможен без сотовых телефонов, телевизоров, компьютеров, ноутбуков, планшетников, и. т. д. Еще несколько десятилетий назад.

Психологические проблемы детей, поступающих в Центр и способы их коррекции Психологические проблемы детей поступающих в Центр и способы их коррекции. Можно выделить несколько психологических проблем, над которыми.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

«Шашечный турнир» — создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. развитие у детей пространственных представлений, образного и логического мышления; 2. закрепление умение выполнять игровые.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Доклад на МО «Проблемы интеллектуального развития детей, поступающих в СРЦ»
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 13:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют...
Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? ( ответы и предположения детей ) Лесник -...
Тряпичная кукла «Колокольчик».
Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение: игровая...
Конкурсная программа к 23 февраля для мальчиков «Морской бой» в 1–2 классе
«Морской бой» Сценарий конкурсно-развлекательной программы к 23 февраля Участвуют две команды по 10 человек. Капитаны заранее распределили должности...
Педагогическое эссе «Я, и моя профессия — воспитатель»
Я, и моя профессия - воспитатель « Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель,...
Значение музыкально-дидактических игр в развитие ребенка дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут...